Культура Певцы у микрофона: как прошла премьера программы, посвященной Высоцкому

Певцы у микрофона: как прошла премьера программы, посвященной Высоцкому

Это вторая часть цикла о русской поэзии, задуманного худруком хора «Млада» Ольгой Выгузовой

Премьера должна была состояться 25 января, но ее перенесли. К лучшему, считают организаторы

27 февраля в ДК Солдатова в Перми академический хор «Млада» и заслуженный артист России Евгений Дятлов представили новую совместную работу — программу «Высоцкий». И несмотря на перенос концерта, несмотря на омикрон и ковид-контроль на входе, несмотря на то что день рождения Владимира Семеновича миновал, зал был полон (партер, ложи и балконы). Публика, говорят организаторы, аплодировала после каждого номера, а на сцену потоком текли цветы.

«Высоцкий» — вторая часть цикла о русской поэзии, задуманного заслуженным деятелем искусств России, художественным руководителем и дирижером «Млады» Ольгой Выгузовой. Первый спектакль — «Есенин» — зрители увидели в апреле 2021 года, и когда в финале зазвучал отрывок из монолога Хлопуши, тень Высоцкого словно промелькнула на сцене. Ведь Хлопуша, герой драматической поэмы Сергея Есенина «Пугачев», — одна из лучших ролей, сыгранных Высоцким в Театре на Таганке. А самая знаменитая, конечно, Гамлет. Все, кто любит Высоцкого, об этом знают, так же, как знают наизусть его песни, помнят его работы в театре и кино, слышали легенды о нем.

Творчество Высоцкого трудно охватить в коротком представлении. Но хор «Млада» рискнул, и риск оправдался
Творчество Высоцкого трудно охватить в коротком представлении. Но хор «Млада» рискнул, и риск оправдался
Творчество Высоцкого трудно охватить в коротком представлении. Но хор «Млада» рискнул, и риск оправдался
Творчество Высоцкого трудно охватить в коротком представлении. Но хор «Млада» рискнул, и риск оправдался
1 из 4
Творчество Высоцкого трудно охватить в коротком представлении. Но хор «Млада» рискнул, и риск оправдался

— Не всякий поэт больше, чем поэт даже в России, однако к Высоцкому эти слова Евгения Евтушенко имеют прямое отношение. Он зацепил страну, затронул — тронул — важные струны души. Высоцкий не просто часть отечественной культуры, он часть самосознания нации. Именно потому сделать о нем спектакль непросто. Его песни слишком привязаны к интонации и голосу автора. Его творчество и сюжет судьбы трудно охватить в коротком — около двух часов — действии. Однако хор «Млада» рискнул, и риск оправдался. С первых звуков зрителей подхватила мощная волна, программа от начала до конца не шла, а летела на едином дыхании солиста, хора и зала, — рассказывают организаторы.

После каждого номера зрители апплодировали стоя

Евгений Дятлов не пытался играть Высоцкого, но ему удалось неизменно оставаться центром действия. С первого появления, когда вместе с мужской частью хора он спел программное «Я не люблю», до драматического финала — стихотворения Бориса Пастернака «Гамлет», после которого «Млада» исполнила заключительный номер программы — «Памяти поэта» Д. Тухманова и А. Вознесенского.

Зрители увидели настоящий спектакль. С драматическим конфликтом и непрерывным взаимодействием артистов, с точным ритмическим движением. Видеоряд не просто иллюстрировал действие, а стал его органичной частью. Звук, свет, костюмы, работа в режиме нон-стоп, каждый жест дирижера создавали единое смысловое пространство.

Свет, звук и костюмы создали единое смысловое пространство

Кроме песен, стихов и прозы самого Высоцкого, в программе прозвучали произведения Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной — ближнего дружеского круга, блистательной плеяды шестидесятников, без которых нельзя представить отечественную культуру второй половины XX века. Это поэтическое поколение было полноправным героем действия. Да и само время — от бурных шестидесятых до глухих восьмидесятых — стало важной составляющей происходящего. Ведь не случайно Вознесенский когда-то написал о Высоцком:

«И как Шлиман раскапывал Трою,
Взяв на веру слепого Гомера,
По стихам твоим внуки откроют
Наши муки и нашу веру»

Главные темы спектакля — творчество, выбор, противостояние, любовь, дружба — это главные темы Высоцкого, продолжают организаторы.

— В единое полотно их сшила анкета, заполненная Владимиром Семеновичем 28 июня 1970 года в перерыве между выходами на сцену. В тот день на Таганке играли два спектакля и артист был занят в обоих. На раздумья времени не хватало, он отвечал кратко: о вкусах, мечтах, идеалах, надеждах… Иногда отшучивался, иногда был откровенен. Быть может, потому анкета так точно запечатлела личность и цельность натуры. Перечитав свои ответы восемь лет спустя, Высоцкий удивленно воскликнул: «Ну надо же, и добавить нечего. Неужели я так законсервировался?» — поделились представители хора «Млада». — Не законсервировался. Остался верен себе. Не это ли привлекает к нему людей и сегодня?..

В финале программы возникла трагическая тема судьбы, понесли «кони привередливые». А затем зазвучало «Гул затих, я вышел на подмостки…» Эти стихи Бориса Пастернака Высоцкий читал когда-то в легендарном спектакле Таганки. Быть может, рассуждают организаторы, только искусство и способно восстановить распавшуюся «связь времен»?

1 из 4

Но, конечно, главным в программе была музыка. Несколько песен Евгений Дятлов спел соло: «Что за дом притих», «Баллада о борьбе», «Романс», «Сентиментальный боксер», «Она была в Париже». Его манера исполнения, максимально близкая к авторской, подчеркнула: «Млада» как всегда представила собственное прочтение музыкального материала. Аранжировки для хора и инструментальной группы создали Сергей Выгузов, Ольга и Яков Саравайские. Благодаря их мастерству «Беда» в исполнении женской части хора прозвучала щемяще-пронзительно, в народной традиции. Изящные попурри Cinema Frances — мелодии из французских кинофильмов — задали теме любви ностальгическую ноту. А «Утренняя гимнастика», где в текст то и дело врывались бодрые советские песни о спорте, превратилась в яркий комедийный номер.

Несколько песен Евгений Дятлов спел соло

Вошли в программу и песни Высоцкого, написанные для кинофильмов: «Вершина», «Деревянные костюмы», «Баллада о любви». А также «Грузинская песня» Булата Окуджавы, «По улице моей» М. Таривердиева и Б. Ахмадулиной и — неожиданно органично — «Вот опять окно» Марины Цветаевой на музыку М. Таривердиева.

— Премьера новой программы хора «Млада» состоялась во всех смыслах. Хотелось бы, чтобы этот музыкальный спектакль продолжил жить, чтобы его увидели не только пермские зрители. Особенно юные. В день концерта в зале было много молодых, и для кого-то из них (как и для некоторых артистов хора) спектакль стал открытием Высоцкого. Живого. Не застывшего в граните. Поэта, который по-прежнему говорит с людьми страстно и честно, дает силу жить и заставляет певцов вставать к микрофону, словно к амбразуре, — заключили организаторы.

Новости компаний.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем