19 октября суббота
СЕЙЧАС -1°С

«Прекратите постоянно менять правила работы»: в Перми обсудили главные проблемы бизнеса в регионе

Помимо отмены ЕНВД и последствий «мусорной» реформы в силу вступают и другие новшества

Поделиться

Затраты владельцев небольших магазинов вырастут из-за смены системы налогообложения и других нововведений

Затраты владельцев небольших магазинов вырастут из-за смены системы налогообложения и других нововведений

Проблемы и трудности пермских предпринимателей в последнее время активно обсуждают в СМИ и соцсетях. Две недавних громких темы — досрочная отмена ЕНВД и мусорный скандал: ИП прислали квитанции с немалыми суммами и пригрозили штрафами за неуплату. Как продолжать вести бизнес в новых условиях? Мысли и факты по этому поводу озвучил вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Вячеслав Белов во время круглого стола с предпринимателями со всего края.

— Самая главная проблема на сегодня — чрезвычайная подвижность правового регулирования, — отметил Вячеслав Белов. — Оно так часто меняется, что бизнес не успевает вырабатывать практические легальные механизмы своей деятельности. Самый простой пример — не так давно появившийся ФЗ-44 к июлю 2019 года поменялся 44 раза. Бизнес говорит: прекратите постоянно менять правила работы.

Рост налоговых платежей

Большой пласт нововведений касается налогов. Суммы, которые платят предприниматели, вырастут. Причем речь не только об отмене ЕНВД и вынужденном переходе на патентную или упрощенную систему налогообложения. К примеру, налог на имущество и землю теперь исчисляют в зависимости от кадастровой стоимости. У многих ИП сумма налога в результате вырастает минимум на 20–30%, а то и в несколько раз.

— У больших предприятий есть инструментарий защиты прав — в том числе и в суде, — прокомментировал вице-президент ПТПП. — А если кадастровая стоимость окажется завышенной для представителя малого бизнеса, у него не будет возможности обжаловать это без дополнительных затрат.

У систем налогообложения, которые предлагают предпринимателям взамен ЕНВД, немало ограничений: по сумме годовой выручки, количеству работников.

— Еще один большой минус любых альтернатив ЕНВД для ИП — это достаточно большой, около 40 тысяч рублей, платеж предпринимателя за самого себя в социальные внебюджетные фонды, — рассказал Вячеслав Белов. — Я позитивно оцениваю предложения по снижению размера платежа в ПСН (патентной системе налогообложения. — Прим. ред.), что вносятся сейчас правительством. Но мы понимаем: даже если ставка по налогам по определенным видам деятельности будет снижена, к сумме нужно будет добавлять платежи в социальные внебюджетные фонды.

В системе ЕНВД предпринимателю не нужно было вести учет — налог начисляли в зависимости от вида деятельности, специального коэффициента и площади помещения или количества работников. При переходе на другую систему налогообложения ИП придется осваивать ведение учета либо нанимать бухгалтера.

Изменения в законодательстве касаются и бизнеса в сфере общепита

Изменения в законодательстве касаются и бизнеса в сфере общепита

С 1 января традиционно вырастет МРОТ — это еще один пункт, по которому увеличатся расходы предпринимателей, нанимающих работников.

— Для Перми, скорее всего, это не имеет большого значения, — прокомментировал вице-президент ПТПП. — Но для отдаленных территорий края, где зарплата на уровне минимальной плюс максимум 15–20%, это важно. Предпринимателю нужно заработать эту сумму на каждого сотрудника.

Не только налоги

Изменения в законодательстве касаются не только налогов. С 1 июля уже вырос тариф «Платона» — системы взимания платы с грузовиков с максимальной массой свыше 12 тонн. Сейчас она работает на федеральных трассах, но ходят разговоры, что будет внедрена и на региональных. А в феврале плата снова повысится — до 2,2 рубля за километр вместо нынешних 2,04.

С июля прошлого года все организации, занимающееся подконтрольной Госветнадзору продукцией, должны быть подключены к автоматизированной информационной системе «Меркурий». В этом году стали обязательными маркировка многих видов товаров и использование онлайн-касс, добавились платежи за вывоз мусора (депутаты Прикамья в первом чтении приняли закон об освобождении ИП от платы за мусор, но пока документ противоречит федеральному законодательству. — Прим. ред.). Все эти новшества задуманы для удобства и четкого контроля, но при этом не стоит забывать, что они не бесплатные.

— Затраты на цифровизацию ложатся с одной стороны на последнего потребителя, с другой — на предпринимателей, — рассказал Вячеслав Белов. — Так, система «Платон» сама по себе хорошая и нужная, но увеличивает затраты на логистику. Волна изменений в маркировке продукции — для предпринимателей, работающих в рознице, это дополнительные обязательства. А если совокупность обязательств достаточно большая, это зачастую серьезная проблема.

Пути решения проблем

Участники круглого стола подтвердили слова вице-президента ПТПП своими примерами: и по завышенной кадастровой стоимости, и по вывозу мусора, и по другим пунктам. Предпринимательница, уже перешедшая на «упрощенку», продемонстрировала пачку бумаг, которые ей теперь нужно предоставлять для отчета.

Какие пути решения проблем предлагает торгово-промышленная палата? Перечислим все, что озвучил Вячеслав Белов.

1. Саморегулирование — то есть инициатива объединений или отдельных предпринимателей в разработке стандартов и правил их сферы бизнеса, а также контроль за их соблюдением.

2. Тщательное, а не формальное проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, а также экспертиз действующих актов.

Это поможет спрогнозировать негативные последствия вводимых норм и выполнить их корректировку.

3. Учет мнения профессиональных объединений предпринимателей.

Речь об уже существующих профессиональных гильдиях и новых объединениях по отраслям: они необходимы, чтобы представители разных видов бизнеса обсуждали именно те проблемы, которые им важны. Владельцу небольшой гостиницы, к примеру, нет нужды изучать нюансы законодательства в сфере грузоперевозок.

4. Разумные сроки для введения любого регулирования, содержащего новые обязательные требования.

Например, если бы предпринимателей заранее предупредили о необходимости платить за вывоз мусора, они успели бы изучить все необходимые документы и прояснить все вопросы. В результате скандальной ситуации с «Теплоэнерго» просто не возникло бы.

Из-за квитанций с требованиями оплатить вывоз мусора 19 августа в офис «Теплоэнерго» пришли десятки предпринимателей

Из-за квитанций с требованиями оплатить вывоз мусора 19 августа в офис «Теплоэнерго» пришли десятки предпринимателей

5. Наличие авторитетных площадок для обсуждения проблем бизнеса по отдельным отраслям. При этом их предложения должны учитывать при принятии решений по правовому регулировании данной сферы бизнеса.

6. «Регуляторная гильотина» — отмена неактуальных, устаревших и излишних обязательных требований закона.

В качестве примера — Минюст объявил, что с 1 февраля 2020 года в стране планируют признать недействующими более двадцати тысяч нормативно-правовых актов СССР и РСФСР.

7. Принимая решение об изменениях в сфере бизнеса, которые приводят к увеличению налоговой нагрузки, анализировать их не по отдельности, а в совокупности с другими требованиями.

Другими словами, плата за вывоз мусора, может, не так высока, но вместе с возросшей налоговой нагрузкой и дополнительными обязательными платежами сумма становится весьма существенной.

Ранее мы рассказывали о встрече представителей регоператора «Теплоэнерго» и предпринимателей: темой разговора стала двойная плата за вывоз мусора.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
19 сен 2019 в 15:41

Сугубо частное мнение бывшего предпринимателя: наше "любимое и замечательное" государство не знает, как же ещё усложнить жизнь предпринимателю. Вот где это видано, где это слыхано, что бизнесмен не может оперативно использовать свои же средства? А в России это суровая реальность! Есть такая пакость как 115-ФЗ, благодаря которому банк по причине чесания левой пятки и луны в волопасе может в лёгкую заблокировать платежи предприятия или предпринимателя. Работаешь с ИП - ты наверное обналичиваешь, закупаешь консервы - тоже криминал... и так количество причин по которому банку твои операции с р/с не понравятся растут до бесконечности... Эта пакость вводит в принципе "презумпцию виновности предпринимателя". Лично я набегался: спасибо дорогое государство, спасибо Спербанк, спасибо Альф - с меня хватит. ООО ликвидировано, 36 человек ищут работу. Хотя все могло быть иначе.

Гость
19 сен 2019 в 17:11

хочешь честно работать-не выживешь!!! приходиться работать не честно. даже совесть уже не грызет! сейчас отменят вмененку и все.. либо закрывайся, либо сиди рисуй и придумывай бух. учет, что бы вобще не платить налоги. как работать в этом государстве?!! задушили по полной программе!

Гость
19 сен 2019 в 16:25

Любое нововведение это затраты. Смысла честно работать нет: расходы больше чем прибыль.