Образование Разговоры о важном подробности «Наша страна — Россия»: мы подробно изучили методичку «Разговоров о важном», которые сейчас ведут в школах Перми

«Наша страна — Россия»: мы подробно изучили методичку «Разговоров о важном», которые сейчас ведут в школах Перми

Рассказываем, что по ним следует обсуждать с детьми

С 1 сентября в российских школах ввели классные часы — «Разговоры о важном»

С этого учебного года каждая неделя во всех российских школах должна начинаться одинаково — с поднятия флага и прослушивания гимна. В расписании занятий появился классный час — «Разговоры о важном». Мы изучили новые методички и подробно рассказываем, что будут изучать школьники.

5 сентября в российских школах впервые прошли классные часы «Разговоры о важном». В Министерстве образования Пермского края корреспонденту 59.RU пояснили, что это «обычный классный час», который «обязателен для посещения», а во время занятий школьники «смогут обсудить фундаментальные вопросы о роли семьи, человеческих качествах, знаковых вехах истории, современных процессах». Такие классные часы должны проходить каждый понедельник, но школа «выстраивает церемонию по своему сценарию». Однако обычно поднятие флага проходит перед уроками. Мы заглянули в методички новых классных часов — материалы размещены на сайте в открытом доступе. На сайте написано, что основные темы внеурочных занятий связаны «с ключевыми аспектами жизни человека в современной России». Заметим: тут же указано, что методические материалы для педагогов носят рекомендательный характер, то есть учитель вправе самостоятельно корректировать занятия.

Пока на сайт выложили методические материалы только к двум занятиям в сентябре: «День знаний» и «Наша страна — Россия». Однако уже есть темы двух других классных часов в сентябре и занятий в октябре и ноябре. В сентябре это «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского», «День пожилых людей», в октябре — «День учителя», «День отца», «День музыки», «Традиционные семейные ценности», «День народного единства», в ноябре — «Мы разные, мы вместе», «День матери», «Символы России». Занятия разработаны по классам: для 1–2-х, 3–4-х, 5–7-х, 8–9-х, 10–11-х классов и СПО. К каждому занятию прилагается сценарий, методические и дополнительные материалы, инструкция, видео, презентация к уроку, плакат и интерактивный элемент — задания. Занятия во всех классах длятся 30 минут.

5 сентября: «День знаний»


Практически ко всем классным часам в методичке прописаны одинаковые цели. Их суть — познакомить младших школьников с Днем знаний, развить у ребят интерес к новым знаниям, гордость за Россию, понимание необходимости знаний для развития культуры, науки и искусства. Для старших школьников основная цель — познакомить их с возможностями для самореализации в России.

1–2-е классы: знакомство с 1 Сентября и важность знаний

Для самых маленьких по плану тема занятия для «Дня знаний» — «Зачем я учусь?» Классный час начинается с просмотра видеоролика: дети узнают о том, когда появилось 1 Сентября, знакомятся с традициями праздника (линейкой, первым звонком, первым уроком и т.д.) и узнают о школьных кружках. Во время основной части занятия школьники должны ответить, зачем они пришли в школу, чему могут научиться и зачем им знания. Дальше — разбор стихотворений о школе и знаниях С. Маршака, А. Барто или Б. Заходера и выполнение интерактивных занятий. Например, младшеклассники должны расположить источники информации в порядке их появления в истории человечества. В заключительной части занятия дети отвечают на вопросы о важности знаний и выполняют творческое задание.

Младшеклассникам рассказывают, когда появилась единая дата начала учебного года

3–4-е классы: развитие человечества

Тема занятия для детей постарше — «Зачем нам знания?» Занятие начинается с просмотра видео о том, как человек узнавал мир и какие открытия совершал. Дети узнают, как человек научился добывать огонь, изготавливать орудия труда, как появилось производство и какие открытия человечество совершило в современном мире. В основной части занятия ребята выполняют задания, например, сопоставляют открытие и ученого, отвечают на вопросы о космосе.

5–11-е классы и СПО: возможности для развития в России

Тема урока — «Мы — Россия. Возможности — будущее». Заметим, что для школьников с 5-го по 11-й классы и студентов СПО программа одинаковая. На занятии ребятам рассказывают о возможностях для реализации в России, о платформе «Россия — страна возможностей», проекте «Большая перемена», «Всероссийской олимпиаде» и международных олимпиадах. В дополнительных материалах к уроку — видеоролики. На одном из них президент РФ Владимир Путин говорит о победах российских школьников на международных олимпиадах, на другом — с названием «Россия в миниатюре» — ребятам рассказывают об Артеке, который начал развиваться благодаря «важному историческому событию для нашей родины» — присоединению Крыма к России. Ребятам говорят о традициях поднятия флага и прослушивания гимна в «Артеке», через которые, как рассказывает диктор, приходит любовь к родине. Кроме этого в доп. материалы входит ролик о флаге России, видео-приглашение в «Юнармию», в российское движение школьников «Орлята России» и Российское движение школьников.

Школьникам рассказывают об «Артеке», который начал развиваться, как говорит диктор, благодаря присоединению Крыма к России

12 сентября: «Наша страна — Россия»


Занятия во всех классах 12 сентября будут посвящены патриотизму. Цель классных часов — воспитать у ребят любовь к родине и гордость за Россию.

1–2-е классы: любовь к родине через любовь к природе

Тема занятия для младших школьников — «Где мы живем?» Занятие начинается с прослушивания песни «С чего начинается Родина», а после дети отвечают на вопрос «Что такое Родина?» Дальше по плану просмотр видеоролика. Детям рассказывают о том, что родина — это то, что окружает человека с детства, говорят о природе, к которой не может остаться равнодушным человек, любящий свою страну. В конце ролика делают вывод: «любовь к России начинается с любви к малой Родине».

После просмотра ребятам предлагают задания, например, сопоставить фотографию с названием природного места. В основной части «Любовь к природе неразрывно связана с любовью к своему Отечеству» дети слушают звуки природы, а затем учитель зовет ребят в гости к якутскому охотнику Туйгуну — один из школьников и учитель читают стихотворение о встрече охотника с белкой. По плану ребята должны сделать вывод о том, что «человек может и должен наблюдать природу и чувствовать ее». Дальше школьники слушают песню «Гляжу в озера синие», она, как написано в методичке, «образно подтверждает вывод»: «любовь к природе родной страны — часть огромного чувства патриотизма».

3–4-е классы: любовь к родине из поколения в поколение

«От поколения к поколению: любовь россиян к Родине» — тема классного часа для школьников постарше. В начале занятия школьников просят ответить на вопросы о том, как они понимают слово «родина», что такое любовь к родине и передается ли эта любовь из поколения в поколение. После ответов ребят учитель включает видеоролик — стихотворение Р. Рождественского «Родина моя» и Сергея Осетрова «Ты, Россия моя». Диктор зачитывает текст о любви к родине: к семье, друзьям, всем россиянам, об умении восхищаться природой, о желании «потрудиться на благо родины в опасное время» и о «мужестве и решимости встать на защиту Родины в опасное для нее время».

Основная часть занятия начинается с вопроса «Что мы Родиной зовем?», учитель включает песню «С чего начинается Родина?», а затем школьники вспоминают пословицы и поговорки о родине и любви к ней. После этого ребята читают древнерусский текст о русской земле, тексты К. Д. Ушинского и Д. С. Лихачёва о родине. Младшеклассники отвечают на вопросы по текстам, например, «Почему для любви к Родине важна связь с отцами и дедами?», «Что для человека является главной целью жизни?» и «Как человек учится любви к Родине?». В конце ребята выполняют задания — играют в филворд и соотносят части пословиц и поговорок о родине.

5–7-е классы: «Что мы Родиной зовем?»

Тема урока для этих классов — «Что мы Родиной зовем?» Школьникам показывают видеоролик о родине в лирике С. Есенина, о пословицах и поговорках на эту же тему. Дальше школьники дают свое определение родине и работают со словарными статьями, где ищут определение понятию. Затем ребята играют в «Свою игру» о России. Вот несколько вопросов: «Как называется свод законов, по которым живет страна?», «Как звали первого князя?» или «Кто стоит во главе Русской православной церкви?»

По плану школьники должны посмотреть ролик о родине в лирике С. Есенина

В конце занятия школьники должны продолжить фразы: «В России я люблю …», «Я хочу быть полезным своей стране в …», «Я горжусь тем, что Россия …», «В России я уважаю …» или ответить на вопрос «Что я хочу и могу сделать для своей Родины?»

8–9-е классы: уникальная Россия

Тема занятия для 8–9-х классов — «Мы — жители большой страны». Учитель объяснят детям, что несмотря на глобализацию мира, каждая страна пытается сохранить свою уникальность, а после включает видео об интересных фактах о России. В нем диктор говорит о Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороге, Уральских горах, русских изобретателях, Юрие Гагарине и больших запасах природного газа, торфа, леса, питьевой воды в России. Ролик заканчивается фразой: «россиянам есть чем гордиться и за что любить свою родину».

В основной части классного часа ребята играют в игру: отвечают на вопросы о России. В конце занятия школьники должны придумать тему разговора о родине и России и предположить, к какому итогу придет эта беседа.

Плакат ко второму классному часу

10–11-е классы и СПО: «деятельный патриотизм»

«Мы сами создаем свою Родину» — тема занятия в старших классах и колледжах. Учитель по сценарию говорит, что родину не выбирают и что «от отношения людей к своей стране зависит, будет ли она сильна, богата и благополучна или станет добычей других, распадется на части и исчезнет». Дальше ребята должны порассуждать о том, что такое патриотизм и кто такой патриот, а потом заглядывают в толковый словарь и ищут определения. Потом по плану — просмотр видеоролика о патриотизме, о котором писал и Н. В. Гоголь в «Тарасе Бульбе», и А. С. Пушкин в «Капитанской дочке», и М. Ю. Лермонтов в «Бородино», и особенно — писатели в годы Великой Отечественной войны. После ролика ребята выполняют задания — сопоставляют исторические события и даты, работают с текстами Н. М. Карамзина, Г. К. Жукова, А. Н. Толстого и отвечают на вопросы.

По сценарию занятия учитель заканчивает классный час фразой: «По-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления патриотизма. Патриотизм проявляется в малых делах — знании истории своей страны, уважении ее культуры и традиций, поэтому патриотом является тот из нас, кто готов действовать на благо свой страны, своей отчизны».

Недавно мы узнали, что говорят в Министерстве образования Прикамья о «z-акциях» в школах, а в марте мы писали, что в российским учителям поручили провести уроки на тему спецоперации. Кроме этого, мы рассказывали о новой должности в школах — советник директора по воспитанию (в Минобре Прикамья нам ответили, что это не политрук).

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем