ФСБ Башкортостана задержала Александра Клебанова, который до сегодняшнего дня руководил республиканским Минтрансом, а ранее был заместителем министра транспорта Прикамья. Следственный комитет предъявил ему обвинение в получении взятки в особо крупном размере. Рассказываем, что известно об уже бывшем чиновнике и чем он запомнился в Пермском крае.
Владелец московского таксопарка
Родившийся 20 августа 1976 года в Москве Александр Владимирович Клебанов окончил два вуза — Российский университет дружбы народов и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте.
По данным «Контур.Фокуса», до 2016 года Клебанов был соучредителем целого ряда юридических лиц. Среди направлений деятельности этих компаний и торговля алкоголем, и производство нефтепродуктов, и организация азартных игр. Возможно, ключевым в череде бизнес-структур для Клебанова стало руководство с 2013-го по 2017 год ООО «ЦПК». Под этим юрлицом в Москве работал таксопарк «ГлавАвтоПрокат». В 2015 году Александр Клебанов получил лицензию на работу такси в торжественной обстановке из рук мэра столицы Сергея Собянина.
В 2018 году, когда Александр Клебанов руководил таксопарком, в Сети опубликовали видео движения «СтопХам» с участием Клебанова. В ролике показано, как он объезжает пробку по тротуару, а после замечания активистов оскорбляет. Завершается видео приездом сотрудников ГИБДД, которые стали опрашивать водителя.
Заместитель министра транспорта Пермского края
В ноябре 2018 года Александр Клебанов занял пост заместителя министра транспорта Пермского края. В его компетенции была работа межмуниципального общественного транспорта. Клебанов же запустил региональную транспортную реформу (не путать с городской), а также курировал проект замены пригородных электропоездов на новую скоростную трамвайную линию между вокзалом Пермь II и станцией Мотовилиха. Последняя, как известно пермякам, так и не состоялась.
Транспортная реформа Прикамья
Частные перевозчики обвиняли Клебанова в скандале с началом краевой транспортной реформы. По мнению предпринимателей, чиновник незаконно запускал маршруты-дублеры для выживания перевозчиков, которые зарабатывали с выручки пассажиров, а также игнорировал решения судов. В результате несколько перевозчиков прекратили работать, другие даже спустя годы продолжили обвинять Клебанова в значительном сокращении обслуживаемых ими направлений.
Фиктивные автобусы «Ранд-Транса»
Также перевозчики винили Александра Клебанова в невозможности подготовить автопарк к участию в конкурсах на маршруты из-за постоянных изменений требований со стороны властей.
В конце 2020 года в лицензию подведомственного Минтрансу Прикамья АТП «Автовокзал» (с 2024-го переименовано в «Индустрию транспорта Пермского края») вписали более 100 автобусов, принадлежащих ГК «Ранд-Транс». По мнению собеседников 59.RU из отрасли, это потребовалось для прохождения правительственным перевозчиком требований для получения госконтракта на обслуживание межмуниципальных маршрутов № 104, 106, 108, 148, 150 и 206. Количество машин в собственности было одним из критериев проводимых конкурсных отборов, при этом все автобусы с подмосковной пропиской продолжали работать на маршрутах Подмосковья. После конкурсов и заключения контрактов на прикамские маршруты автобусы переоформили обратно во владение ГК «Ранд-Транс».
Отмена бесплатных пересадок
В 2021 году в городском транспорте Перми отказались от бесплатных пересадок — и сделали это по инициативе всё того же Александра Клебанова. Тогда чиновник обращал внимание, что пассажиры, по его мнению, не совершают пересадки, а «просто бесплатно катаются».
Такси желтого цвета
Весной 2021 года Минтранс заявил о намерении обязать таксистов использовать только автомобили желтого цвета. Пермяки отнеслись к идее неоднозначно, а местные таксопарки и крупные агрегаторы выступили против ограничений.
В июле 2021 года после серии скандалов Александр Клебанов написал заявление об увольнении по собственному желанию. После этого губернатор Прикамья отказался от идеи сделать все такси желтого цвета.
Заместитель министра транспорта Башкирии
В октябре 2021 года Александр Клебанов занял кресло заместителя министра транспорта Башкортостана. Через два месяца в Уфе появились автобусы ГК «Ранд-Транс», которые, как и в Перми, были приписаны к ООО «АвтоМиг». В начале 2022 года они начали работать на специально созданном новом маршруте, одновременно чиновники стали закрывать маршруты местных перевозчиков.
Вскоре, как и в Прикамье, запущенный для выживания местных перевозчиков маршрут закрыли, а «Ранд-Транс» затребовал у властей повысить стоимость проезда до 37 рублей.
С тех пор перевозчик «АвтоМиг» прослыл в Уфе скандальным автопредприятием. Сотрудники ГИБДД выявили на линии водителя с липовым водительским удостоверением, автобусы стали попадать в резонансные ДТП.
Также с Александром Клебановым связывают инициативу ограничить количество поездок по единому социальному проездному билету и даже ограбление дома местного перевозчика, который в суде доказал незаконность действий Минтранса Башкирии.
Министр транспорта Республики Башкортостан
В конце 2022 года Александр Клебанов занял кресло министра транспорта Башкирии после того, как его предшественник покинул должность из-за скандала и суда о превышении полномочий. Однако проблемы не решились: местные жители жалуются на нехватку автобусов, продолжились скандалы с перевозчиками, а все обвинения в свой адрес Клебанов называл выдумками.
В статусе министра Клебанов неоднократно отчитывался о задержках при дорожном строительстве. Больше тысячи строителей Восточного выезда из Уфы пожаловались на задержку зарплат, а опора одного из переездов в Уфе после стройки оказалась недостаточно крепкой. При этом чиновник заявил, что не знает о проблемах деревень Башкортостана, в которых нет общественного транспорта.
ДТП в Москве
В 2022 году Клебанов попал в ДТП в Москве, где, несмотря на работу в Прикамье и Башкирии, оставался прописан. ГИБДД признала виновной в аварии москвичку Юлию Бородач, но она с этим решением не согласна. Сама женщина рассказывала: в ее авто сзади на высокой скорости влетел автомобиль Land Rover, за рулем которого был Александр Клебанов. Это видно и на записи уличных камер, которые суд проигнорировал и не приобщил к делу.
Ситуацию предала огласке программа «Дежурная часть» в федеральном эфире телеканала «Россия 24». Однако в тот же вечер на сайте ВГТРК была опубликована неполная версия телесюжета, из которой вырезали часть претензий в адрес чиновника.
Имущество экс-чиновника
В 2019 году, занимая должность заместителя министра транспорта Прикамья, Александр Клебанов задекларировал 2,1 миллиона рублей годового дохода. В качестве имущества он указал квартиру в 43,6 квадратного метра в пользовании, а также половину доли в квартире площадью 73,1 квадратного метра. На аналогичной должности в Башкирии в 2021 году Клебанов задекларировал лишь 1,6 миллиона рублей дохода. Объем недвижимости при этом не изменился, а автомобиля в собственности у чиновника так и не было.
По данным UFA1.RU, чиновник прописан в 16-этажке 1976 года постройки в Москве. Ранее он вместе с Нонной Клебановой владел двухэтажным домом площадью 1,1 тысячи квадратов в подмосковном дачном поселке Малаховка. Сейчас здание и участок площадью 4,5 тысячи квадратных метров, где оно расположено, полностью принадлежат Нонне Клебановой. При этом в декларациях чиновника отсутствует информация о супруге.
Задержание и обвинение во взяточничестве
7 мая утром сотрудники ФСБ задержали Александра Клебанова у него дома. После этого силовики провели обыски в жилище и на рабочем месте чиновника. Через несколько часов глава Башкирии Радий Хабиров уволил Клебанова с поста республиканского министра транспорта.
В Следственном комитете России сообщили, что Александра Клебанова обвиняют в получении 5 миллионов рублей за покровительство над подрядчиком по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». За взятку в особо крупном размере ему грозит до 15 лет лишения свободы.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.