Культура летопись «Дорогая "Оляпка", напиши мне книгу»: история пермского альманаха, который издавали в 1960–80-е годы в Перми

«Дорогая "Оляпка", напиши мне книгу»: история пермского альманаха, который издавали в 1960–80-е годы в Перми

Книжка выходила раз в несколько лет, ее выпуска ждали дети всей страны

«Оляпки» сохранились во многих семьях, их читают и современные дети

Многие помнят книжные сборники «Оляпка», которые издавали в 1960–80-х годы. В них публиковали рассказы, рисунки, веселые ребусы и загадки. Мы предлагаем читателям вместе с нами «полистать» их и вспомнить детство.

От маленького рисунка до телепередачи


Первый сборник «Оляпка» появился в 1961 году. Сотрудники Пермского книжного издательства решили собрать стихи, рассказы и загадки авторов со всей страны.

— Название «Оляпка» придумал пермский детский писатель Алексей Домнин, — рассказали 59.RU в издательстве. — Он также известен как переводчик коми-пермяцких легенд, в частности, «Сказа о Кудым-Оше и Пере-охотнике». Как-то на прогулке по лесу со своей охотничьей собакой Шайтаном он встретил птичку оляпку. Ему понравились ее ловкость и смелость, и он предложил назвать книгу в честь нее.

Алексей Домнин на детском празднике

В первом сборнике напечатали рассказ Виталия Бианки «Сумасшедшая птица» об оляпке, которая могла и в ледяную воду нырнуть, и от когтей ястреба улизнуть.

Обложка и титул первого выпуска «Оляпки». Предположительно авторами этих рисунков были Евгений Нестеров или Юрий Лихачев
Один из разворотов первого выпуска

В самом издательстве первые экземпляры и фотографии тех времен не сохранились, весь фонд был передан Государственному архиву Пермского края, куда мы и обратились. Специально для этой публикации сотрудники нашли в фондах эскиз титула самой первой «Оляпки», сделанный рукой художника. Имя автора на нем не указано.

Еще обложки первых выпусков. Юный читатель не остался равнодушным и приложил руку и ручку к обложке третьего номера 

Первые два выпуска «Оляпки» выходили без номеров и черно-белыми. Цветной была лишь обложка. Книжка получила невероятную популярность, поэтому издатели решили продолжать выпускать сборники дальше. Третьей книге уже был присвоен номер. И это была первая «Оляпка», напечатанная в цвете. Все альманахи печатали в типографии издательства «Звезда» на площади Дружбы, 34.

Форзац «Оляпки» № 3, вышедшей в 1966 году
Первые цветные иллюстрации в третьей книге

В «Оляпке» публиковались произведения Алексея Домнина, Алексея Решетова, Василия Каменского, Виктора Астафьева, Виталия Бианки, Ивана Соколова-Микитова, Константина Паустовского, Льва Кузьмина, Льва Толстого, Михаила Осоргина, Михаила Пришвина, Сергея Михалкова, многих современных авторов, включая пермских, и классиков.

Кадр из программы «Оляпкина почта», выходившей на пермском телевидении 

Дети полюбили книжку и ее героиню — маленькую смелую птичку. Юные читатели присылали ей письма из разных уголков страны, на которые она «отвечала» на страницах сборника.

Письмо юной читательницы
И ответ редакции
Форзац одного из выпусков посвятили переписке Оляпки с ребятами
Обращения ребят были похожи на письма Деду Морозу 

Персонаж стал настолько популярным, что в 1970-е годы на пермском телевидении появилась передача «Оляпкина почта» (0+). Специально для нее сделали маленькую куклу в виде птички, за кадром ее озвучивала актриса.

Оляпка в гостях у школьников
Кадр из передачи: умная птица — помощница на уроках
Съемки «Оляпкиной почты» в одной из пермских школ
Титульный разворот четвертого выпуска
В сборнике печатали рассказы пермского писателя Льва Давыдычева
Столичные писатели также публиковались в пермском сборнике. Она из них — Галина Николаева
Размещение персонажей и текста при создании каждой страницы тщательно продумывали. Не забывайте — компьютеров тогда не было, макет страницы клеили вручную
Счастливое завершение истории про Дуню-нюню

Кто иллюстрировал «Оляпку»

Над книжкой работали десятки талантливых пермских художников. Композицию каждой страницы книги тщательно продумывали. Мы расскажем о нескольких ярких авторах, которые не только иллюстрировали книги, но занимались творчеством и в других видах искусства.

Светлана Можаева: создавала мультики, а потом взялась за книги

Одним из ярких и постоянных художников была Светлана Можаева. Она же руководила художественным оформлением сборников.

Светлана Можаева в юные годы

Девушка начинала трудовой путь с работы на Заводе имени Ленина и была увлечена рисованием. Когда на пермском телевидении объявили творческий конкурс, Светлана рискнула принять участие и показала свои рисунки. Ее взяли художником. Именно с Можаевой началась пермская мультипликация. Она съездила на свердловскую киностудию, посмотрела, как создается анимация, после чего сама сняла мультфильмы «Семь Я» (0+) и «Как Лежебока Неохоткин работягой стал» (0+), работая одновременно как художник, режиссер и оператор. Позже у нее появилась команда, с которой она открыла мультстудию при пермском телевидении.

Кадры из мультфильма Светланы Можаевой, выходившего на пермском телевидении

Вместе с мультфильмами Светлана увлеклась и иллюстрацией книг. В шестидесятые и семидесятые годы на книжных полках почти всех детских садов стояли сказки Льва Кузьмина и Льва Давыдычева с ее рисунками. А позже появились «Капризка» Владимира Воробьева и «Приключения барона Мюнхгаузена» Эриха Распэ с ее иллюстрациями. Большинство «Оляпок» были созданы при ее активном участии и руководстве.

Один из разворотов пятой «Оляпки»

Сейчас художница продолжает заниматься творчеством.

Художники Юрчатовы


Супруги Людмила и Юрий Юрчатовы принимали участие в иллюстрировании почти всех номеров.

Людмила Юрчатова во время путешествия

У художницы узнаваемый стиль — она работает в народной манере, напоминающей старинный лубок, и создает в рисунках особый сказочный мир.

— Меня и мужа пригласили иллюстрировать «Оляпку» в 1967 году, — рассказала 59.RU художница. — Мы только окончили Свердловское художественное училище и приехали в Пермь. Уже работая в издательстве, мы продолжали учиться в Строгановском училище в Москве, и мы брали работу с собой. У Юры в «Оляпке» даже были свои обложки. Но у него другой стиль. К созданию этой книги привлекали лучших художников, дети ждали ее выхода по всей стране и даже в столице.

Иллюстрации Юрчатовых в № 5
Обложку самого популярного выпуска № 5 иллюстрировали тоже супруги Юрчатовы

Кроме рисунков Людмила Борисовна попробовала себя и в мультипликации, сняв в восьмидесятые анимационный фильм «В стране веселой детства» (0+) и диафильм «Кошкин дом» (0+). Кроме графики, она всю жизнь занималась гобеленом, оформлением интерьеров и монументальной росписью. Ее супруг преподает рисунок и дизайн в пермском филиале Академии художеств.

Анатолий Тумбасов — фронтовик и путешественник


Особые странички в «Оляпке» были отведены теме природы. Там были зарисовки пермского художника, журналиста, прошедшего через войну, Анатолия Тумбасова.

Анатолий Тумбасов во время зарисовок в лесу

Он сам писал небольшие рассказы к своим рисункам. Всю свою жизнь Анатолий Тумбасов много путешествовал. И каждая новая поездка вдохновляла его на новые творческие подвиги. В его путевых блокнотах имелись рисованные наброски из путешествий по сибирским городам, Каме, Лене, Енисею, Казахстану, Крыму, Албании.

А вот его рисунки и авторский рассказ в пятой «Оляпке»
Тумбасов был не только иллюстратором и «певцом природы». Он создавал панорамные графические листы и полотна, посвященные теме индустриализации. Его работа «Строительство нового калийного» 1974 года

Его произведения хранятся в Пермской государственной художественной галерее, в частных коллекциях в России и за рубежом. Художник умер в 2001 году. На доме 32 по улице Крупской, где находилась его мастерская, висит мемориальная доска в память о нем.

Скульптор и график: Рифкат Багаутдинов


Один из ярких пермских художников, чей графичный четкий стиль легко узнается в «Оляпке», — Рифкат Багаутдинов. Он был эвакуирован в Пермь в годы войны — сюда, в тыл, направили военный завод его отца. Еще мальчиком он проявил незаурядный талант художника и уже в 17 лет участвовал в детской выставке во Франции. Его дипломная работа после окончания училища имени Мухиной — панно «Революция» — находится на площади Стачек в Петербурге.

Рифкат Багаутдинов во время работы
Панно «Революция» на площади Стачек в Петербурге
Работа художника в первом выпуске «Оляпки»

Мастер занимался монументальной росписью, мозаикой, станковой живописью, скульптурой, рельефом и книжной графикой. Он один из первых иллюстрировал книги Льва Давыдычева «Иван Семенов», «Лелишна из третьего подъезда» и «Руки вверх, или Враг номер 1».

Рифкат Багаутдинов предпочитал работать в черно-белом цвете. Его иллюстрации к книгам Льва Давыдычева 
Художник легко играет с текстом и силуэтами
Его работы похожи на плакаты футуристов 1920-х годов

Его авторству принадлежит скульптура «Икар» в виде космонавта на фасаде пермского ДК имени Гагарина. Художник умер в 2014 году.

«Икар» Багаутдинова на центральном фасаде ДК имени Гагарина

Современная «Оляпка»


Всего в старом, доперестроечном Пермском книжном издательстве вышло девять «Оляпок». В период перестройки в связи с реорганизацией издание альманаха было прекращено. Его вновь начали выпускать спустя десять лет.

Современные выпуски 2009 и 2015 годов

В 2000 году вышла десятая «Оляпка», которая получила на Московской международной книжной выставке-ярмарке приз «За верность традициям». После этого выпустили еще несколько книг. В них также есть рассказы, загадки и рисунки, но книга стала больше походить на журнал, ее тираж снизился, и распространяют ее только на территории Прикамья. Последние выпуски посвящены городам края. В конце этого года планируют издать 17-й выпуск и посвятить Березникам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем