Образование эксклюзив «Я прекрасно понимаю, что дело в земле». Элеонора Падей — о причинах ее увольнения с поста директора пермской гимназии № 17

«Я прекрасно понимаю, что дело в земле». Элеонора Падей — о причинах ее увольнения с поста директора пермской гимназии № 17

Элеонора Николаевна и член попечительского совета ответили на претензии администрации Перми

Элеонора Падей говорит, что собиралась уйти с поста директора в 2021 году

Увольнение директора пермской гимназии № 17 Элеоноры Падей стало одной из главных тем этой недели. Родители учеников и педагоги переживают, что при новом руководителе не удастся сохранить традиции учреждения, а участки, предназначенные для строительства нового корпуса, заберут под другие нужды. В департаменте образования утверждают, что все опасения беспочвенны. Мы встретились с Элеонорой Николаевной, чтобы узнать, что она думает о сложившейся ситуации. В беседе также принимал участие член попечительского совета гимназии, пожелавший остаться анонимным.

— Вот видите, меня уволили, а я на работе, — говорит Элеонора Падей всем входящим в кабинет администрации гимназии (личного кабинета у Падей нет) вечером 5 октября. Элеонора Николаевна принимает поздравления от учеников, подписывает бумаги и занимается другими директорскими делами.

Элеоноре Николаевне Падей — 85. Последние 44 года она руководит гимназией № 17. Элеонора Николаевна говорит, что как минимум год назад решила — пора уходить на пенсию. Оставить свой пост она планировала в 2021 году, когда отгремят два юбилея: 120-летний — со дня основания гимназии и 45-летний — со дня вступления в должность директора.

— Разговоров [c руководством города и департамента образования] о моем увольнении практически не было. Были разговоры о том, быть или не быть школе, потому что нужна земля, — рассказывает Элеонора Николаевна. — Речь шла не обо мне. В прошлом году я сказала, когда мы встречались: «Я бы ещё проработала год до своего юбилея, если вы не возражаете». Они сказали: «Нет, не возражаем». Вопрос, работать мне — не работать, быть мне — не быть, не стоял. Я сама его завела. И еще до вызова меня к этим дамам (Элеонора Падей имеет в виду заместителя главы Перми Людмилу Гаджиеву и руководителя департамента образования Людмилу Серикову. — Прим. авт.) я в школе говорила: «Я проработаю, девочки, год юбилейный и помашу всем ручкой». Ну нельзя же… Это только Господь вечный.

По словам Элеоноры Николаевны, с Людмилой Гаджиевой и Людмилой Сериковой она встречалась в первой половине сентября этого года, и тогда тему ее увольнения ни одна из чиновниц не поднимала. Падей считала, что вопрос ее ухода на пенсию уже оговорен, а решение всех устраивает, поэтому не ожидала увольнения.

— А потом (спустя время после той встречи. — Прим. авт.) они мне дали приказ без числа, без номера, что меня освобождают от работы, выплачивают трехразовое пособие, — продолжила Элеонора Николаевна. — Я им говорю: «Ну, во-первых, приказ без числа и без номера». Они мне отвечают: «Ну вы напишите, что ознакомлены». Я отказалась. <...> Тогда от руки был написан номер и число, и они прислали [приказ] уже по почте нашему бухгалтеру. Она подошла ко мне, а я: «Я не буду». Ну что ознакомлена. И с этим приказом пришли на мой счет деньги.

Элеонора Николаевна не спрашивала, по какой причине администрация Перми решила уволить ее, не дожидаясь юбилеев. Падей не упоминает и о попытках что-то объяснить со стороны Гаджиевой и Сериковой. Свою позицию чиновницы озвучили на собрании с педагогами и родителями учеников гимназии, которое прошло 2 октября, но директор (мы не употребляем приставку «экс», так как героиня публикации оспаривает увольнение в суде) на нем не присутствовала.

На встрече в гимназии замглавы Перми Людмила Гаджиева назвала несколько причин увольнения Элеоноры Падей. Среди них почтенный возраст и необходимость позаботиться о здоровье Элеоноры Николаевны, отсутствие у директора аттестации, результаты проверки организации бесплатного питания и профилактики коронавируса, которые «тянут на выговор», отсутствие у гимназии четкой стратегии развития.

Элеонора Николаевна признала, что должна была в 2020 году пройти аттестацию — своеобразные курсы для директоров, завершающиеся экзаменом, — но не смогла сделать этого. В начале года Элеонора Николаевна болела, а потом была вынуждена ограничить контакты из-за коронавируса. Директор старше 65 лет, а значит, находится в группе риска. Оперштаб региона регулярно рекомендует людям из этой возрастной группы соблюдать повышенные меры безопасности.

— Понимаете, ведь всё время за землю бороться [тяжело], — объясняет причины своего плохого самочувствия Элеонора Падей.

По словам Элеоноры Николаевны, за годы управления гимназией она смогла организовать работу так, что коллектив может проводить все процессы и без ее постоянного присутствия. Это позволило директору частично перейти на удаленку в разгар коронавируса: часть дней она руководила учреждением дистанционно, а часть проводила на рабочем месте.

К результатам проверок по организации бесплатного питания младших школьников и профилактике коронавируса у Элеоноры Николаевны и члена попечительского совета гимназии, пожелавшего остаться анонимным, нет доверия. Они говорят, что как минимум в одном из случаев проверяющие пришли в учреждение без приказа о проведении проверки, а результаты этого и других осмотров не соответствуют действительности.

— Они видят, что это есть, а пишут, что нет, — объяснил член попечительского совета.

Не согласны в гимназии и с аргументом об отсутствии стратегии развития гимназии. Здесь говорят, что планы у учреждения есть, и очень амбициозные. Без них учреждение бы не включили в список опорных школ РАН. Например, создание школьного научного центра «как сетевой организации, которая способна генерировать и интегрировать лучшие практики, создавая лучшие образовательные условия для учеников не только города, но и края».

— Если кто-то лучше делает, давайте, покажите эти результаты. Но сегодня школа представляет лицо Пермского края в этом формате. Это означает, что стратегия плохая и требует пересмотра? Если какие-то стратегические видения есть у департамента, пусть сообщат о них. Пока поддержки наших начинаний мы не видим.

Все претензии департамента образования к гимназии попечительский совет считает надуманными.

Интересно, что департамент образования признает заслуги гимназии № 17. В рейтинге школ, опубликованном на портале «Пермское образование», гимназия занимает пятое место в общем зачете и второе — по качеству образования.

— Благодаря умелому руководству гимназия № 17 стала признанным лидером в системе образования Прикамья, заняла заметное место во всероссийских рейтингах общеобразовательных организаций, — сообщали накануне в департаменте образования. — По итогам независимого анализа образовательных результатов гимназию включили в «100 лучших школ по экономическому профилю», «100 лучших школ по математическому профилю», «300 лучших школ России по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России», «500 лучших образовательных организаций страны — 2019». Ежегодно 84% выпускников 11-х классов набирают по результатам сдачи трех предметов ЕГЭ 225 баллов. 100% выпускников гимназии поступают в высшие учебные заведения города Перми и городов Российской Федерации.

Элеонора Николаевна говорит о ее увольнении в контексте истории о земле для строительства нового корпуса переполненной гимназии, которая вынуждена арендовать помещения под занятия у школы № 21. Падей долгое время добивалась решения о выделении участков для возведения нового учебного здания.

— Гаджиева высказывалась и в прошлом, и в позапрошлом году. Она видела так: там (на участках между историческим зданием гимназии и бывшим рестораном «Живаго». — Прим. авт.) мы строим новую школу, и вот этот наш спортзал, где внизу есть еще и класс, и медпункт, сносится, а вот тут [вместо здания] будет бульвар. На что я сказала: «Этого бульвара, пока я директор, не будет».

По словам Элеоноры Николаевны, для блага детей нужно отдать всё историческое здание под начальную школу. Это позволит перевести всех детей на обучение в первую смену и организовать группы продленного дня, которых в гимназии из-за нехватки площадей давно нет. По замыслу директора, средняя и старшая школа переедут в новый корпус, а всё пространство между зданиями дети будут использовать для активного отдыха: бегать, прыгать, играть. Аллея в это представление не вписывается.

— Вы знаете, тут как-то всё очень зыбко: сегодня одно, завтра другое, — описывает Элеонора Падей ситуацию со строительством нового корпуса гимназии. — Я прекрасно понимаю, что это земля. <...> Решетников закрепил эту землю за нами. После этого меня вызывает глава города Дмитрий Самойлов и говорит: «Откажитесь от земли». Это было в июне, я очень хорошо запомнила — на всю жизнь. Я говорю: «Стоп, Дмитрий Иванович. Это что, моя личная земля? Я не землевладелец, поэтому мне не от чего отказываться». <...> И мы на этом расстались.

Затем Элеонора Николаевна затрагивает еще один эпизод, связанный с землей.

— У них (у властей Перми. — Прим. авт.) давно был такой план — построить на этом участке 13-этажное здание. И во время встречи с учителями было сказано: «Ну на первом этаже мы выделим что-то для школы». Такой разговор был. Но, во-первых, эти кварталы — археологический памятник. Там 13 этажей нельзя строить, там выше четырех вообще нельзя. Во-вторых, помещений на первом этаже школе просто не хватит. Самойлов приходил в школу, об этом (об идее построить 13-этажное здание. — Прим. авт.) говорил коллективу.

Элеонора Падей с неохотой прокомментировала предположения родителей учеников о том, что вся история с увольнением связана с желанием Людмилы Сериковой занять пост директора гимназии № 17, а Людмилы Гаджиевой — пост руководителя департамента образования.

— Я не знаю, я даже не хочу об этом говорить, — заявила Падей. — Ну есть у них какие-то соображения, какие-то мысли. Единственное, что я знаю: Серикова хотела бы быть директором 17-й гимназии. Потому что это откровенно говорили все.

Элеонора Николаевна призналась, что подала иск о восстановлении в должности по просьбе попечительского совета. Член совета объяснил 59.RU, почему для гимназии важно отменить спешное увольнение Падей.

— Договоренность о выделении земли и строительстве нового корпуса была между бывшим губернатором Максимом Решетниковым и Элеонорой Николаевной. Решетников уехал в Москву. Если уволят Падей, в должности не останется ни одна из сторон договора. Мы опасаемся, что в таком случае его условия могут быть нарушены, — сообщил член совета.

Кроме того, педагоги и учителя встревожены внезапностью и быстротой принятия решения об увольнении директора. Они боятся, что вместо Падей назначат директора, который ничего не знает о традициях гимназии, не чувствует их, придет в «чужой монастырь со своим уставом».

— Наши традиции — это качественное образование, уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, использование всех инноваций как средства, а не в качестве самостоятельной цели, — говорят в гимназии.

Редакция 59.RU будет следить за развитием ситуации в гимназии № 17.

Ранее происходящее в гимназии прокомментировала министр образования Прикамья Раиса Кассина, а в мэрии ответили на четыре важных вопроса о будущем гимназии после ухода Падей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
265
ТОП 5
Мнение
Как замминистра культуры и владелец бара «Совесть» полюбили друг друга: рецензия на фильм «Втроем», снятый в Прикамье
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«В арке сделали перила, чтобы людей не сдувало»: как живется в ЖК на берегу Камы — здесь шикарный вид, но трещины и ветра
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления