НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ МАРАТОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ ГЕЛЬМАНОМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА МАРАТА АЛЕКСАНДРОВИЧА ГЕЛЬМАНА.
Бывший директор музея PERMM и главный идеолог «пермской культурной революции» Марат Гельман впервые после отъезда за рубеж выступил перед пермяками. Он принял участие в онлайн-конференции «Пермь 300. Есть ли смысл?», организованной проектом «Пермь 36,6».
В начале своего обращения Марат Гельман объяснил, почему официально не общался с пермской публикой в последние десять лет.
— Это не безразличие: сначала было больно, потом не хотел своей поддержкой помешать людям, и мой комментарий для Перми мог играть роль не комментария, а какого-то манифеста, — объяснил галерист.
Марат Гельман — коллекционер, галерист и публицист, арт-менеджер, политтехнолог. С июня 2002 по февраль 2004 года — заместитель гендиректора Первого канала Константина Эрнста. С 2008 по 2013 годы был директором пермского музея современного искусства PERMM. Куратор выставки «Русское бедное» и многих других в Перми, демонстрировавшихся в России и за рубежом. Участвовал в разработке концепции и реализации фестивалей «Живая Пермь» и «Белые ночи в Перми» (в 2012 году его посетили более миллиона человек). В июне 2013 года после скандала Марат Гельман был уволен с поста директора PERMM. Гельман причиной увольнения назвал цензуру. По мнению журналистов, причиной послужила персональная выставка красноярского художника Василия Слонова Welcome! Sochi 2014, открытая в рамках фестиваля «Белые ночи». В 2014 году Марат Гельман переехал в Черногорию для осуществления культурных проектов. Объявлен иноагентом в конце 2021 года, в 2022 году МВД объявило его в розыск.
Марат Гельман отметил, что за рубежом до сих пор помнят о культурных событиях в Перми, а самого его в публикациях упоминают именно как бывшего директора пермского музея, а не столичного галериста.
— Не знаю, как в Перми, но в последнее время мне казалось, что наш проект ценят везде, кроме самой Перми, — сказал Марат Гельман. — И причиной этого была, конечно, точка входа: мы вошли через просвещенную власть — и, соответственно, весь скептицизм и негатив, который имелся к власти, автоматически имелся по отношению к нам. И поэтому я, конечно, ждал бы от этой конференции какой-то новой оценки вот этих четырех лет, что я был в Перми. Может быть, переоценки. Мне кажется, это очень важно.
Марат Гельман отметил, что сейчас с трудом представляет себе судьбу какого-то региона отдельно от судьбы России — в отличие от того времени, когда он занимался культурным проектом в Перми.
— В то время, в эпоху модернизации, мы могли говорить о том, что какие-то регионы могут быстрее идти вперед, более удачно, ярко прорваться вперед, а какие-то отставали, — отметил бывший директор PERMM. — Да, мы хотели, чтобы Пермский край был в авангарде этой модернизации, децентрализации страны.
В заключении Марат Гельман сказал о надеждах, связанных с Пермью, в частности с музеем современного искусства PERMM, который он создал.
— В Пермском крае у меня есть запасник, в котором хранятся работы, я планирую их подарить пермскому музею, — завершил коллекционер. — Я планировал раньше гораздо больше, но у музея не было места для постоянной экспозиции, и большую часть я подарил Третьяковке.
В конце своего выступления Марат Гельман признался пермской публике в любви и попросил считать его пермяком.
В конце 2022 году МВД объявило Марата Гельмана в розыск. Мы спрашивали у него, что он об этом думает.