«Нас постоянно пытаются куда-то отодвинуть, заткнуть, посадить в тюрьму», — заявил сегодня, 25 октября, депутат Заксобрания Прикамья от КПРФ Илья Кузьмин, вновь связывая нападение, о котором он заявил в конце февраля этого года, и последовавшее уголовное дело против него самого с политическим давлением. Однако апелляционная инстанция Пермского краевого суда, выслушав обвиняемого, отказала ему в освобождении из СИЗО под домашний арест или денежный залог. До 1 ноября Кузьмину необходимо ознакомиться с материалами уголовного дела, в 14 томов которого подшиты улики о заведомо ложном доносе, связанном с инсценировкой его убийства.
О покушении, якобы совершенном вечером 24 февраля 2019 года, Кузьмин сообщил в Facebook. Он выложил в Сети фотографии капюшона куртки, простреленного дробью. Задержанный 25 февраля по подозрению в покушении нигде не работающий житель Соликамска Эдуард Мельников отсидел в СИЗО три месяца. Следствие считает доказанным, что он действительно дважды стрелял из обреза — но холостыми патронами, в снег и в воздух. При этом позже самого Кузьмина обвинили в инсценировке покушения на самого себя ради пиара. И хотя партия по-прежнему продолжает настаивать на том, что покушение было реальным, сам Илья Кузьмин находится под стражей с 5 июня. Окончательное обвинение в заведомо ложном доносе ему предъявили 8 октября.
При этом прекращено преследование так называемого исполнителя убийства Эдуарда Мельникова, его бывшей жены Олеси Мельниковой и экс-подруги самого депутата Александры Остапчук. СКР не нашел в их действиях криминала. Следствие считает правдивыми показания этих ранее предполагаемых соучастников в том, что Кузьмин за 1,2 миллиона рублей заказал инсценировку своего убийства. Мельниковы и Остапчук подтвердили это на очных ставках с обвиняемым.
Теперь Мельников — свидетель, он получил право на реабилитацию, включая возмещение имущественного и морального вреда.
Кроме того, в подтверждение такой версии СКР подшил к делу трассологическую экспертизу куртки и простреленного капюшона и комиссионное исследование Кузьмина на детекторе лжи — это назначенное следствием исследование на полиграфе, которое провела комиссия. Оно показало, что депутат не правдив в своих показаниях: «Предъявленное Кузьмину И. П. обвинение обосновано <...> заключением его комиссионного психофизиологического исследования».
Еще одно исследование — частное, заказанное самим Кузьминым, — к делу не приобщено.
Что сейчас говорят депутат и его защита
— Продолжаю настаивать на своей невиновности. Все доводы следствия крутятся вокруг моих первоначальных показаний. После покушения я был в состоянии аффекта и дал неточные показания. Из Москвы Следственный комитет направил психологов, которые общались со мной и помогли восстановить все происшедшее, — сказал Илья Кузьмин 25 октября на заседании краевого суда. — Показания тех троих лиц считаю неправдивыми. В противном случае им грозят большие сроки за покушение на убийство. <...> Говорят, что я являюсь депутатом Законодательного собрания, могу повлиять на свидетелей. Но наша партия оппозиционная, в Заксобрании нас маленькая горстка — шесть человек. Я прочитал семь томов уголовного дела из четырнадцати, еще есть вещественные доказательства и много видеоматериалов.
— Окончательное обвинение почти не изменилось по сравнению с первоначальным. Где-то адрес указали, где-то дату дополнили. Там аудио- и видеозаписей, электронных документов — целая куча. Только через девятнадцать дней после предыдущего продления ареста было предъявлено окончательное обвинение. Появилась некоторая волокита, — заявил адвокат Андрей Рогозников, защищающий Илью Кузьмина. — На месте происшествия обнаружен след боевого выстрела. Экспертиза, проведенная по нашему ходатайству, нашла там следы пороха, следы свинца. Но следствие не представило эту экспертизу в Ленинский районный суд Перми, который опять продлил содержание Кузьмина в СИЗО.
Прокурор Елена Нечаева возразила против изменения ранее избранной меры пресечения.
— На свободе обвиняемый может использовать свои обширные связи, в том числе деловые, и оказать воздействие на свидетелей, — отметила прокурор.
Судья Ольга Горшкова оставила Илью Кузьмина под стражей до 25 ноября.