26 октября 2018 года в Перми прошло судебное заседание, на котором рассматривали жалобу зоозащитников в отношении сотрудников полиции и прокуратуры по делу Лаваша — собаки породы алабай. В августе Лаваш попал в пермскую ветеринарную клинику в тяжёлом состоянии. По словам зоозащитников, собаку нашли в гаражном кооперативе, где была клетка пса, с 12 ножевыми ранениями. Позже алабай умер.
Зоозащитники обвиняли в убийстве собаки владельца одного из гаражей кооператива Эдуарда Баталова. По их словам, он специально дразнил собаку, а в тот день, будучи пьяным, открыл ее клетку и убил. Несколько месяцев с момента инцидента Баталов не общался с представителями СМИ. Однако накануне суда согласился встретиться с корреспондентом 59.ru вместе с адвокатом. О его версии событий того дня, а также о заседании суда — в нашем материале.
— Лаваш жил напротив автосервиса в ангаре. Ограждение из металлической арматуры пес часто ломал. Я ее даже приваривал, — рассказывает Баталов. — Вот уже полгода хозяин этой собаки лежит в больнице и проходит лечение от алкоголизма.
Эдуард Баталов подтверждает: он действительно владеет одним из гаражей кооператива. Лаваша, как и его хозяина, хорошо знает. Последний держал собаку в клетке напротив автосервиса, владельцем которого является.
— Еще год назад я разговаривал с хозяином Лаваша, ему принадлежит автосервис.
Лаваш в очередной раз сломал решетку. А я в это время приехал на машине и вышел. Я был подвыпивший. Лаваш тогда меня укусил за локоть, — говорит мужчина. — Тогда его хозяин предложил пса усыпить. Я отказался. Сказал, что Лаваш — наш охранник. Хозяин заверил, что пес привитый, я даже в больницу не пошел.
Потом хозяин собаки исчез. По словам Баталова, отправился в клинику на лечение от алкоголизма. Лаваша стали кормить волонтеры — «фактически пёс стал бездомным». По словам Эдуарда, он тоже кормил и периодически ремонтировал ограждение клетки собаки, которое пес ломал.
— Почему-то пес меня невзлюбил с самого начала, — говорит Эдуард.
— Говорят, вы собаку палкой тыкали, дразнили.
— Это совсем не так. В мае волонтеры стали возмущаться, что в ангаре у Лаваша много фекалий, которые никто не убирает. Его же не выгуливал никто, а вольер совсем небольшой. У Лаваша от малоподвижного образа жизни стали отниматься ноги. Выпустить пса, чтобы прибраться, мы не могли. Шум подняли две женщины — волонтеры. Они просили меня открыть решетку и выпустить собаку, иначе они на хозяина подадут в суд. Я согласился, но предупредил, что пес агрессивный — он до этого еще одного владельца гаража гонял, хотя он его не дразнил, не трогал. Мужчине даже на капот пришлось залезть... В итоге в тот день я открыл вольер и выпустил Лаваша.
С работниками автосервиса Эдуард договорился, что днем Лаваш будет в вольере, а на ночь его будут выпускать. Пес спокойно ходил по территории. Поэтому его не стали больше закрывать в клетке.
— Позже Лаваш мог внезапно выскочить из-под любой машины или из-за угла. Поэтому я всегда ходил с палкой. Лаваш палки боялся. Он просто лаял и отходил, — объяснил Эдуард. — А 17 августа, когда все и произошло, я был в легком подпитии...
— Собаки не любят запах спиртного.
— Это вранье. Хозяин пса спал с ним в обнимку пьяный, и Лаваш не трогал его. Все это чушь. Просто пьяные проявляют агрессию. Собака — взаимно. Я 17 августа шел из леса с корзинкой, собирал грибы. У меня был нож. Тут я пса прозевал. Понимаю, что поздно, поворачиваюсь… И тут пес меня за кисть левой руки кусает. Прокус был насквозь, причем левая рука у меня частично парализована. Я выхватил нож. Нанес максимум пять ударов. Пес тут же меня отпустил. Это ведь не болонка, на которую замахнулся, и она убежала. Такие крупные псы, как Лаваш, боятся только болевого шока. Я мог нанести и один удар — в сонную артерию, если бы у меня была цель убить его. Я этим владею. По образованию я врач-стоматолог. Но убивать я не собирался, я просто не хотел быть куском мяса.
«Целую ночь они стучали в дверь, расколотили две машины»
Мужчина заверяет: его целью было отбиться от собаки.
— Я ударил его в голову, потому что череп у них очень толстый. Я знаю, что его не пробить. Даже в нос не наносил удары, потому что так как раз можно убить, — объясняет мужчина. — Это угроза кровопотери, потому что пес нос облизывает, не дает затянуться ране. Когда он отлетел, я ушел. Даже не думал, что у него кровотечения.
— Почему вы пришли в больницу только спустя два дня?
— В больницу я обратился на второй день — 19 августа. Мне поставили диагноз в травмпункте — «инфицированная рана кисти руки», — сообщил Эдуард. — У меня пошла инфекция, все опухло. Я сам врач: знаю, что надо прививки от столбняка и бешенства поставить. Почему не сразу пошел в больницу? Ко мне ночью 17 августа ломились в гараж. Я боялся выйти. Расколотили две машины. Выбили у них стекла. Это были даже не мои машины. Побили уазик моего друга и машину владельца автосервиса. Всю ночь ко мне в гараж стучались, я боялся выйти и закрылся там.
Незнакомцы ушли только в четыре часа утра. Все это время звучали угрозы.
— Мне угрожали, что поступят со мной так же, как «ты с собакой». Группы уезжали и приезжали, — рассказывает Эдуард.
— Вы не могли позвонить в полицию? у вас же был телефон.
— Да, был телефон. Я что-то не сообразил, — признался Эдуард. — Да вы знаете, из полиции часов шесть едут. Меня однажды одни черти замариновали электрошокером и заковали в наручники. Я шесть часов наряд полиции ждал, руки уже синие были. Смысл им звонить? Так вот, в эту ночь эти группы меня караулили до утра. А потом еще недели две они ездили к моему гаражу. Мне до сих пор звонят и угрожают. Мне звонят люди из-за рубежа и советуют уехать из города.
По словам собеседника, в интернете зооактивисты разместили его личные данные. Эдуард за себя не боится, но переживает за свою семью.
— Про меня нагнали жути. Это пиар зоозащитников, чтобы люди поверили. Меня так описали, что я могу слона щелбаном завалить, — рассказал Эдуард. — Раньше я к зооактитвистам относился инертно. Вроде добрые люди. Но сейчас, когда я вник в эти структуры, понял, что не все так просто. Они кричат, что я пинал Лаваша в живот. Но зачем? Если у человека для самообороны нож.
— Как вы сказали, вы были пьяны. Все ли вы хорошо помнили?
— Есть разная степень опьянения. Если бы я был очень пьян, я был бы просто куском мяса, а алабай бы меня сожрал. А я выпил всего лишь пива, поэтому и смог отбиться от стокилограммовой туши, — уверен мужчина. — Я очень хочу, чтобы меня оставили в покое. Многие хотели забрать Лаваша, но его никому не отдавали. Это же для них курица, несущая золотые яйца. Сейчас зоозащитники на адвокатов собирают.
В свою очередь, адвокат мужчины Всеволод Алферов подтверждает, что Эдуард защищал свою жизнь.
— Мой подзащитный являлся на все вызовы участкового. Предоставили медицинские документы об укусе собаки, — сообщил адвокат. — Считаю, что полиция приняла правильное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, потому что собака травмировала моего подзащитного и он защищал свою жизнь и здоровье.
Что выяснилось на суде
С первым сообщением о Лаваше в полицию обратился Владимир Плюснин. Около 22 часов 17 августа он ехал мимо гаражного кооператива. Владимир увидел, что, судя по всему, нетрезвый мужчина наносил ножевые ранения собаке. Дежурный полицейский передал информацию наряду немедленного реагирования — они пытались связаться со сторожем кооператива, но тот не ответил. В итоге Плюснин вновь позвонил в полицию на следующий день, сказал, что никто не приехал. Наряд прибыл на место вечером 18 августа.
У гаражей полицейский не обнаружил следов крови или очевидцев. Дежурный опросил сторожа. Тот сообщил, что не видел, как порезали Лаваша. Но собаку в крови он видел — думал, что она подралась с другими собаками.
Также полиция опросила владельцев гаражей. Они подтвердили, что изначально собака жила в вольере, но потом ее отпустили и она ходила по территории без поводка, ошейника, намордника. Часть хозяев гаражей говорят, что Лаваш был агрессивен. Часть, наоборот, — что был спокойный, а Баталов над ним издевался, бросал в него камни, из-за чего собака его боялась.
Сами зоозащитники, в течение двух месяцев добивавшиеся от полиции и прокуратуры возбуждения уголовного дела в отношении обидчика собака, считают, что Баталов намеренно покалечил собаку, а не оборонялся, не только ударил ножом, но и пинал ее, а полиция бездействует. По данным экспертизы, у алабая от 7 до 12 резаных ран. Умер он от остановки сердца вследствие интоксикации организма — по словам зоозащитников, у него был отбит мочевой пузырь. Волонтёры говорят, что наряд должен был выехать немедленно, а не после второго звонка, ведь отсутствие ответа на звонок не повод не ехать, они могли бы осмотреть место происшествия. Также зоозащитники считают, что полиция должна была сразу, а не через три недели допросить подозреваемого в причинении вреда Лавашу. За это время он якобы потерял нож, которым наносил удары. Полиция должна была сама назначить кинологическую экспертизу, но ее провели только после того, как зоозащитники начали жаловаться и прокуратура признала отказ в возбуждении дела незаконным, и проверку продолжили.
— Судья пришёл к выводу, что проверка по факту причинения повреждений собаке по кличке Лаваш проведена сотрудниками отдела полиции № 4 в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ, — подытожила судья на заседании 26 октября. — В соответствии с требованиями сообщение о преступлении было принято. Проведена проверка в пределах компетенции, получены объяснения, истребованы документы. Назначена и проведена судебная экспертиза, назначена и проведена комплексная экспертиза. В разумный срок проведён осмотр места происшествия. Принятое в ходе проверки решение об отказе в возбуждении уголовного дела отменено. Проведение проверки не завершено. Каких-либо нарушений, свидетельствующих о бездействии сотрудников отдела полиции № 4, нет. Оснований для удовлетворения жалобы суд не усматривает. Судья постановил: жалобу директора благотворительного фонда помощи животным «Планета добра» Черноусовой Полины о признании незаконным бездействия сотрудников отдела полиции № 4 оставить без удовлетворения.
Зоозащитники намерены обжаловать приговор суда.
— В ходе рассмотрения этой жалобы исследовали материалы проверки по данному факту, но решением суда жалоба не удовлетворена. Мы с этим решением не согласны, — прокомментировала решение суда адвокат зоозащитников Юлия Борисова. — Мы будем его обжаловать. Мы намерены идти до конца в целях пресечения дальнейшего бездействия полиции.
Сейчас дело возвращено на проверку. Полиция проводит дополнительные мероприятия.
Ранее мы писали, что Пермские зоозащитники пожаловались на бездействие полиции и прокуратуры по делу пса Лаваша