Дороги и транспорт подробности Большой разбор: почему перевозчики отказываются обслуживать автобусные маршруты в Прикамье

Большой разбор: почему перевозчики отказываются обслуживать автобусные маршруты в Прикамье

С начала года от своих обязательств отказались четыре компании

Перевозчики рассказали причины, из-за которых они прекратили работать на ряде межмуниципальных маршрутов

С начала 2022 года четыре транспортные компании полностью или частично в одностороннем порядке отказались от выполнения своих обязательств по обслуживанию межмуниципальных автобусных маршрутов. В каждом из случаев о прекращении перевозок пассажиры узнавали в последний момент, а некоторые и вовсе столкнулись с проблемой, не дождавшись общественного транспорта.

Почему перевозчики прекращают обслуживать востребованные у пассажиров направления? Журналист 59.RU поговорил о причинах принятых решений с руководителями транспортных предприятий, которые отказались от маршрутов. Публикуем разбор произошедших ситуаций с каждым перевозчиком отдельно.

На маршруте № 205 предусмотрено четыре графика, один из которых был у ИП Андриевской

ИП Анна Андриевская (маршрут № 205 Краснокамск — Пермь)


С 15 января один из перевозчиков автобусного маршрута № 205, который соединяет площадь Гознака в Краснокамске со станцией Курья в Кировском районе Перми, перестал обслуживать это направление. В своем уведомлении в адрес Министерства транспорта Прикамья предпринимательница Анна Андриевская указала, что решение было принято «в связи с отсутствием провозных возможностей».

Автобусный маршрут № 205 прежде обслуживало два перевозчика: три графика находятся в ведении предпринимателя Анатолия Сидорова, в дополнение к которым на маршруте работал еще один автобус ИП Андриевской. С 15 января количество автобусов в расписании сократилось до трех, при этом фактически регулярно на линии работает только один автобус, из-за чего уже более полугода пассажиры ждут автобус по несколько часов.

В качестве компенсации для пассажиров маршрута № 205 Минтранс в январе временно скорректировал путь следования автобусного маршрута № 539. До выхода нового перевозчика на 205-е направление маршрут № 539 также курсирует через Мысы. Таким образом власти смогли сократить время ожидания транспорта в пригороде Перми и Краснокамска.

В разговоре с корреспондентом 59.RU предпринимательница Анна Андриевская пояснила, что причиной ее решения стало отсутствие персонала: после новогодних праздников сразу несколько водителей покинули автотранспортное предприятие ввиду предстоящей транспортной реформы.

— Люди понимают, что конкурсы проводятся, будет другой перевозчик. Естественно, они нервничают, волнуются, не сидят до последнего дня, пытаются искать работу. Это понятно — человеческий фактор, люди беспокоятся о своем будущем, — говорит Андриевская.

Из-за нехватки водителей предпринимательница приняла решение прекратить работу на маршруте № 205. Этот выбор она мотивировала наличием альтернативы у пассажиров в отличие от других направлений, которые обслуживает ее транспортное предприятие.

— На остальных наших межмуниципальных маршрутах, например до станции Чайковской, только я перевозчик, населенный пункт небольшой, — рассказала 59.RU Анна Андриевская. — Если мы перестанем его обслуживать, люди останутся без транспортного сообщения, не смогут поехать ни в город, ни в детский садик, ни в больницу. Поэтому решили отказаться от 205-го, там есть альтернатива для пассажиров: этот маршрут обслуживает еще один перевозчик, Анатолий Сидоров, к тому же параллельно ему сейчас идет 539-й маршрут.

Автобусный парк предпринимательницы Анны Андриевской продолжает работать на 9 пригородных и межмуниципальных маршрутах: № 114 Профилакторий — Чайковская, № 187 Краснокамск — Клепики, № 195 Краснокамск — Ананичи, № 196 Краснокамск — Екимята, № 200 Краснокамск — Майский, № 203 Краснокамск — Стряпунята, № 434 Краснокамск — Ласьва, № 543 Чайковская — Пермь и № 817 Краснокамск — Чайковская.

— Мы все свои обязательства выполняем, работаем давно и не ради денег, а ради пассажиров, — говорит Андриевская. — Мы продолжаем работать до конца периода действия карт маршрутов, а дальше — пока не знаю, как будет ситуация развиваться, будем ориентироваться.

Отметим, что автобусный маршрут № 205 с 24 марта должно было начать обслуживать ООО «Автомания», однако эта транспортная компания из Москвы в одностороннем порядке отказалась от выполнения всех своих обязательств по всем 47 направлениям, госконтракты на которые она заключила с ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края».

Сейчас ГКУ «ОПП» опубликовало на портале госзакупок электронный аукцион, в рамках которого подведомственное Минтрансу учреждение планирует определить перевозчика, который будет обслуживать маршрут № 205 с 24 марта по 15 апреля. Подрядчику для работы на этом направлении потребуется семь автобусов среднего класса не старше шести лет, которые должны быть оснащены системами видеонаблюдения, подсчета пассажиропотока, а также контроля режима труда и отдыха водителя.

Исчезновение автобусов до Юго-Камского в начале 2022 года стало, возможно, самой болезненной проблемой среди маршрутов-отказников

ООО «Бизнес-Д» (маршруты № 111, 330, 339 и 431)


18 января сразу на четыре автобусных маршрута в Прикамье не вышли автобусы. Причиной тому стало прекращение деятельности транспортной компании «Бизнес-Д».

Директор ООО «Бизнес-Д» Станислав Дубов рассказал 59.RU, что причиной прекращения перевозок стали экономические проблемы транспортного предприятия. Красной чертой стала невозможность заправлять автопарк топливом, а корни проблемы, по словам предпринимателя, тянутся от прежнего заместителя главы регионального Минтранса.

— Больше года назад Министерство транспорта Пермского края лишило меня маршрута № 104 Пермь — Гамово, который являлся для нас основным и рентабельным, за счет чего я мог обслуживать менее рентабельные на других направлениях, — рассказал 59.RU Станислав Дубов. — У нас был заместитель министра транспорта Александр Клебанов, который по беззаконию лишил меня в том числе львиной части моей работы, которая и приносила прибыль.

Станислав Дубов рассказал 59.RU, что он продолжает в судебном порядке доказывать незаконность отстранения его от работы на автобусном маршруте № 104. В конце 2020 года, не дожидаясь окончания срока действия ранее выданных перевозчикам карт на маршруты, Минтранс внес изменения в документ планирования межмуниципальных маршрутов.

— Мы сейчас в суде это доказываем, уже вторая инстанция доказана, что меня незаконно лишили определенного объема работы, который являлся для меня основным и рентабельным, — заявил перевозчик.

Руководитель ООО «Бизнес-Д» также поясняет: пригородные перевозки носят сезонный характер в вопросе рентабельности — в летний период перевозка пассажиров приносит прибыль, в то время как зимой перевозчики нередко работают себе в убыток. Из-за прекращения работы на прибыльном маршруте № 104, по словам Дубова, предприятие не смогло экономически обеспечить расходы для своей работы. Окончательной причиной прекращения работы стало отсутствие финансовой возможности оплачивать заправку автобусов.

Сейчас транспортная компания ООО «Бизнес-Д», учредителем и руководителем которой является Станислав Дубов, полностью прекратила свою деятельность. Работу маршрутов № 339 и 431 обеспечивает ООО «АААвто» на основании ранее заключенного 5-летнего госконтракта, автобусный маршрут № 111 обслуживается силами ООО «Автобизнессистемы».

Автопарк предпринимателя Юрия Негодяева полностью прекратил свою работу

ИП Юрий Негодяев (маршруты № 663, 665, 694, 702, 710, 755, 788 и 860)


Спустя несколько дней после прекращения работы ООО «Бизнес-Д» свою деятельность также прекратил автопарк индивидуального предпринимателя Юрия Негодяева. В разговоре с корреспондентом 59.RU заместитель руководителя Алексей Кузякин пояснил, что причиной прекращения перевозок стали экономические проблемы транспортного предприятия.

— Основными причинами, я думаю, стали нелегальные перевозчики, которые нас обескровили, ну и COVID-19. Нелегальные перевозчики вытеснили 35–40% рынка, а на некоторых направлениях, вроде Кудымкара и Кунгура, они забрали до 50% пассажиропотока, — рассказал 59.RU Алексей Кузякин. — Минтранс несколько раз уведомляли, пока еще Клебанов «парадом командовал», но никаких попыток борьбы с нелегалами не было предпринято вообще. Клебанову неоднократно сообщалось, даже где они базируются, но вместо помощи мы получили по зубам от УГАДН, которая занимается лицензированием нашей области.

По словам собеседника 59.RU, после падения курса рубля в 2014 году перевозчик потерял финансовую возможность закупать автобусы иностранного производства, из-за чего обновление подвижного состава практически прекратилось. После спада пассажиропотока из-за новой коронавирусной инфекции перевозчику пришлось кредитоваться.

— Маршруты, которые обслуживались нами, «везли деньги» практически только в летний период. Из-за сезонности пассажиропотока мы не смогли покрыть кредиты, которые взяли на период ковида, — делится заместитель руководителя автопредприятия. — Сложилась такая ситуация, что «на носу» самые мертвые месяцы, а расходы за эти месяцы мы летом уже не сможем покрыть. Также возникли некоторые трудности финансового вопроса уже в данный момент.

Кроме обслуживания межмуниципальных маршрутов, автопарк предпринимателя Юрия Негодяева также обслуживал межрегиональные автобусные маршруты № 710, 755, 788 и 860, которые связывают Пермь с Сыктывкаром, Набережными Челнами, Омутнинском и Уфой.

— Маршруты № 755 и 860 до Челнов и Уфы у нас везли до 60% ежемесячной выручки, — рассказывает Кузякин. — Буквально перед Новым годом владелец автовокзалов в Башкирии ГУП «Башавтотранс» в одностороннем порядке не заключил с нами договор на обслуживание в 2022 году.

Согласно требованиям транспортной безопасности, начальная и конечная точки межрегионального маршрута должны располагаться на автовокзалах или автостанциях. Таким образом, отсутствие возможности использования автовокзалов в Башкирии сделало невозможным обслуживание этого межрегионального маршрута.

— Клебанов нам немного помог, но помощь оказалась недолгой: праздники нам дали отработать свободно, а потом намекнули, что проблемы опять появятся, — рассказал собеседник 59.RU.

Комментируя работу с вокзалами другого региона, Кузякин говорит об Александре Клебанове уже как о профильном заместителе министра транспорта Башкирии — на эту должность он перешел в 2021 году, после череды скандалов покинув аналогичную должность в Минтрансе Прикамья. В Перми с работой Клебанова игроки рынка пассажирских перевозок связывали незаконное лишение работы частных перевозчиков, непрозрачное предоставление субсидий для приобретения подвижного состава, а также инициативу полной окраски кузова автомобилей такси в желтый цвет и инициативу по ограничению предоставления бесплатных пересадок на городских маршрутах Перми.

После прекращения обслуживания регулярных автобусных маршрутов автопарк предпринимателя Юрия Негодяева полностью прекратил свою деятельность. По словам собеседника 59.RU, возрастной подвижной состав планируют отправить в металлолом ввиду его невостребованности.

Автобусный маршрут № 702 с 10 февраля обслуживает ООО «Дилижанс» на основании 5-летнего госконтракта, работу маршрута № 663 временно обеспечивает ИП Жужгов.

ООО «Автомания» (37 маршрутов)


Транспортная компания «Автомания» из Москвы с 5 февраля прекратила работу на всех своих маршрутах. Фирма отказалась выполнять обязательства по обслуживанию направлений, на которые должна была выпустить автобусы в ближайшие полгода. Всего ООО «Автомания» заключило 14 госконтрактов на 37 маршрутов.

Получить комментарий транспортной компании «Автомания» редакции портала 59.RU не удалось: представители перевозчика игнорируют телефонные звонки и электронные письма, направляемые в их адрес с осени 2021 года.

В Министерстве транспорта Пермского края в свою очередь прокомментировали ситуацию, которая произошла с ООО «Автомания». Заместитель главы Минтранса Прикамья Александр Полыгалов заявил, что после заключения контрактов у перевозчика было полгода на подготовку, чтобы приобрести транспортные средства, подготовить водительский состав, найти автобазы и т. д.

— Перевозчик не смог своевременно купить автобусы, не оплатил и не договорился с лизинговой компанией, соответственно, платежи не прошли своевременно, хотя они нас до последнего момента убеждали, что всё будет хорошо: «мы все оплатим, автобусы будут», — рассказал заместитель министра транспорта Пермского края Александр Полыгалов. — Но 27 января они не вышли, 1 февраля мы направили уведомление о расторжении контрактов.

Совместно с УФАС Министерство транспорта Пермского края намерено включить ООО «Автомания» в реестр недобросовестных предпринимателей. Помимо этого, власти намерены взыскать с перевозчика банковские гарантии, которые, по данным 59.RU, превышают 37 миллионов рублей, а также Минтранс выставит подрядчику штрафные санкции за невыполненные обязательства и отработанные с нарушениями рейсы.

Для обслуживания маршрутов-отказников, на которых должно было работать ООО «Автомания», Минтранс и ГКУ «ОПП» ищут временных перевозчиков, которые будут обеспечивать работу направлений, а также запустили процедуру заключения краткосрочных контрактов, часть из которых уже заключена. Подхватить маршруты вместо «Автомании» уже согласились прикамские перевозчики, среди которых ООО «Авто-Тех», ООО «Союз», ИП Миронов Д. В., ИП Гроо Т. С., ИП Куриленов А. А., ООО «Автокомфорт», МУП «ПАТП» и ИП Петров В. С.

Ранее мы опубликовали большой разбор того, как оказались распределены межмуниципальные автобусные маршруты между транспортными компаниями, однако после расторжения всех госконтрактов с ООО «Автомания» в ближайшие полгода произойдет очередной передел рынка междугородних пассажирских перевозок Прикамья.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем