Вторую неделю в Пермском краевом суде продолжают рассматривать уголовное дело о стрельбе в ПГНИУ, — сейчас идет допрос потерпевших. Сегодня, 13 сентября, до перерыва допросили иностранных студентов Абдуллу Обаида, Сапардурды Бердиева, Нурягды Сапарова и Айбиби Сапарову, а также уборщицу вуза Надежду Максимову. Еще один студент, Ашраф Разук, не смог явиться в суд, так как находится за границей, поэтому его показания зачитала прокурор.
Обаид Абдулла давал показания частично на русском, частично на арабском. Он рассказал, что 20 сентября 2021 года около 11:30 шел на занятия в шестой корпус. Рядом с ним был его друг Ашраф Разук.
— Когда он пошел в университет, он увидел: студенты бегут. Но в этот момент он не думал что-то такого страшного — и дальше пошел. Когда он подходил к своему корпусу, увидел: девушка упала около фонтана, — передал слова Абдуллы переводчик.
Студент подошел к девушке, и в этот момент в 20–25 метрах от себя увидел стрелка, который затем подошел к нему. Абдулла не успел убежать. Бекмансуров выстрелил и попал в ноги и живот Абдуллы. Он находился у фонтана, и после ранения стал отползать в сторону, чтобы стрелок его не увидел. Раненый около 15 минут ждал помощи. После ранения он не видел других потерпевших, как и стрелявшего, но заметил, как люди выпрыгивают из окон. Кто оказал помощь, пострадавший точно не помнит, но предполагает, что медсестра.
Во что был одет нападавший, Абдулла не запомнил — помнит только маску на лице и оружие в руках. С 20 сентября до ноября он лечился в московской больнице, затем до января — в Перми. О том, что еще происходило в кампусе и как он проходил лечение, Абдулла ранее рассказывал в интервью 59.RU.
Абдулла изъявил желание участвовать в судебных прениях.
Ашраф Разук сейчас находится за пределами России, поэтому его показания зачитала прокурор из материалов уголовного дела. Он рассказал, как около 11:26 вышел из общежития на улице Генкеля, 5 и встретился с Абдуллой Обаидом. Вдвоем они отправились в шестой корпус.
— Когда мы подошли к забору Ботанического сада, я увидел толпу людей. Люди бежали в разные стороны, они ничего не кричали. Также в это время я услышал громкий звук. Подумал, что кто-то празднует день рождения и запускает салют, — рассказывал следователям Ашраф.
Студенты остановились, чтобы понять, что происходит. Ашраф стал смотреть по сторонам и увидел, что на тропинке у фонтана на землю упала девушка.
— За ней я увидел человека, который был одет во всё черное, в руках он держал оружие и находился от меня на расстоянии примерно 35 метров, — рассказывал студент. — Я понял, что услышанный ранее звук на самом деле является звуком выстрела из оружия, и понял, что этот человек выстрелил в сторону девушки, а также что она получила повреждение, поэтому упала на землю. Я решил помочь девушке, поэтому побежал в ее сторону, при этом я пригнулся, чтобы стрелок меня не видел.
Стрелок направлял оружие в сторону Ашрафа — студент постоянно смотрел на него, следил, чтобы нападавший его не заметил. Где в этот момент был Абдулла, он не знает. Девушку, к которой бежал студент, подняла подошедшая незнакомая ему женщина. Она повела ее к забору Ботанического сада. Видимо, речь идет о студентке Анаиде Михайловой и помогавшей ей Кире Волоховой, они свои показания давали днем ранее и заявили, что охранник Ботсада не пустил их внутрь.
— Женщина кричала и просила открыть калитку забора, — рассказывал Ашраф. — Я никого не видел на территории Ботанического сада, и поэтому калитку нам не открыли. Я смотрел по сторонам и снова увидел человека с оружием — подумал, что так как я его вижу, то и он тоже может видеть меня. И понял, что оставаться на этом месте небезопасно. Я взял девушку под руку, чтобы помочь ей уйти с поля зрения человека с оружием. Помог ей, потому что она была сильно напугана, плохо стояла на ногах и не могла бежать.
Ашраф понял, что у девушки огнестрельное ранение. Вместе они побежали в противоположную сторону от стрелка. Они добрались до перекрестка улиц Генкеля и Букирева, и студент оставил пострадавшую вместе с людьми, которые были там.
После этого к Ашрафу подбежал незнакомый парень, который рассказал, что на земле лежит раненый человек, и указал, где он. Студент, пригнувшись, подбежал к пострадавшему и увидел вокруг много крови, которая бежала из его левой ноги. Ашраф снял куртку с лежащего человека и перевязал с ее помощью ногу. Некоторое время он оставался с раненым.
После Ашрафу сообщили, что возле фонтана лежит раненый человек, и он решил помочь ему. Прибежав на место, он увидел Абдуллу Обаида. Рядом никого не было.
— Я понимал, что человек с оружием зашел в восьмой корпус и мог выйти оттуда в любой момент. Я хотел отнести Обаида в безопасное место, но понимал, что один не справлюсь, так как он тяжелее и больше меня. Поэтому я решил остаться вместе с ним на этом месте, — рассказывал Ашраф.
Он оставался с Абдуллой и разговаривал с ним. Позже к университету подъехала машина скорой, и медики оказали помощь Абдулле — после того, как помогли человеку с более тяжелым ранением. Сам Ашраф Разук не получил никаких повреждений.
Сапардурды Бердиев в прошлом году был студентом третьего курса. В тот день около 11:15–11:20 в восьмом корпусе у него закончилась пара, он вышел из здания и пошел в сторону студенческого общежития на улице Петропавловской. С ним был Нурягды Сапаров. Сапардурды услышал крики и увидел, как бегут люди. Обратил внимание на человека возле шестого корпуса в черной маске, каске, темной одежде с оружием в руках. Как только ребята увидели оружие, сразу побежали, но один из выстрелов попал в левую руку Сапардурды. Убегая, он оглянулся и увидел, как стрелок заходит в восьмой корпус. Раненый студент дошел до общежития, где комендант вызвал скорую помощь. После молодой человек лечился в больнице.
Студент Нурягды Сапаров подтвердил, что в тот день пара закончилась в 11:17–11:20 и он с другом вышел из корпуса. Когда он был около фонтана, услышал 2–3 хлопка, затем увидел убегающих людей. Он повернулся и увидел возле шестого корпуса человека в черной маске — тот выстрелил в Нурягды, у него пошла кровь. Нурягды Сапаров и Сапардурды Бердиев разбежались в разные стороны. Нурягды отправился в общежитие на улице Петропавловской, других пострадавших вокруг он не видел.
Айбиби Сапарова в прошлом году также была третьекурсницей. 20 сентября она отправилась на пару в шестой корпус к 11:30. Когда она проходила между корпусом № 16 (Естественнонаучный институт ПГНИУ) и вторым корпусом, увидела смеющихся людей, сама она была в наушниках, в которых играла громкая музыка. Потом девушка почувствовала боль в руках и увидела кровь.
— Дальше пошла, — вспоминает Айбиби. — Потом через несколько секунд у меня что-то произошло в ногах: сильно болело и кровь идет. Я обратно побежала в восьмое общежитие на улице Генкеля, внутри кампуса. Потом я не могла дальше идти, сидела там перед восьмым общежитием.
Люди спрашивали: «В тебя кто-то стрелял?» Она отвечала, что не знает, стрелявшего она не видела. Айбиби позвонила своему другу, чтобы он пришел к ней, позже пришел еще один ее знакомый. Вместе они дотащили пострадавшую до общежития. Через час-полтора приехала скорая помощь, девушку привезли в больницу.
Надежда Максимова работает в вузе уборщицей. Утром 21 сентября она работала в седьмом корпусе — это студенческий Дворец культуры, он находится рядом с шестым и восьмым корпусами. Когда женщина убрала две аудитории, пошла прибираться в кабинетах.
— Ребята зашли, то есть началась пара, — вспоминает Надежда. — Когда я убирала этот кабинет, я слышала хлопки какие-то, но я не обратила внимание: в голову даже не могло прийти, что такое может произойти. Потом сколько-то минут прошло — обычно, когда идет пара, тишина такая, [а тут] ребята все бегут, кричат, шум какой-то.
В коридоре Надежда увидела, что все двери закрыты. В это время студенты по одному выпрыгивали из окна. Затем прибежал напуганный охранник, говорил: «Бегите, стреляют».
— Потом вышла женщина в возрасте, работает уборщицей. Я ее позвала с собой, мы побежали к окну. Я сама выпрыгнула [с первого этажа] вслед за ребятами, а у нее возраст такой, около 70 лет, ее спустила тоже, — рассказывает Надежда Максимова.
Дальше женщины побежали к воротам рядом со стоянкой автомобилей. Перебежав дорогу, они зашли в магазин и сидели там пару часов, так как на улице было холодно, а на них надеты были только футболки. Потом приехало такси и развезло их по домам.
После выпрыгивания из окна Надежда почувствовала боль в ноге, но не обращалась в тот день в скорую, так как знала, что есть раненые студенты. Вечером следующего дня женщина всё же поехала в травмпункт — ей поставили диагноз: сильное растяжение и ссадины.
Всё о суде над Тимуром Бекмансуровым мы собираем в текстовой онлайн-трансляции.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.