
В Перми и крае немало врачей — специалистов высокого класса, к которым хотят попасть пациенты не только из Прикамья
О медицинском туризме в последнее время говорят многие, включая главу федерального Минздрава. Это понятно: приезжающие на лечение иностранцы или жители других регионов — дополнительный доход для клиник и медцентров. Пермь вполне может стать одной из точек притяжения медицинских туристов, но как этого добиться? Чем город и край могут привлечь пациентов из-за рубежа и как запустить проект, обсудили на форуме «Дни пермского бизнеса — 2025».
- Обогнать Киров и Ижевск (и догнать Сочи и Москву)
- Прикамье как центр притяжения медицинских туристов
- Как запустить проект медицинского туризма
Обогнать Киров и Ижевск (и догнать Сочи и Москву)
В 2020-е в России получили медицинскую помощь 21,5 миллиона иностранцев — это данные Минздрава РФ. Жители других государств потратили на медицинские услуги более 1,5 миллиарда рублей.
Но эти цифры с учетом иностранцев, постоянно живущих или работающих в России. Доля «чистых» медицинских туристов, по данным Ассоциации медицинского и академического туризма, составила 15−17%, то есть 3,2–3,6 миллиона человек.
В России потенциально можно говорить о внутреннем медицинском туризме. Правда, за медпомощью из других регионов в основном едут в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Эти четыре «столпа» получают около 45% от общего заработка на медуслугах в стране, отметил зампредседателя правительства Прикамья Сергей Никифоров. Все остальные регионы делят между собой 55%.
Отдельной статистики по медтуризму в Пермском крае нет. Для понимания ситуации Сергей Никифоров привел в пример межрегиональные транзакции одного из банков (какого именно, он не уточнил). Лишь 0,4% всех транзакций от жителей других регионов в наш край — это оплата медицинских услуг.
— При этом у наших ближайших соседей — Кировской области и Удмуртии — по 0,8%, — прокомментировал зампред правительства. — Для меня это удивительно. Считаю, что у нас в Пермском крае медицина развита не хуже — как государственная, так и частная. У нас огромный потенциал.
В списке возможных точек притяжения медицинских туристов — крупные медицинские центры Перми. Например, уже есть федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии имени Суханова. В Камской долине строят онкологический центр.
— В этом проекте заранее заложили наличие гостиницы. То есть объект строится под то, что будет оказывать медицинскую помощь жителям не только Пермского края, но и других регионов, — уточнил Сергей Никифоров.
В Перми возводят и новый детский реабилитационный центр. Планируется, что в нем будут проходить реабилитацию ребята не только из Прикамья, но и из соседних регионов.
— Особняком стоит стоматологическая помощь, — дополнил Сергей Никифоров. — Коллеги из частных медицинских организаций показывали статистику, сколько услуг они оказывают жителям других регионов. Даже иностранные граждане приезжают в Пермь, чтобы получить стоматологическую помощь.

В Пермь уже сегодня приезжают из разных регионов и из-за границы ради лечения и имплантации зубов
Прикамье как центр притяжения медицинских туристов
Одно из важнейших правил привлечения туристов (не только медицинских): люди должны понимать и чувствовать, что их ждут. Президент Российской ассоциации медицинского и академического туризма Евгений Чернышев признался на форуме, что Пермь очень впечатлила его гостеприимством.
— Это не гостеприимство, о котором написано в буклете или на веб-сайте про туризм в Перми. Это гостеприимство, которое вшито, как ген, — отметил он. — Это очень важно, потому что любой вид туризма — медицинский, горнолыжный, детско-юношеский — строится на гостеприимстве. И эта мощная база уже заложена в каждом жителе вашего региона. Поэтому у меня нет никаких сомнений, что здесь взлетит любой специализированный вид туризма, если он будет работать по системе.
Евгений Чернышев привел в пример маленького пациента кардиоцентра в Камской долине: его родители предполагали везти ребенка на лечение в Турцию, но потом все-таки выбрали Пермь. То есть Прикамье уже сейчас привлекательно для пациентов из других регионов и стран, а наши медцентры могут конкурировать с зарубежными клиниками.

Один из участников форума, гендиректор Пермского медицинского центра Константин Гаряев, предложил возможный символ медицинского туризма в Прикамье — медведя в белом халате
Пошаговую модель разработки и запуска проекта медицинского туризма в регионах создали еще в 2018 году. Год спустя ее опробовали на десяти регионах с самым высоким потенциалом медицинского туризма — от Калининграда до Владивостока.
Драйверами развития медицинского туризма Евгений Чернышев назвал разные факторы — от инициатив Госдумы (разрабатывающей федеральный закон об этом виде туризма) и Межпарламентской ассамблеи СНГ до появления крупных федеральных операторов в этой сфере.
— Я хочу сказать, что у меня муж — хирург, поэтому дискуссии по медицинскому туризму проходят ежедневно, — пошутила министр по туризму Пермского края Юлия Ветошкина, а потом перешла на серьезный тон. — Для нас сегодня важна тема медицинского туризма, потому что инициатива шла от бизнеса. Когда в 2020 году мы начали заниматься промышленным туризмом, на промпредприятиях было 5000 туристов. В прошлом году — уже 115 тысяч, хотя никто не верил в эту историю, даже сами предприятия. Думаю,
Как запустить проект медицинского туризма
Как выстроить систему развития медицинского туризма в Прикамье, рассказал Евгений Чернышев.
Шаг 1. Сформировать список локаций-доноров. Выпишите города (в России и за рубежом), из которых можно добраться до Перми за 7–10 часов, прямым сообщением и с пересадкой, на поезде, автобусе, автомобиле или самолете.
Затем оцените каждую попавшую в список локацию: прямое сообщение даст больше плюсов (не все решатся добираться с пересадкой), а необходимость пациента получать визу убавит его желание ехать в Пермь и вообще в Россию. Важный момент — знание русского языка. Человеку, совсем не понимающему по-русски, в Перми будет сложнее, чем русскоговорящему.
— Так, в Монголии на русском языке говорит только старшее поколение, а молодежь не знает русского, — привел пример спикер.
Шаг 2. Оценить разрывы в медпомощи: чем выгодна Пермь. Во-первых, нужно понять, какую высокотехнологичную медпомощь могут получить в Перми пациенты. Причем более технологичную, чем в стране (или регионе России), откуда поедут пациенты. Клиникам и другим медучреждениям сложно самим оценить этот момент, поэтому за помощью они могут обратиться в Минздрав региона.
Во-вторых, стоит обратить внимание на цены. К примеру, в Европе лечение, которое не покрывает страховка, стоит дорого. Даже с учетом перелетов и проживания медпомощь в Перми может оказаться выгоднее, а значит, этим можно привлекать туристов.
В-третьих, оцените правовое преимущество Перми (и России в целом) по некоторым видам медпомощи.
— Ярким примером является Китайская Народная Республика, где запрещена медицинская помощь репродуктивного характера, — прокомментировал Евгений Чернышев. — Процедура ЭКО делается буквально во всех регионах России, а в Китае запрещена. Поэтому Россия была Меккой для пар из КНР.

Важно не только то, какие услуги предоставляют клиники, но и сколько пациентов со стороны они готовы принять — нужно рассчитать ресурсы
Шаг 3. Выбрать приоритетные города-доноры. По всем перечисленным выше параметрам отберите города и страны, из которых нужно в первую очередь начать привлекать медицинских туристов.
Шаг 4. Выбрать медицинские организации под востребованные услуги. На этом этапе может отсеяться довольно много клиник: например, если их техническое оснащение не так уже превосходит (или вообще не превосходит) оборудование в выбранных для пилотного проекта городах, регионах и странах.
Шаг 5. Оценить экспортные возможности отобранных медучреждений. Проще говоря, подсчитать, сколько пациентов со стороны они смогут принимать. Нужно учитывать не все свободные мощности медцентра, а только по отобранным направлениям.
— К примеру, мы выявили в Москве колоссальный потенциальный спрос на детскую психоневрологию со стороны городов и стран Средней и Центральной Азии, — рассказал Евгений Чернышев. — Они готовы были направлять ежемесячно больше тысячи маленьких детишек с ДЦП на курсы реабилитации в Научно-практический центр детской психоневрологии. Но когда мы дошли до этапа оценки свободных мощностей, оказалось, что центр может принять всего 5−7 пациентов. Свободные мощности — это узкое горлышко медицинского туризма в регионах.
Шаг 6. Оценить готовность к работе с иностранцами каждого отобранного медучреждения. То есть прописать медицинский туризм в положении, продумать навигацию и логистику, организацию постлечебного наблюдения и так далее.
Шаг 7. Отобрать каналы привлечения медицинских туристов. Речь не про прямую рекламу за рубежом: на старте проекта она не даст большого эффекта, несмотря на затраты. А вот живущие в России иностранцы легче привлекут соотечественников, рассказывая о медуслугах в своих сообществах в соцсетях. Агентства медицинского туризма (пока их в России немного), проверенные зарубежные благотворительные фонды, клиники-партнеры — все эти каналы можно и нужно использовать для привлечения медицинских туристов.
Шаг 8. Упаковка. Это заключительный этап, после которого останется только запустить проект.
Лечение каких заболеваний, по-вашему, может привлечь в Пермь медицинских туристов?
Ранее мы рассказывали, какие выводы о состоянии экономики Прикамья и страны в целом сделали спикеры тематической сессии Центробанка на «Днях пермского бизнеса».