Образование Разговоры о важном «Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны»: на «Разговорах о важном» со школьниками побеседуют о геноциде

«Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны»: на «Разговорах о важном» со школьниками побеседуют о геноциде

Учитель расскажет и о событиях Великой Отечественной войны, и о современности

Ребята узнают о мемориалах, установленных в память о жертвах Великой Отечественной войны

«Разговоры о важном» ведут в школах и колледжах России с сентября прошлого года. На занятиях ребятам рассказывают о государственных праздниках и исторических личностях. На официальном сайте занятий написано, что основные темы классных часов «связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России». Например, детям уже рассказывали о присоединении Крыма к России, о поэте Сергее Михалкове, который «на совесть служил своим согражданам», театре, экологии и о Дне космонавтики. В этот раз классный час, который пройдет 17 апреля, будет посвящен Дню памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (он проводится 19 апреля).


На сайте «Разговоров о важном» методички публикуют по классам: для 1–2-х классов, 3–4-х, 5–7-х, 8–9-х и 10–11-х классов и студентов СПО. Мы сгруппируем материалы по-другому: сценарии уроков для 1–2-х и 3–4-х классов — одинаковые, а существенной разницы в методичках для 5–11-х классов и студентов мы не нашли.

1–4-е классы: «снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей»


В начале занятия учитель напоминает, что СССР победил в Великой Отечественной войне благодаря сплоченности народа и мужеству армии. В Германии, которая напала на СССР, стоит памятник «Воину-освободителю», история которого связана с подвигом Николая Масалова. О нем ребята узнают из видео.

«Воин-освободитель» стоит в Берлине

30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов вынес из-под огня немецкую девочку. Это произошло в конце войны в Тиргартене во время боев за взятие Берлина. Тогда солдаты обнаружили бункер Гитлера. Незадолго до атаки Николай Масалов услышал крик девочки, которая звала маму.


— Укрываясь от осколков и пуль, он дополз до ребенка, взял на руки и понес, — рассказывает диктор. — Девочка начала кричать еще громче, тогда, чтобы крик ребенка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнем. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасенного ребенка в штаб полка.


По словам учителя, Масалов понимал, что чужих детей не бывает: «ребенок любого цвета кожи, любой национальности, любой страны мира нуждается в защите, бережном отношении и любви». Памятник, стоящий в Берлине, напоминает о человечности русских солдат.

Николай Масалов вынес из-под огня немецкую девочку

Далее разговор пойдет о геноциде советского народа. Фашисты, говорит учитель, создавали концлагеря не только для взрослых, но и для детей. За время войны пять миллионов ребят попали в лагеря смерти.


— Фашиста нельзя сравнивать даже со зверем, потому что любой зверь защищает детенышей, неважно, своих или чужих, — говорит педагог.

При этом, освобождая ребят из концлагерей, советские солдаты спасали и детей из стран Европы. Фашистам не удалось стереть русский народ с лица земли, а после войны в Нюрнберге начался судебный процесс над главными лицами фашистской Германии.

В лагеря смерти попали пять миллионов детей

Затем ребята рассматривают фотографии мемориалов и памятников, посвященных жертвам войны. Учитель напоминает младшим школьникам и о современных событиях.

— Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей, — говорит педагог. — Наша страна пришла на помощь Донецкой и Луганской народным республикам, российские воины помогают людям сохранить свободу и независимость. Трудное сейчас время на земле Донбасса.

Дети рассматривают фотографии разрушенных школ Донецка, а потом учитель говорит, что Россия сейчас делает все возможное, чтобы «на нашей земле не было места фашизму».

Ребятам показывают фотографии разрушенных донецких школ

— Разве можно допустить, чтобы одна страна нападала на другую страну, желая захватить ее земли, богатства, лишить детей радостного детства? — задает риторический вопрос педагог.


В конце ребята встают: учитель объявляет минуту молчания в память о погибших в Великой Отечественной войне.

5–11-е классы и студенты: «сегодня мы столкнулись с новыми попытками уничтожения мирного населения»


Учитель замечает, что 19 апреля мы вспоминаем о событиях Великой Отечественной войны и объединяемся в борьбе «с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида». О том, что такое геноцид, ребятам рассказывает видео.


— Геноцид — это преступления, совершаемые по отношению к группе людей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств, с целью ее уничтожения, — говорит диктор.


Жертвами геноцида могут стать люди разных национальностей. В годы Великой Отечественной войны нацисты истребляли народы нашей страны, это и был геноцид. Например, людей отправляли в концлагеря — их узниками стали не менее 18 миллионов человек, 11 миллионов погибло. Однако самое страшное, по словам учителя, это концлагеря для детей. Например, в центре Макеевки немцы организовали приют «Призрение». На видео диктор рассказывает, что фашисты использовали детей, попавших туда, в качестве доноров крови.

В приюте «Призрение» детей использовали как доноров

После войны по всей стране установили памятники узникам лагерей смерти, например, в Макеевке стоит памятник детям-донорам, а под Симферополем установлен мемориал жертвам фашизма. Об этом подробно — в видео.

— Крым тоже был оккупирован нацистами, — рассказывают ребятам. — С осени 1941 и до весны 1944 года. Это было страшное время для всех жителей полуострова. По последним данным, за два с половиной года оккупации полуострова нацисты расстреляли 72 000 мирных жителей, включая женщин и детей. И 19 000 военнопленных. Одним из самых страшных мест, унесшим пятнадцать тысяч жизней наших соотечественников, был лагерь смерти «Красный» под Симферополем.

В лагере могло разместиться две тысячи узников, которые рыли шахты, носили землю и камни, а порой заключенных сжигали живьем. На месте концлагеря в 70-летнюю годовщину Победы установили мемориал.

Этот мемориал установили в память о жертвах фашистской оккупации Крыма

Затем педагог рассказывает о Нюрнбергском процессе и акцентирует внимание на том, что преступления нацистов не имеют срока давности.


Из видео школьники узнают, что в 2022 году Санкт-Петербургский городской суд признал блокаду Ленинграда геноцидом советского народа, а в 2020–2023 годах факт геноцида нацистами мирных граждан признали суды Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Брянской и других областей. Диктор говорит, что мы должны восстановить историческую справедливость.


— Наша страна боролась с международным фашизмом, — говорит диктор. — Боролась и победила. Победила тогда — победит и сейчас.


По словам учителя, примером геноцида сейчас может служить Донбасс. На востоке Донбасса в 2022 году восстановили мемориальный комплекс «Саур-Могила», разрушенный «во время начатых новоиспеченными нацистами боев в 2014 году».

— И сегодня мы столкнулись с новыми попытками уничтожения мирного населения, — написано в методичке. — Самый яркий символ и самая светлая память этого — Аллея ангелов в Донецке.

В конце ребята обсуждают новую информацию. Например, отвечают на вопросы, почему преступления нацистов не имеют срока давности и какие качества помогли и помогают россиянам бороться за справедливость.

Каждую неделю мы публикуем разборы методичек «Разговоров о важном». Все материалы можно найти в этом сюжете.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем