RU59
Погода

Сейчас+25°C

Сейчас в Перми

Погода+25°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +25

2 м/c,

сев.

749мм 49%
Подробнее
3 Пробки
USD 88,28
EUR 96,26
Образование Разговоры о важном Кравцов читает рассказ об Отечестве, дети смотрят выступление Путина: разбираем новые «Разговоры о важном»

Кравцов читает рассказ об Отечестве, дети смотрят выступление Путина: разбираем новые «Разговоры о важном»

Классный час будет посвящен Году педагога и наставника

Министр просвещения прочитает школьникам произведение о Родине

Патриотические классные часы «Разговоры о важном» ведут в школах и колледжах России уже больше полугода. Редакция 59.RU следит за тем, о чем беседуют с детьми на этих занятиях, разборы методичек мы публикуем в этом сюжете. Как написано на сайте «Разговоров о важном», основные темы классных часов «связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России». Например, на занятии, посвященном 23 Февраля, детям рассказали, что «российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе специальной военной операции», а в прошлый раз с ребятами беседовали о традиционных семейных ценностях: Иван Охлобыстин, записавший детям видеообращение, сравнил женщину с грибницей, которая распространяет вокруг себя жизнь.

Следующий классный час пройдет в понедельник, 6 марта. С детьми поговорят о Годе педагога и наставника в России. В методичке написано, что занятие должно побудить детей на служение Отечеству и социальное служение.

Обращение Сергея Кравцова: «Этот год объявлен президентом нашей страны Годом педагога и наставника»

В начале занятия ко всем классам обратится Сергей Кравцов — министр просвещения России (министр уже фигурировал в «Разговорах о важном»: он поздравил ребят с Новым годом и заявил, что «уходящий год был непростым»).

Сергей Кравцов говорит, что рад снова видеть ребят

Сергей Кравцов приветствует детей и говорит, что рад снова с ними встретиться на «Разговорах о важном». Речь на классом часе, по словам министра, пойдет о педагогах, которые «формируют в своих учениках знания, основы мировоззрения, становятся примером, помогают определиться с выбором будущей профессии». Сергей Кравцов «с благодарностью» вспоминает о своем школьном учителе математики.

— Конечно же, я с особой теплотой храню память о своем учителе Лидии Ивановне, учительнице математики, которая привила любовь к этому предмету, и в дальнейшем я выбрал профессию учителя математики благодаря Лидии Ивановне, — говорит министр. — Те знания, которые вложил в меня учитель, тот опыт, который он мне передал, не раз пригодились мне в жизни. Этот год объявлен президентом нашей страны Годом педагога и наставника, и перед нами стоит важная задача — сделать его ярким, запоминающимся, дарить учителям и педагогам дополнительного образования, тренерам, наставникам улыбки, положительные эмоции, удивлять своими достижениями и победами. Самое главное — никогда не забывайте людей, которые вложили в вас частицу себя, ведь за каждым выдающимся, успешным человеком всегда стоит мудрый и понимающий наставник. Всегда помните: ваши успехи — это высшая награда и благодарность для него.

1–2-й классы: потешки и работа учителей в годы Великой Отечественной войны

Самые маленькие школьники должны рассказать, о чем видео с Сергеем Кравцовым, затем посмотреть ролик, на котором мама читает детям потешку, и ответить, зачем родители играют с детьми. После обсуждения учитель включает еще одну потешку.

— С давних времен, уже с самыми маленькими детьми в семье играли в разные игры, — говорит педагог. — Так дети знакомились с окружающим миром, познавали необходимые правила поведения. И первыми воспитателями, учителями ребенка были его родители. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Ребятам показывают, как мама играет с детьми

Основная часть классного часа начинается с просмотра фотографий. На первой мама учит дочерей готовить, на второй папа играет с сыном в шахматы, на последней папа с сыном занимаются на турниках. Школьники должны подумать и сказать, чему учатся дети, изображенные на фото.


Затем учитель обращает внимание ребят на то, что первыми учителями ребенка становятся его родственники, а затем спрашивает, кто был первым наставником ребят в детском саду.

— Все занятия в детском саду организует воспитатель (педагог), — помогает учитель ребятам ответить на вопрос. — Он читает интересные книги, рассказывает сказки; готовит ребятишек к школе: учит читать, писать первые буквы. Педагог показывает, как рисовать красками, как лепить из глины и пластилина. Вместе с детьми разыгрывает спектакли кукольного театра и организует концерты для родителей.

Школьники должны представить две ситуации в садике, когда с ребенком что-то случилось (сценарий придумывают сами дети), и написать, как должен повести себя воспитатель. Учитель акцентирует внимание ребят на том, что воспитатель всегда поддержит, придет на помощь.

После детского сада дети идут в школу. Там, говорит педагог, ребенок встречает первого учителя, который становится близким человеком.

— Так было и в годы Великой Отечественной войны, когда учителя работали в особых условиях, — говорит учитель.

Ребята должны посмотреть на фотографии военных лет, где учитель занимается со школьниками и на улице, и в холодном классе (дети сидят за партами в верхней одежде). Рассмотрев фото, ребята должны ответить, какое впечатление произвела на них жизнь сверстников в годы войны, кем был для школьников учитель и как он наставлял детей в те годы.

После обсуждения ребята выполняют интерактивное задание — по картинкам угадывают школьный предмет.

По картинкам школьники должны угадать школьный предмет. Это, очевидно, математика

В заключительной части учитель сравнивает жизнь человека с дорогой, уходящей вдаль, и предлагает порассуждать, как легче пройти этот путь — одному или с наставником. Затем педагог включает видео.

— Говорят, что жизнь — это длинная дорога. И каждый из вас — в начале большого пути. А идти одному — без поддержки и помощи — трудно и сложно, — говорит диктор. — Поэтому так важно, чтобы рядом с вами были родители, первые наставники, учителя и другие взрослые, которые поддержат и помогут.

Ребята должны подумать и сказать, за что они благодарны учителям, наставникам и родителям

В заключение учитель предлагает поблагодарить воспитателей, педагогов, наставников и родителей.

3–4-й класс: министр просвещения читает рассказ об Отечестве

Начинается занятие с разговора о первой учительнице — педагог должен рассказать школьникам о своих учителях. Дальше дети узнают, что слово «педагог» — синоним словам «учитель» и «воспитатель», с греческого языка оно переводится как «сопровождающий ребёнка». Педагогом, по словам учителя, могут называться и преподаватели в вузах.

Затем ребята разглядывают фотографии Царскосельского лицея и комнаты, где жил Александр Сергеевич Пушкин, учившийся в этом лицее. Школьники должны описать комнату будущего поэта и представить себя учениками, на урок к которым пришел профессор Николай Федорович Кошанский — филолог, преподаватель и учитель Пушкина. Дети разыгрывают сценку: профессор просит описать цветок, розу, стихами, а Пушкин (его играет школьник) отвечает:

Где наша роза?

Друзья мои!

Увяла роза,

Дитя зари!..

Дети должны подумать, чему юные лицеисты учились на уроках Кошанского.

Дальше учитель рассказывает детям про педагога Константина Ушинского

После экскурса в прошлое учитель просит ребят выполнить интерактивное задание: дети должны угадать по отрывку из рассказа, какое произведение Константина Дмитриевича Ушинского перед ними (в этом году мы празднуем 200-летие с рождения педагога). После выполнения задания учитель включает ребятам ролик об Ушинском — «учителе учителей»:

— Великий педагог мечтал, чтобы все дети ходили в школу, были грамотными и любили русский язык. Для этого он создал учебник «Родное слово» и «Детский мир», — рассказывает диктор. — В них много рассказов, народных сказок, потешек, поговорок и произведений Пушкина, Некрасова, Никитина, Крылова.

Посмотрев видео, дети должны порассуждать о том, почему Ушинского называли учителем учителей. Педагог рассказывает ребятам, что Ушинский писал книги для учителей об обучении и воспитании, о том, как «как успешно учить детей, как воспитывать в них качества настоящих людей — справедливость, трудолюбие, отзывчивость, любовь к Родине, своей Отчизне».

Затем учитель включает школьникам видео, на нем министр просвещения России Сергей Кравцов читает рассказ Ушинского «Наше Отечество».

— Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши, — читает Кравцов. — Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

Один из кадров, который появляется по ходу чтения, посвящен освобождению Луганска

Послушав министра, ребята рассказывают, что они почувствовали после прочтения произведения (учитель акцентирует внимание: «Сердечный отклик на произведение Константина Дмитриевича — глубокая и горячая любовь к своему Отечеству»). Далее — еще одно задание: дети соединяют начало и конец высказываний Ушинского (например, «Без серьезного труда жизнь не может быть счастливой», «Учение требует терпения и трудолюбия» и т. д.). Все высказывания учитель обсуждает с ребятами.

Заключительная часть такая же, как у 1–2-х классов, — вопрос о том, легко ли идти по дороге жизни одному.

5–7-е классы: отрывок из послания Владимира Путина к Федеральному собранию

В начале классного часа ребятам включают видео о профессии учитель, который и редактор, и хореограф, и нападающий, и программист, и бас-гитарист, и психолог, и исследователь: педагог все время учится. Ребята отвечают, почему учителю недостаточно знать только свой предмет, почему учитель одновременно и психолог, и актер, и исследователь. Затем дети смотрят видео — кадры, наложенные на песню об учителях «Такая, брат, у нас с тобой работа». После просмотра — обсуждение. Школьники должны подумать о том, профессия или призвание работа учителя, рассказать, где еще они встречают учителей, помимо школы, и ответить, заканчивает ли педагог работать после звонка.

Дальше учитель напоминает, что 2023 год объявлен Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, а символом года стал пеликан.

— Эта птица, кормящая своих птенцов, также является символом ежегодного конкурса «Учитель года России», лучшим учителям России вручается хрустальная статуэтка пеликана, — говорит учитель.

Символ 2023 года — пеликан

Затем дети рассуждают о разнице между педагогом и наставником. В методичке написано, что учитель должен обязательно резюмировать: «Наставник — это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни». После этого детям рассказывают о проектах, в которых ребята могут попробовать себя в роли наставника, например, о Российском движении детей и молодежи «Движение Первых» или об «Орлятах России».

Затем — большой блок об Константине Ушинском и видео с Сергеем Кравцовым, который читает «Наше Отечество» (информация почти такая же, что и в предыдущих методичках, разница только в отсутствии задания на знание рассказов Ушинского).

В заключительной части ребятам включают отрывок из обращения Владимира Путина к Федеральному собранию (президент выступил 21 февраля, мы коротко пересказывали его речь).

— Нынешний год объявлен в России Годом педагога и наставника, — говорит Путин. — Учитель, преподаватель прямо участвует в строительстве будущего страны, и важно повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности к учителю, а учителя — об уважении и любви к родителям. Давайте помнить об этом всегда.

Ребятам показывают отрывок из обращения Путина к Федеральному собранию

По словам учителя, миссия года педагога и наставника — выражение благодарности учителям и «всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, "проживает" с нами трудные и счастливые моменты». В конце классного часа дети благодарят родителей, учителей и наставников.

8–9-е классы: российские спортсмены рассказывают о своих тренерах

В начале классного часа ребятам рассказывают о годе педагога и наставника, о его символе пеликане и о Константине Ушинском (то же самое, о чем мы писали выше, но из методичек убрали задания, посвященные Ушинскому). Затем — видео про еще одного педагога Антона Семеновича Макаренко, который «воспитал более 3000 детей с изломанными судьбами, и каждый нашел свою дорогу в жизни». По воспоминаниям воспитанника Макаренко Алексея Землянского, педагог смог создать место, где «каждый чувствовал себя человеком». Затем ребята обсуждают, могла ли жизнь воспитанников Макаренко сложиться по-другому, за счет чего Антон Семенович смог помочь ребятам из неблагополучных семей «выйти в люди» и т. д.

Антон Семенович Макаренко воспитал тысячи детей с трудной судьбой

После просмотра видео о Макаренко учитель предлагает школьникам обсудить цитату советского поэта, драматурга и журналиста Михаила Аркадьевича Светлова: «Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».

Дальше — блок о наставниках в спорте. Ребята смотрят видео: известные российские спортсмены и спортивный комментатор Дмитрий Губерниев рассказывают о своих тренерах (Алина Кабаева, Евгения Канаева, Маргарита Мамун — о тренере соборной России по художественной гимнастике Ирине Александровне Винер, Дмитрий Губерниев и Светлана Колесниченко — о тренере сборной России по синхронному плаванию Татьяне Николаевне Покровской и т. д.). Школьники должны обсудить просмотренное: ответить, какие качества объединяют всех этих тренеров, ограничивается ли их роль спортивной площадкой, можно ли их назвать наставниками и т. д.

Алина Кабаева рассказывает о тренере соборной России по художественной гимнастике Ирине Александровне Винер

В заключительной части занятия ребята смотрят отрывок из обращения Путина к Федеральному собранию и думают, за что бы они сказали спасибо своим учителям, родителям и наставникам.

10–11-й классы и студенты: «Имена наших творцов — режиссеров, актеров — навсегда вошли в историю мировой культуры»

Классный час начинается с видео про учителя, рассуждений о наставничестве, рассказа учителя о символе года педагога и наставника пеликане, информации об Ушинском, основная часть занятия посвящена Антону Семеновичу Макаренко и обсуждению цитаты Михаила Аркадьевича Светлова. Затем учитель переходит к разговору о наставниках в искусстве.

— Хочу обратить ваше внимание на наше театральное и киноискусство, которое славится во всем мире, — обращается к ребятам учитель. — Имена наших творцов — режиссеров, актеров — навсегда вошли в историю мировой культуры. Мы действительно ими гордимся и благодарны им за это. Но у многих великих мастеров есть еще одна грань их таланта — быть учителями для своих учеников.

Сергей Гармаш говорит, что Галина Волчек всегда помогала ему, когда тот «не очень правильно себя вел» и «в чем-то заблуждался»

На видео, которое включают детям, Александр Абдулов и Александр Збруев с теплотой вспоминают о режиссере Марке Захарове, Сергей Юшкевич, Ольга Дроздова и Сергей Гармаш — об актрисе, бывшем худруке «Современника» Галине Волчек, Вячеслав Манучаров — об актере и бывшем худруке Театрального института имени Б. Щукина Владимире Этуше. Дети должны ответить, за что ученики благодарны своим наставникам, можно ли их назвать Учителями с большой буквы.

Затем учитель включает ребятам видео (спортивные кадры, наложенные на песню «Да разве сердце позабудет»), а ребята его обсуждают. Последнее задание в основной части классного часа связано с цитатой тренера Ирины Винер: «…Для меня самое большое счастье, когда я говорю: "Ты будешь стоять на пьедестале и петь гимн России". И самое большое несчастье — сказать: "Ты никогда не будешь стоять на пьедестале и петь гимн"». Учитель спрашивает у ребят, как они понимают цитату, идет ли речь только о пьедестале и гимне, к каким чувствам спортсменов обращается тренер и т. д.

В заключение — просмотр видео с Владимиром Путиным, разговор о Годе педагога и наставника и благодарность учителям.

Ранее учитель из Сылвы назвала школьника «ублюдком» за то, что тот опоздал на концерт в честь 23 Февраля. Учитель уволилась из школы (педагогу может грозить штраф), а правоохранительные органы начали проверку. Ситуацией заинтересовалась уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
51
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Мнение
Йога под звуки МИГов: как проходят бесплатные спортивные занятия на пермской набережной — личный опыт
Тома Минадзе
корреспондент
Мнение
«Похоже на потревоженный улей»: в Турции начались погромы. Опасно ли там находиться россиянам
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Рекомендуем
Объявления