Образование Разговоры о важном подробности Любить дело, приносить пользу людям и стране: на «Разговорах о важном» расскажут, как найти свое место в обществе

Любить дело, приносить пользу людям и стране: на «Разговорах о важном» расскажут, как найти свое место в обществе

Ребята определят, какие человеческие качества нужны для этого

Место в обществе можно найти, помогая ближним. Об этом расскажет детям фильм, кадр из которого вы видите на фото

Следующие «Разговоры о важном» пройдут 4 марта, с ребятами поговорят о том, как найти свое место в обществе. Школьники и студенты определят, какие человеческие качества нужны для этого. Педагог должен донести до ребят, что для поиска своего места в обществе нужно развиваться и искать разные пути достижения цели. О традиционных ценностях тоже скажут: любовь к Родине, семье, людям, созидательный труд, взаимопомощь и дружба — те качества, которые помогут найти себя.

1–2-е классы: что значит служить своему делу?


Ребята рассматривают несколько фотографий: на первых двух изображены дети в библиотеке, а на третьей — мальчик на перекрестке четырех дорог.

Картинки иллюстрируют выбор — его мы делаем каждый день

По словам учителя, каждый день мы делаем выбор. Дети отвечают, о чем может рассказать мальчик, стоящий на пересечении дорог. Выбор пути, по которому будет двигаться мальчик, может быть разным, но его можно сделать уже сейчас.

Изображение символизирует выбор жизненного пути

Затем детей спрашивают, как они понимают выражение «человек служит своему делу», может ли человек работать добросовестно, но не любить свою профессию, потому что мечтал заниматься другим и т. д. Педагог говорит: когда идет речь о служении своему делу, это выражение описывает мастера, который не только обладает профессиональными знаниями и умениями, но и любит то, чем занимается, понимает ценность профессии, отдает ей все свои силы. Ребята соединяют начало и конец пословиц о профессионализме и мастерстве.

Ребятам нужно соединить начало и конец пословиц

Разговор заходит о бескорыстной помощи другим. По словам педагога, люди связаны друг с другом и в классе, и на работе, и даже в общественном транспорте. С каждым может случиться беда, и ему понадобится помощь окружающих.


— Есть такая ценность человеческих отношений: «Поступай с ближним так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», — говорит педагог. — Поэтому ценятся в человеке доброта, умение и желание бескорыстно помогать, сочувствовать, понимать чужую беду.

В конце занятия ребята слушают песню «Дорогою добра», а после этого обсуждают, что в разговоре было важным и значимым для них, о чем они задумались, что определяет путь мальчика, стоящего на перекрестке.

3–4-е классы: «Ставь перед собой большие задачи, большие цели, а маленьких ты и так достигнешь»

Сценарий занятия очень похож на сценарий для 1–2-х классов. Дополнительно ребятам показывают фрагмент фильма «Первое дело». По сюжету к мальчику Олегу с собакой на лавочку подсаживается отец с сыном, чтобы обсудить важные вещи.

Олег становится невольным слушателем серьезного разговора отца с сыном

— У тебя есть всё то, чтобы стать тем, кем ты хочешь, — говорит отец сыну. — Но запомни: величина человека определяется не величиной кошелька, а полезными делами, которые он делает. Понимаешь, настоящий успешный предприниматель думает не только о прибыли. Знаешь, как говорят? «Думай о великом, и Бог о тебе позаботится». Ставь перед собой большие задачи, большие цели, а маленьких ты и так достигнешь.

На просьбу сына привести конкретный пример отец отвечает: «Ну например, тебе нужна квартира. Построй город, а квартира у тебя и так будет». Сын говорит, что город построить сложно, потому что для этого нужно много знать. Отец соглашается с мальчиком: надо много учиться, чтобы стать профессионалом.

— Предпринимательство — это, наверное, самый тяжелый труд. Сын, если решил, то уже не отступай. Иначе ты проиграешь, — подытоживает мужчина.

Этот разговор повлиял на Олега: он с друзьями организовал фотосессию для собак из приюта

Именно этот разговор изменил жизнь мальчика с собакой: он решил устроить благотворительную фотосессию для бездомных щенков из приюта.


— Мы шли домой уставшими и счастливыми, — говорит Олег. — Это была наша первая победа, наше первое дело.

После просмотра фрагментов видео ребята обсуждают увиденное.

5–7-е классы: продолжение истории мальчика о поиске себя


Занятие начинается так же, как у 1–4-х классов, после детям показывают всю историю Олега. После просмотра каждого фрагмента учитель задает ребятам вопросы об увиденном.

Первый видеофрагмент. Оказывается, Олег стыдится своего плохого смартфона

Мальчик беспокоится, что о нем подумают одноклассники: у Олега плохой телефон. Мальчик считает, что в его возрасте все думают об этом. Мама говорит, что это не так: у миллиона детей вообще нет телефонов, а у половины населения Земли — интернета. Олега слова мамы не убеждают, он восклицает, что не может заработать на новый телефон, потому что ему всего 12 лет.

— Вопрос не в том, можешь или не можешь. Вопрос «зачем?» Чтобы мериться со своими одноклассниками телефонами? Ну что ж это за время такое, когда мы оцениваем человека по его телефону? Обеспеченные родители — хороший мальчик, а необеспеченные — о чем с ним разговаривать, да? А как же мужество, честность, доброта? — спрашивает мама у сына.

Второй видеофрагмент. Олег вместе с девочкой вызволяет замурованных в стене щенков

На втором видео на улице к Олегу, выгуливающему собаку, подходит девочка и просит о помощи. Она нашла щенков, замурованных в стене. Ребята вызволяют их и приносят в приют. Работница жалуется, что без спонсора непонятно, как будет работать приют, к тому же щенков стали реже забирать домой. Олег, узнав об этом, чуть не плачет.

— Что, стыдно за людей? — спрашивает девочка.

Всё, что казалось Олегу важным раньше, перестало быть актуальным.

Следующий видеофрагмент. Мальчик спрашивает у мамы, как можно заработать денег

Олег услышал разговор отца с сыном на лавочке (этот ролик показывали 3–4-м классам).

Третий видеофрагмент показывали 2–4-м классам — на нем Олег сидит на лавочке с мужчиной с сыном. Четвертый видеофрагмент рассказывает: придя домой, мальчик спрашивает у мамы, как придумать то, чего еще нет, чтобы заработать денег, если нет капитала. Мама отвечает: важно заниматься тем, что нравится, когда ты не замечаешь времени за занятием. У Олега есть такое дело: он любит рисовать и работать в фотошопе.


— Ну вот, придумай что-нибудь увлекательное. Я в тебя верю, — подбадривает мама Олега.

В конце концов Олег с друзьями организует благотворительную фотосессию для собак.

Затем учитель предлагает ребятам разделиться на группы. Каждой он раздает карточку с перечнем качеств человека. Из них необходимо выбрать те, которые нужны, чтобы найти свое место в обществе. Спикер от каждой группы «защищает» выбранные качества, а учитель задает вопросы о том, как они помогут человеку найти место в обществе.

Ребята, качества, которые вы выбрали, очень тесно связаны с традиционными российскими ценностями — любовь в Родине, семье, людям, созидательный труд, взаимопомощь, дружба и т. д., — говорит педагог. — А это значит, найти свое место в обществе — это соответствовать его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься, и приносить пользу людям, своей стране.

В конце занятия ребятам включают еще один фрагмент видео. Оказалось, мероприятие Олега не пользовалось популярностью. Мальчик жалуется на это маме.

Олег расстроился: мероприятие, организованное ребятами, не пользовалось популярностью

— Мы зазывали их, кричали. У всех были люди, а у нас ни одного человека. У меня не получилось, — сокрушается Олег.

— И это говорит мальчик, который развесил во всём доме мотиваторы «Никогда не сдавайся, верь в себя»? — спрашивает мама сына.

Педагог просит ребят придумать собственные мотивирующие высказывания и говорит, что лучший способ найти себя — уже сейчас пробовать свои силы в разных областях деятельности, развиваться. Для этого каждому важно понять, что ему нравится делать. Можно, например, ходить на секции и кружки, а можно участвовать во всероссийских и региональных проектах, например, от общества «Знание» или Российского движения детей и молодежи.

— «Путешествие в тысячу лет начинается с одного шага» — так говорили древние мудрецы. Не сбиться с выбранного пути помогает вера в себя и в свои силы, поддержка близких людей — вашей семьи, друзей, — подытоживает сказанное педагог.

8–11-е классы: притча и «работа мамой»


Ребята обсуждают, что значит фраза «найти свое место в обществе», а педагог включает им фрагмент фильма «Живой город».

Архип вступает в полемику с Ариной, которая не понимает, как можно чувствовать себя счастливой от помощи людям

Учитель спрашивает ребят, в какие моменты они бывают счастливы. Ответы у всех разные — когда много карманных денег, когда можно целый день играть в компьютерные игры, когда можно смотреть новые сериалы и т. д.


— Это всё обычные потребительские удовольствия. Настоящее счастье человек может испытать, когда принесет кому-то пользу и сделает счастливым другого человека, — говорит Архип, но встречается с непониманием одноклассников.

Одна девочка Архипа всё-таки поддержала, но ее раскритиковала одноклассница Арина. По словам Архипа, Арина кричит, потому что не знает, что такое счастье. Девушка предлагает парню пари: если она не станет счастливой через неделю, помогая кому-нибудь, то он будет ей прислуживать. Архип соглашается, но ставит условие: Арина должна всё это время делать, что скажет Архип, но только то, что ей нравится.

Педагог предлагает ребятам предположить, чем закончится спор Архипа и Арины и почему молодой человек это затеял. Учитель включает второе видео — продолжение истории.

Арина всё-таки поняла, о каком чувстве говорил ей Архип

Архип выясняет, что однокласснице нравится вязать, и они отправляются в кабинет к учительнице Татьяне Николаевне — там шьют одежду для малышей, оставшихся без родителей. Оказывается, Татьяна Николаевна сама воспитывает шестерых детей, трое из которых приемные. Учительница предлагает Арине самой отправиться в дом ребенка, чтобы понять, пинетки какого размера нужны малышам.


Арина признается Архипу, что это занятие не для нее. Она не понимает, о каком чувстве счастья говорит парень. В итоге девушка всё-таки приносит связанные ею пинетки в дом ребенка — незадолго до этого она познакомилась там с девочкой Машей, которая показала ей свою куклу. Арина принесла девочке вязаную одежду для куклы. В конце ролика Маша крепко обнимает Арину.

После просмотра ребята отвечают, удалось ли Арине испытать чувство, о котором говорил Архип, и как молодой человек помог девушке.

Затем педагог читает ребятам притчу. Странник попал в город, где шло строительство. Он спросил первого рабочего, который медленно тащил булыжник, что он делает. Тот ответил, что таскает камни. Второй рабочий, везший камни в телеге, ответил, что зарабатывает на еду для семьи. Третий рабочий, работавший энергичнее всех, ответил: «Я строю храм».

Школьники размышляют о смысле притчи. Педагог должен привести их к мысли о том, что ощущение найденного призвания во многом зависит от выстраивания собственного отношения к делу и понимания его пользы для общества.

Еще одно видео: Надя Круглова работает мамой, сначала бывшие одноклассники не понимают, что в этом такого

Ребятам включают отрывки из фильма «Однажды 20 лет спустя» (12+), о нем с ребятами уже беседовали на уроке, посвященном традиционным семейным ценностям.

Узнав, что Надя — многодетная мать, бывшие одноклассники начинают ее поздравлять. Они всё поняли

Бывшие одноклассники спрашивают Надю Круглову, чем она занимается. Та отвечает: «Ну как, ну я дома работаю. Я работаю мамой». Окружающие начинают смеяться, отвлекает их толпа детей. Когда оказывается, что все эти дети Надины, бывшие одноклассники начинают ее поздравлять.

Ребята отвечают, что значит «работать мамой» и почему одноклассники кинулись поздравлять Надю.

Затем ребята разглядывают три изображения: на первом нарисован человек, стоящий на распутье семи дорог. Они означают множество путей, приводящих к разным целям. На втором эта дорога одна — один путь, приводящий к одной цели. На третьем их три. Они обозначают разные пути, приводящие к одной цели. Важно донести до школьников мысль о том, что неправильной модели поиска места в обществе не бывает, каждый идет свои путем.

Каждый человек идет к цели своим путем. Об этом и иллюстрации

— Прекрасно, когда человек сразу понял, кем хочет быть, и идет к этому намеренно тем путем, который изначально для себя выстроил, — написано в сценарии урока. — Но и вполне естественно, когда на разных этапах своей жизни человек может заниматься абсолютно разными вещами и при этом чувствовать себя нужным и востребованным. Добившись определенных результатов в одном деле, человек может ставить другие цели и реализовываться в них. А может пробовать себя в разных направлениях, понимать, что это не его, и затем найти то свое, одно-единственное.


В конце занятия ребята восстанавливают пропущенные слова в анкете с вопросами, которые, по мнению психологов, помогут понять направление поиска своего места в жизни, и называют качества человека, нужные, чтобы найти свое призвание.

Школьники должны вставить пропущенные в анкете слова

Студенты техникумов и колледжей: универсальные качества для успешной самореализации

В начале занятия студентам раздают лист А4, на котором каждый пишет свои Ф. И. О. и пять своих положительных качеств. Этот листок он передает одногруппникам, каждый из которых добавляет еще несколько положительных качеств того, чей листок у него на столе.

Начало взрослой жизни порой пугает вопросом: «Как найти свое место в обществе?» Об этом студенты узнают на занятии

Педагог объясняет: первое наше общество — это семья, затем — друзья, одноклассники и одногруппники, коллеги по работе. У каждой социальной группы есть свои особенности, а взаимодействие с людьми требует особых навыков коммуникации.

Всю жизнь человек взаимодействует с людьми в разных социальных группах

Студенты делятся на группы, каждая получает свой бланк с вопросами по одной из трех сфер: «Я и семья», «Я и мои друзья», «Я и профессия». Ребята обсуждают, например, какой вклад общество ожидает от семьи и что дает общество семьи, кто такой друг и зачем человеку нужны друзья, что дает человеку профессия и какие качества необходимы профессионалу и т. д.


Затем студенты выписывают семь качеств, необходимых для успешной самореализации в каждой из сфер, учитель обращает внимание на те качества, которые повторяются во всех трех сферах и являются универсальными. Ребята смотрят на свои листы А4 с качествами, присущими им, и сравнивают их с озвученными. Студенты должны прийти к выводу: «Умение строить отношения на основе взаимного уважения и поддержки является важным фактором успешной самореализации. Все эти социальные группы играют важную роль в формировании нашей социальной идентичности, они помогают нам найти свое место в обществе и чувствовать себя принятыми». Взаимодействие с разными людьми обогащает жизненный опыт и помогает развиваться как личность.

Ребята думают, какие у них есть ресурсы, чтобы развить в себе эти качества, а педагог приводит их к выводу: «Обретение своей уникальности и нахождение своего места в обществе — это процесс, требующий самоисследования, самопринятия и развития своих талантов и способностей».

Студентам цитируют Путина

В конце занятия ребятам цитируют Владимира Путина, а педагог желает им достичь успехов в профессии, надежных друзей рядом, найти вторую половинку и создать семью, для которой, по словам педагога, в России создаются необходимые условия.

На прошлых «Разговорах о важном» ребятам рассказали о Всемирном фестивале молодежи, который уже начался в Сочи. Мы заранее изучаем методички занятий и публикуем планы уроков в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем