Образование Разговоры о важном подробности «Трое детей — это норма, чтобы восстанавливалось население»: разбираем «Разговоры о важном» о традиционных семейных ценностях

«Трое детей — это норма, чтобы восстанавливалось население»: разбираем «Разговоры о важном» о традиционных семейных ценностях

Эту тему должны были обсуждать еще в октябре 2022 года, но методички резко поменяли

27 февраля с ребятами поговорят о традиционных семейных ценностях

Патриотические классные часы «Разговоры о важном» ввели в школах и колледжах России еще в сентябре прошлого года. Занятия проходят каждый понедельник, перед ними школьники и студенты поднимают флаг и слушают гимн России. Каждую неделю мы разбираем методички классных часов и публикуем материалы в отдельном сюжете. На прошлой неделе «Разговоры о важном» были посвящены 23 Февраля. Ребятам рассказали, что «российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе специальной военной операции».

Следующий классный час пройдет 27 февраля, тема занятия — «Традиционные семейные ценности». Кстати, пообщаться с ребятами на эту тему планировалось еще в октябре прошлого года, но тему внезапно поменяли: вместо традиционных семейных ценностей обсудили ледоколы и развитие атомной отрасли в России. Мы изучили методички к следующему занятию.

Обычно в начале патриотического классного часа детям показывают видео — к ребятам обращается какая-нибудь знаменитость, например, Константин Хабенский, патриарх Кирилл или Валентина Матвиенко. Однако часто ролик с обращением на сайте «Разговоров о важном» появляется поздно: еще вечером 24 февраля к классному часу о традиционных ценностях никакого видео с известной личностью не было. В воскресенье корреспондент 59.RU обнаружил на сайте «Разговоров» ролик с актером и режиссером Иваном Охлобыстиным (именно он на митинге в сентябре 2022 года прокричал знаменитое «Гойда!»).

Обращение Ивана Охлобыстина: «Женщина, как грибница, вокруг себя распространяет жизнь»

Ролик построен как интервью: на экране появляется вопрос, который якобы задают дети, а Иван Охлобыстин отвечает. Видео, кстати, должны были показать всем ребятам — с 1-го по 11-й класс (и студентам колледжей). Первое, о чём спросили Охлобыстина, является ли для него семья работой.

— Ну нельзя путать теплое с мягким, — начинает рассуждать Иван Охлобыстин. — Работа — это действие, семья — это понятие. Семья включает и работу в том числе. Семья — это не работа, потому что это служение.

Иван Охлобыстин порассуждал перед детьми о традиционных семейных ценностях

Следующий вопрос — о важности разделения «женских» и «мужских» обязанностей в семье. По мнению Охлобыстина, мужчина отвечает за внешний мир, мужчина — охотник.

— Он знает, где ловушка стоит, он знает, где мишка может лапу сосать, он знает, где волки, он знает, где малина, — объясняет актер. — И когда женщина выходит за ним, он ведет ее тропками, чтобы она не упала, не попала в капкан, мишка ее не съел, малину она нашла. А дома, когда он возвращается, женщина обустраивает мир свой так, чтобы ей удобно было готовить, детей воспитывать. Она хозяйка дома. Он хозяин внешнего мира. А вот сочетание его и ее дает гармонию, «симфония» называется. Любовь творит чудеса — нет законов!

Также Охлобыстин рассказывает о том, что такое для него отцовское счастье.

— Вот видите, у нас Родина-мать, да? Ну и Отечество. Что значит Отечество? Это совет отцов, — рассуждает Охлобыстин. — Это больше такая функциональная, интеллектуальная составляющая в общем понимании Родины. Когда появляются дети, о практике не думаешь, это ничем не мотивированное счастье. Почему — не знаю, не могу объяснить, но с каждым новым ребенком я становился сильнее.

Порассуждал актер и о семейных ценностях. По мнению Охлобыстина, это «набор стереотипов» определенной семьи. Например, в семье Охлобыстина принято ездить на юбилеи к бабушкам и дедушкам, а дети должны понимать, что с ними будут поступать так же, как они поступают с родителями. Семейные традиции надо передавать из поколения в поколение. Также, по словам Охлобыстина, у него есть семейный чат («Наконец-то электроника послужила добру!» — комментирует он).

— Каждый год 31 декабря вот уже двадцать с лишним лет мы ходим в церковь, — рассказывает еще об одной традиции Охлобыстин.

Каждый год 31 декабря Иван Охлобыстин с семьей ходит в церковь

Еще один важный вопрос — о том, как совмещать карьеру и семью. По мнению Ивана Охлобыстина — очень просто. «При нынешней электронике» всё можно успеть, считает актер. Сам он однажды поставил себе цель за несколько часов сделать десять дел — и успел.

В выступлении Охлобыстин затронул и тему взаимопонимания с детьми. По мнению актера, чтобы быть услышанным, нужно читать детям перед сном:

— Хорошо, если это будет благочестивое чтение, совмещенное со светским, — считает Охлобыстин. — Ну даже если это будет просто светское такое, Кира Булычева или сказки, это тоже, это на всю жизнь мост между ребенком и родителем.

Даже если у ребенка будет сложный период, родитель будет об этом знать, потому что станет уже больше, чем друг.

Последние минуты видео были посвящены роли женщины в семье. Охлобыстин считает, что женщине надо служить, причем буквально, потому что она — «Родина-мать, сыра-земля». А на вопрос о том, в чём заключается внутренняя сила русских женщин, Охлобыстин четко отвечает — в способности к материнству «по факту своего биологического строения».

— Почему женщины дольше живут? Женщины всё время обновляются, — отвечает на свой же вопрос актер. — Это необходимо, чтобы они были готовы к деторождению, им природа дала больше, чем мужику. Мужик на короткие дистанции: быстрый удар, схватил, мамонт, бежать, есть. А у женщины нет. Она вот, как грибница, вокруг себя распространяет жизнь, и ей природа дала эту внутреннюю силу. Что касается психологической силы русской женщины, ментальной, тут неблагодарное дело сравнивать, неблагодарное. Так же, как у русского мужчины. Это сила, сила в правде, сила — честно служить тому или иному. Ты можешь заблуждаться как человек, но ты, если служишь своим идеалам, ты имеешь от этого силу, наполняешься силой.

1–2-й классы: «Семья — это начало и продолжение любого человека»

Занятие начинается с того, что дети рассматривают картины Николая Богданова-Бельского «Чаепитие» и Василия Баюскина «За обедом» (картины изображают семьи, собравшиеся вместе за одним столом). Школьники должны ответить, чем похожи эти семьи, сколько поколений собралось за столом и может ли современный художник написать такую картину.

— Семья — это начало и продолжение любого человека, и от каждого члена семьи зависит то, насколько радостно и уютно в семье, — говорит учитель после ответов детей.

Ребята должны объяснить смысл пословицы «дерево держится корнями, а человек — семьей». Учитель должен сказать, что семья — это поддержка для человека, близкие в нас верят, а их забота дает чувство защищенности.

Основная часть классного часа начинается с рассказов детей о своей семье. Учитель акцентирует внимание на важности любви и взаимопонимания в любой семье — и большой, и маленькой. Затем детям показывают видео. Диктор говорит, что семья — это самое главное у человека, с родственниками мы поддерживаем связь даже тогда, когда находимся далеко от них.

Семья — это опора человека, говорят в «Разговорах о важном»

— Семья — это опора для каждого из нас, — говорит диктор. — Поэтому так важно беречь и сохранять ее историю, помнить и соблюдать семейные традиции. Это и домашние праздники, и совместные путешествия, и отдых, и, конечно, составление семейной летописи. Семейная летопись — это книга, в которой можно составить свою родословную, генеалогическое древо своей семьи, то есть по крупицам восстановить историю своего рода. Создавайте свои родословные. И ни одна история, ни одна частица памяти не останется забытой и утерянной.

Затем ребята должны рассказать, какие традиции есть в их семьях, и составить семейное древо (на экран выводится шаблон древа).

На экран выводится шаблон семейного древа

Еще одно задание посвящено пословицам и поговоркам о семье — школьники должны соотнести начало и конец фразы. Затем ребята вспоминают, какие праздники посвящены мамам, папам, бабушкам и дедушкам, объясняют пословицу: «Сердце матери лучше солнца согреет».

— Издавна считалось, что женщина в семье — это хранительница семейного очага, основа семьи, — объясняет учитель. — Как вы думаете почему? Какие дела есть у наших мам?

Выслушав ответы, учитель поясняет, что у женщин много забот по дому, именно женщина создает в семье уютную атмосферу.

В заключение ребятам напоминают о празднике 8 Марта, а затем вместе с педагогом школьники составляют поздравительные открытки мамам.

3–4-й классы: Петр и Феврония — символ преданности друг другу

Начинается занятие так же, как и у 1–2-х классов: с обсуждения картин и рассказа ребят о своей семье. Затем учитель говорит школьникам, что в России есть праздник, посвященный семье, — День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Диктор на видео объясняет, почему многие россияне празднуют 8 июля.

По словам диктора, много лет назад в городе Муроме появился крылатый змей. Младший брат муромского князя Петр придумал, как его победить: он нашел меч и убил чудовище. Капли крови попали на Петра, и он заболел так тяжело, что никто не мог его вылечить. Однажды во сне Петр увидел, что на Рязанской земле живет девушка, способная лечить с помощью трав разные болезни, — Феврония. Молодой князь отправился к ней, та его вылечила, и юноша и девушка полюбили друг друга.

— Когда после кончины брата княжение перешло к Петру, знатные люди велели ему оставить Февронию и выбрать себе богатую и знатную жену, — рассказывает диктор ребятам. — Но князь добровольно отказался от власти и богатства и вместе с любимой покинул Муром. Плохо стало в городе. Одумалась знать и позвала князя обратно. Петр и Феврония вернулись, а после долго и счастливо правили Муромом. Союз Петра и Февронии — это символ уважения и преданности друг другу.

Петр и Феврония — символ преданности

После рассказа о Петре и Февронии ребята должны ответить на вопросы: «Какие качества проявили Петр и Феврония? Что вы можете рассказать об их семье, какие слова подберете, чтобы ответить на вопрос: "Какая это была семья?"?» Учитель должен сказать ребятам, что Петру и Февронии в разных городах России установлены памятники, а семьям, которые прожили в браке больше 25 лет, вручается специальная медаль с изображением Петра и Февронии с одной стороны и ромашки — с другой.

Дальше дети должны выполнить два интерактивных задания: выбрать из предложенных качества, важные для крепкой семьи, и соотнести части пословиц и поговорок. Заканчивается классный час разговором о том, что женщина создает уют в семье, о празднике 8 Марта, а в заключение ребята вместе с учителем делают открытку — подарок маме на Международный женский день.

5–7-й классы: «Благополучная, крепкая семья с детьми — это и есть будущее России»

В начале разговора ребята вспоминают праздники, посвященные семье и ее членам, а затем смотрят видеоролик под названием «Матрешка». На видео девочка разбирает матрешку и рассуждает:

— Семья — как матрешка: если есть папа, то обязательно должна быть мама. Если есть папа и мама, то должны быть дети — сынок и дочка. А потом еще — сынок и дочка. Чем больше, тем лучше! Так веселее!

Девочка сравнивает семью с матрешкой

Ребята должны ответить, согласны ли они, что семья похожа на матрешку, а еще — сказать, на что еще похожа крепкая семья. После этого педагог обращает внимание школьников на то, что в слове «семья» можно увидеть два слова: «семь» и «я». Дети должны ответить, что это означает, и объяснить значение слова «семья» через значение двух слов.

В основной части классного часа речь пойдет об истории семьи. Ребята рассказывают классу о своих бабушках, дедушках, прадедах и прабабушках, отвечают, откуда они знают историю семьи, рассуждают о том, почему важно знать семейную историю, а затем смотрят ролик о семейном древе (видео, как у 1–2-х классов).

Затем — обсуждение. Учитель задает ребятам вопросы: «Почему важно создавать семейное древо? Что бы вы хотели узнать о ваших прапрабабушках и прапрадедушках? Какие семейные традиции есть в вашей семье? От чего зависит, перейдут эти традиции следующим поколениям или прервутся?» и т. д.

Ответив на вопросы, ребята приступают к выполнению заданий. Детям надо по трем картинкам определить, какой член семьи «зашифрован» в задании. Например, по изображениям детской книжки, стиральной машины и косметического набора можно угадать, что в задании зашифровано слово «мама».

По этим изображениям школьники должны отгадать слово «мама»

После ответов учеников учитель включает им песню «Мама — первое слово» из фильма «Мама». Послушав песню, ребята снова отвечают на вопросы: «Как они понимают слова песни? Какую роль мама играет в жизни ребенка и с каким месяцем у школьников ассоциируется слово "мама"?» Учитель обращает внимание ребят на то, что скоро наступит женский праздник, с которым мы обычно поздравляем мам. В конце занятия ребята вместе с педагогом составляют текст открытки на 8 Марта.

— Ребята, наш разговор хотелось бы закончить словами президента Российской Федерации В. В. Путина: «Семья — это основа основ», «Благополучная, крепкая семья с детьми — это и есть будущее России», — заканчивает занятие учитель. — Я хочу пожелать вам всем в будущем создать крепкие, дружные и счастливые семьи, основанные на любви к детям, родителям, бабушкам и дедушкам. Потому что семья остается с нами навсегда и большего счастья в мире и в жизни не существует.

8–9-е классы: «В Конституции РФ закреплено понятие семьи как союза мужчины и женщины»

Начинается занятие с того, что дети вспоминают о семейных праздниках, а затем учитель предлагает ребятам посмотреть два видеоролика — «Семейная история».

Первая часть видео повествует о мужчине, который смотрит футбол, а потом его вдруг отвлекают трое детей: воруют у него попкорн, дергают за волосы и за нос. Мужчина в ужасе начинает кричать и просыпается в кровати с женой, которая спрашивает, не кошмар ли приснился мужу. На этом видео обрывается. Учитель спрашивает у ребят, чем заканчивается эта семейная история и какое у нее может быть продолжение, а затем включает второй ролик — продолжение истории. На видео мужчина говорит: «Да, ты представляешь, мы приснилось, что у нас всего трое детей!» Камера в кадре медленно отъезжает, и мы видим, что в комнате спят шестеро детей.

Ролик, который показывают детям, — это социальная реклама

Учитель поясняет, что этот ролик на самом деле — социальная реклама, и спрашивает у ребят, в чем ее суть, какие ценности транслирует видео и «почему для общества, государства важно, чтобы семья была такой: многодетной, дружной, любящей друг друга». Далее в методичке прописана рекомендация для педагога: «Учитель, обобщая ответы обучающихся, акцентирует внимание на том, что в Конституции Российской Федерации закреплено понятие семьи как союза мужчины и женщины».

— Также на государственном уровне особое значение имеет поддержка отцовства, материнства и детства, семья, состоящая из родителей и нескольких детей, является основой российского общества, — должен сказать педагог. — На федеральном и региональном уровнях реализуются программы, направленные на поддержку молодых и многодетных семей. В нашей стране действует указ президента Российской Федерации о духовных ценностях, в котором особое место занимают семья и традиционные семейные ценности.

Основная часть классного часа похожа на часть занятия для 5–7-х классов. Ребята обсуждают значение двух слов «семь» и «я», рассказывают об истории своей семьи, смотрят ролик о семейном древе, отвечают на вопросы после просмотра видео. Учитель должен обратить внимание ребят на важности семейных традиций, потому что они сохраняют общность поколений, «позволяют будущим поколениям чувствовать свою связь с общей историей семьи», историей страны и «чувствовать ответственность за судьбу будущих поколений».

После этого педагог включает еще одно видео о воспоминаниях филолога, культуролога и искусствоведа Дмитрия Сергеевича Лихачева. Ученый вспоминает свое детство: как он забирался в кровать к маме и они вместе пели песню, которую Лихачев запомнил на всю жизнь. После просмотра ролика дети должны ответить, почему Лихачев помнил моменты из детства всю жизнь и почему тепло мамы так важно для ребенка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев вспоминает моменты из детства

В конце занятия ребята делают открытки мамам на 8 Марта, а учитель подводит итоги классного часа, цитируя Владимира Путина.

10–11-й класс и студенты: «Трое детей — это, по сути, норма, чтобы восстанавливалось население»

Начинается всё с обсуждения семейных праздников, значения слова «семья» и рассказа детей о своих родственниках. Затем педагог спрашивает, что значит для семьи фраза Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», и включает видеоролик о семейном древе. После обсуждения — еще одно видео — о воспоминаниях Лихачева.

Затем ребятам демонстрируют два отрывка из советского фильма «Однажды 20 лет спустя». В первом отрывке Надю Круглову в кругу бывших одноклассников спрашивают, кем она работает, чем занимается. Та отвечает: «Ну как, ну я дома работаю. Я работаю мамой». Окружающие начинают смеяться, а спрашивающий оправдывает женщину. После просмотра первого фрагмента учитель просит ребят предположить, чем всё закончится. На втором видео показано, как одноклассников отвлекает толпа детей. Оказывается, все эти дети — Надины, и одноклассники, несколько минут назад осуждавшие Надю, бегут ее обнимать и поздравлять.

Надя Круглова заявляет, что работает мамой

Педагог задает ученикам вопросы: «Что является лейтмотивом в отрывке художественного фильма "Однажды двадцать лет спустя"? Какое представление о семье и семейных отношениях? Как вы понимаете фразу "Я работаю мамой"? За что, по-вашему, нужно уважать работу мамой, домашней хозяйкой? Почему для общества, государства важно, чтобы семья была такой — многодетной, дружной, любящей друг друга?» и т. д. В методичке указано, что, если класс готов к обсуждению, можно обсудить демографическую проблему.

— Пословица гласит: «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын», — написано в методичке. — Как ее понимают ребята? Трое детей — это, по сути, норма, чтобы восстанавливалось население.

Дальше учитель обращает внимание ребят на слова Конституции о том, что семья — это союз мужчины и женщины, на указ Путина, «в котором особое место занимают семья и традиционные семейные ценности», и на поддержку детства и материнства в России.

В конце классного часа ребята делают открытки мамам, а учитель подводит итоги занятия, ссылаясь на фразы Владимира Путина.

Ранее мы публиковали колонку учительницы из Прикамья. Она честно рассказала, что думает о новых патриотических классных часах.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем