«Разговоры о важном» — классные часы по понедельникам, на которых детям рассказывают о патриотизме, государственных праздниках и известных личностях. Мы следим за тем, о чем беседуют с детьми на этих занятиях, разборы методичек мы публикуем в этом сюжете. На прошлом классном часе ребятам рассказали о Годе педагога и наставника: Сергей Кравцов вспомнил своего учителя математики, прочитал рассказ об Отечестве, а дети посмотрели отрывок из обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию.
Следующий классный час пройдет 13 марта. Тема «Разговоров о важном» — «С. В. Михалков. 110 лет со дня рождения». Обычно в начале классного часа перед ребятами выступает известная личность, например, Сергей Кравцов, Валентина Матвиенко или Сергей Лавров. В этот раз к детям никто не обращается, однако все школьники и студенты должны будут посмотреть видео, в котором сын Сергея Михалкова, Никита Сергеевич Михалков, актер, ведущий и режиссер, вспоминает об отце.
Никита Михалков: «Я узнавал себя в этих стихах»
По словам Никиты Михалкова, говорить о Сергее Михалкове «и трудно, и легко», потому что, с одной стороны, Михалков-младший понимает значение отца для детской литературы и культуры, с другой стороны, это перемешивается с родственными чувствами. В семье Михалковых, по словам актера, вообще было не принято хвалить работу родных, благоговения перед творчеством отца у Михалкова не было.
— А вот со временем, постепенно, начинаешь понимать значение и того человека, и тех людей, которые были вокруг него в течение твоего детства, взросления, — говорит Никита Михалков. — Я, к моему стыду, признаюсь вам честно, видел любовь к нему людей, видел, как относятся к «Дяде Стёпе», видел, что печатается огромное количество его произведений, но вот так вот глубоко, по-настоящему, совсем по-настоящему я понял, что он действительно, на мой взгляд, великий детский поэт, когда праздновалось его 85-летие или даже 90-летие, сейчас точно не вспомню. И меня попросили прочесть какие-то его стихи, и я взял сборник и начал читать. И вдруг понял: что ни стихотворение, то шедевр. Причем дело не в том, что то хорошие стихи, а дело в том, что ты абсолютно точно понимаешь, что только человек с очень детским, чистым сердцем мог писать такие стихи, которые как бы написаны самим ребенком. То есть это не каля-маля, а это психология ребенка. Я узнавал себя в этих стихах <...> Я ненавидел слово «спать», я не боялся якобы уколов и так далее, и так далее.
Михалков говорит, что творчество, когда «человек пишет от имени ребенка и с душой ребенка», вечное. Сын писателя считает, что Сергей Михалков «не понадобится», когда дети «будут сидеть все в гаджетах и у них будет искусственный интеллект», а пока творчество писателя необходимо.
1–2-е классы: «Дядя Стёпа» и гимн России
Занятие для младшеклассников начинается с задания: ребята угадывают по строчкам, какие стихотворение Сергея Михалкова перед ними. Учитель поясняет, что в этом году празднуется юбилей Михалкова — он родился 110 лет назад. После этого школьники составляют выставку книг поэта (виртуальную или реальную).
Затем — просмотр видеоролика. От диктора дети узнают, что Сергей Михалков родился в Москве в 1913 году и уже в 9 лет написал первое стихотворение, а в 22 года — стихотворение «Дядя Стёпа».
— Писатель создал доброго и отзывчивого героя, чьи отличительные черты — высокий рост и готовность всегда помогать людям, — рассказывает диктор. — Стихотворение стало настолько популярным, что появились даже конфеты с названием «Дядя Стёпа» и памятники этому любимому литературному герою.
Стихи Михалкова полюбили не только в России, но и за рубежом, а сам писатель «чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребенком». После обсуждения видео школьники должны расставить строки из стихотворения «Дядя Стёпа» в правильной последовательности, а затем — посмотреть на памятники литературному герою в разных городах и ответить, какими представляется знаменитый милиционер. Далее педагог включает архивную запись: Сергей Михалков читает «Дядю Стёпу».
Ребята знакомятся с еще одним стихотворением Михалкова — «Булка» — о том, как ребята играли булкой в футбол, а пекарь, увидев это, поднял ее и поцеловал. Школьники, прочитав стихотворение, должны ответить на вопросы учителя: «какое чувство испытал прохожий, увидев, что дети играют в футбол хлебом?», «почему человек испытал такие чувства? Только ли потому, что он оказался пекарем и дети не уважали его труд?» Далее учитель предлагает послушать о воспоминаниях о Сергее Михалкове его сына Никиту Михалкова.
Следующий блок информации — про гимн России. Учитель предлагает вспомнить, как по понедельникам начинается рабочий день в школе (с сентября прошлого года каждый понедельник дети слушают перед уроками гимн России). Ребятам рассказывают, что Сергей Михалков — автор российского гимна.
— В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом Габриэлем Эль-Регистаном начали работу, — рассказывает учитель. — По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года. Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун нового, 2001 года.
Педагог спрашивает у школьников, как надо слушать гимн России (очевидно, ответ — стоя), а затем включает отрывок гимна. В конце школьники рассказывают, какие книги Сергея Михалкова они хотели бы прочитать дома.
3–4-е классы: «Поэт на совесть служил своим согражданам»
В начале классного часа ребята угадывают стихи Сергея Михалкова и слушают «Дядю Стёпу» в исполнении самого поэта. Предполагается, что школьники уже должны знать это стихотворение: после просмотра ролика педагог спрашивает, что за произведение они услышали.
— Но не только веселые детские стихи были в творчестве писателя, — продолжает учитель. — В первые дни Великой Отечественной войны Михалков был мобилизован для работы армейской печати, так началась его деятельность военного писателя-корреспондента.
Ребята смотрят видео: Сергей Михалков в годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом в газетах «Сталинский сокол» и «Во славу Родины». Там он печатал стихи, очерки, заметки, басни и юморески о жизни солдат.
— Поэт на совесть служил своим согражданам, создавая правдивые статьи о происходящем на фронте, — говорит диктор. — Он вместе с нашими войсками сражался за Сталинград, был контужен, а после награжден боевыми орденами и медалями.
По сценариям писателя сняли фильмы «Бой под Соколом», «Боевой киносборник № 12» и «Фронтовые подруги», за который он получил Государственную премию СССР.
Учитель напоминает детям: Михалков писал о войне, героях фронта, обращался в своих стихах к солдатам и офицерам, труженикам тыла, родным бойцов. Ребята должны прочитать отрывки из стихотворения, написанного к годы войны, «Быль для детей» и подумать, для кого написано произведение, о чем оно рассказывает, кто защищал Родину и какие чувства возникают после прочтения.
Затем — большая часть про гимн России и просмотр видео о воспоминаниях Никиты Михалкова об отце.
5–7-е классы: важно, «чтобы, слушая гимн, мы всегда вспоминали историю своей страны»
Ребята постарше сами должны угадать, о ком пойдет речь на классном часе: на экране появляются изображения Дяди Стёпы, удостоверения военного корреспондента и печатного издания гимна России, которые «символизируют разные грани личности и творчества Сергея Михалкова».
Затем учитель включает видео о писателе и предлагает обсудить просмотренное. Сам Михалков «прекрасно знал читал свои стихи», а голос поэта легко узнать. Педагог предлагает послушать самого Сергея Михалкова и продолжить за ним строки, а после этого включает ролик — воспоминания Никиты Михалкова об отце.
Так же, как и другие классы, ребята узнают о другой грани жизни Сергея Михалкова — его работе военным корреспондентом. Учитель предлагает послушать отрывок из стихотворения «Карта» в исполнении актера Сергея Никоненко: о карте, которою боец во время Великой Отечественной войны снял со стены в школе и унес собой, чтобы вместе с друзьями в перерывах между боями разворачивать ее и вспоминать Родину. Школьники должны ответить, какой смысл заложен Михалковым в карту, почему солдат взял ее с собой на фронт, какое значение карта имела для бойцов, сражавшихся с врагом и т.д.
— Сергей Владимирович, любящий всем сердцем детей, также безгранично любил свою Родину, был предан своей стране и своему народу, — подытоживает учитель.
Следующий блок — про гимн России. Школьникам включат ролик. Диктор рассказывает, что Сергей Михалков — автор гимна в трех редакциях: менялась страна, менялись и слова гимна.
— Государственный гимн — символ государства, для народа страны его слова говорят о многом — об истории, о великих победах. Гимн СССР был принят в годы Великой Отечественной войны, поэтому он всегда напоминал людям о самой Великой Победе, — дополняет слова диктора учитель. — Поэтому и через 50 с лишним лет было так же важно сохранить нашу историю. И важно, чтобы слова нового гимна были созвучны с предыдущим, чтобы, слушая гимн, мы всегда вспоминали историю своей страны.
Дети по просьбе учителя должны рассказать, какие строки современного гимна вызывают у них наибольший эмоциональный отклик, какие чувства они испытывают, слушая гимн. В методичке написано: «Среди ответов учитель отмечает те, где речь идет о чувстве гордости за огромную и прекрасную страну, чувстве единения разных, незнакомых друг с другом людей, о возможности самореализации каждого человека в большой многонациональной стране».
В заключение ребятам включают отрывок из фильма «Отец» — интервью с Сергеем Михалковым, которого интервьюирует Никита Михалков. Самое главное для Сергея Михалкова, по его словам, — это творчество.
8–9-е классы: чтобы написать гимн России, «нужно очень любить свой народ, свою Родину»
Начало занятия такое же, как у 5–7-х классов, а вот в основной части классного часа ребята должны вспомнить, какие стихи Сергея Михалкова они знают. Учитель коротко рассказывает биографию писателя и переходит к вопросам об особенностях детской литературы. После обсуждения школьники смотрят ролик, в котором Серей Михалков читает стихи, и видео с его сыном Никитой Михалковым.
На детской литературе талант Сергея Михалкова не исчерпывается, говорит учитель, знаменитый писатель работал военным корреспондентом: «чтобы показать доблесть и славу наших воинов, зачастую плечом к плечу с бойцами нашей армии шли военные корреспонденты, они проводили недели в окопах, писали заметки в «Боевые листки» или статьи в газеты, работали в землянках при свете керосиновой лампы, а когда приходилось, участвовали в сражениях».
Далее ребятам рассказывают о гимне России, слова к которому писал Сергей Михалков (информация та же, что и у 5–7-х классов) и включают отрывок из фильма «Отец». В самом конце учитель говорит, что в России есть Золотая медаль Сергея Михалкова, «которая присуждается за служение Отечеству, отечественной культуре, за гуманистический вклад в воспитание молодого поколения». Эту медаль получили Сергей Лавров и митрополит Тихон (Шевкунов), которые уже выступали перед детьми на «Разговорах о важном»,
— Нужно очень любить свой народ, свою Родину, чтобы суметь пронести свой талант через всю жизнь, создать пронзительные стихи о войне, чтобы написать очень важные слова — текст Государственного гимна, — подытоживает педагог.
10–11-й класс и студенты: «Учите гимн!»
Старшеклассники и студенты вспоминают стихи Сергея Михалкова, смотрят ролик Никиты Михалкова об отце и соотносят его содержание с фразой Самуила Маршака о поэте: «Михалкову всегда двенадцать». После этого ребята решают небольшую викторину о писателе: например отвечают, во сколько лет Сергей Михалков написал «Дядю Стёпу» (в 22 года) и сколько лет подряд в кинотеатрах показывали сатирический киножурнал «Фитиль» (45 лет).
— Из вопросов нашей викторины вы, наверное, уже поняли, что Сергей Михалков был не только детским писателем. Он писал пьесы для взрослых, а снятая по его сценарию комедийная мелодрама «Три плюс два» стала одним из любимых фильмов в СССР. Талант Михалкова многогранен, — говорит учитель. — Он пишет русские тексты к операм чешских композиторов, сочиняет более 200 басен, работает сотрудником газеты «Известия», редактором журнала «Веселые картинки».
Школьникам предлагают посмотреть один из выпусков киножурнала «Фитиль» (в главной роли — Никита Михалков) и обсудить его. После этого — разговор о Михалкове-корреспонденте и прослушивание стихотворения «Мой боец». Стихотворение читает Никита Михалков (на строках «В Сталинграде был с тобою / Каждый русский человек» Михалков запинается, не может сдержать слёз и говорит: «Нет, не могу»). Ребята должны ответить на вопросы учителя: «почему Никита Сергеевич не сдержал эмоции?», «что вы почувствовали, когда Никита Сергеевич читал стихи?, «почему слова, написанные 80 лет назад, трогают душу каждого из нас сейчас?».
В конце занятия — разговор о гимне России. О создании гимна СССР и гимна России ребятам рассказывает Никита Михалков. По словам актёра и ведущего, в 2000 году, когда отец писал гимн, возникли споры по поводу строки «Хранимая Богом родная земля», потому что «атеистические настроения еще витали в воздухе». Аргументировали это тем, что Россия — страна со множеством религий, однако Сергей Михалков настоял на своем, потому что у каждого представителя религий свой бог. Фраза в гимне осталась:
— Я считаю, что это очень хорошо, что она осталась, потому что это справедливо, что именно в гимне России эти слова остались. Учите гимн! — заканчивает монолог Никита Михалков.
Ранее учитель из Сылвы назвала школьника «ублюдком» за то, что тот опоздал на концерт в честь 23 Февраля. Учитель уволилась из школы (педагогу может грозить штраф), а правоохранительные органы начали проверку. Ситуацией заинтересовалась уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова. Мы решили узнать, что думают учителя об этой истории. Прочитайте колонку учительницы из Прикамья об отношении к ситуации.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.