Семья эксперт «С 30-летним эльфом будет работать уже психиатр». Пермские психологи — о том, как отвлечь детей от гаджетов в каникулы

«С 30-летним эльфом будет работать уже психиатр». Пермские психологи — о том, как отвлечь детей от гаджетов в каникулы

Публикуем лайфхаки от специалистов и объясняем, почему важно победить компьютерную зависимость

Компьютерные игры иногда слишком затягивают детей, но психологи знают, как с этим справиться

Новогодние каникулы — время, когда тягу детей и подростков к компьютерам и прочим гаджетам не сдерживают ни уроки, ни кружки с секциями. Нужно ли родителям в этот период ограничивать детей и не давать им безлимитный доступ к играм и видео? Публикуем мнение пермских психологов.

Проблему зависимости детей от гаджетов много раз поднимали в сообществе «Психологического центра на Пионерской» (бывший «Психологический центр Юрия Вагина» — мы рассказывали, почему он сменил название) во «ВКонтакте». Так, известный психолог, создатель центра Юрий Вагин не раз писал, что время, проведенное ребенком за компьютером или телефоном, нужно ограничивать и не давать ему «увязнуть в одиночестве в Сети». Эксперт говорил, что, видя чрезмерное увлечение гаджетам, родителям нужно сразу принимать меры, а не доводить до ситуации, когда реальная жизнь становится ребенку неинтересной, а привлекают только экранные образы.

Почему детей затягивают гаджеты и плохо ли это?

По словам психолога Николая Стрелкова, дети пропадают за компьютером вовсе не из-за лени и нежелания делать хоть что-нибудь, как часто кажется родителям. Специалист говорит, что дети, увлеченные гаджетами, по-прежнему любознательны, вот только механизмы удовлетворения этой любознательности изменились.

«Если раньше для того, чтобы реализовать накопившуюся энергию, детям приходилось создавать свою реальность (что-то конструировать, изобретать из палки пистолет или хотя бы наполнять старые игрушки новым смыслом), то теперь реальность создает за них бесконечное количество новых игрушек и гаджетов, — пишет Николай Стрелков. — Если раньше реализацию мечты (велосипед или куклу) приходилось немало ждать, то теперь ждать не приходиться. Мечты осуществляются порой даже прежде, чем успевают сформироваться у ребенка в голове».

Такая простота получения желаемого, по мнению Николая Стрелкова, приводит к последствиям — трудиться, чтобы менять пространство вокруг себя, становится всё сложнее. В результате дети, не находящие в себе сил изменить что-то вокруг, чувствуют неудовольствие, но лишь пассивно созерцают то, что их не устраивает, и направляют негативные эмоции на родителей, которые часто прекращают капризы, давая возможность получить новую порцию мультиков или компьютерных игр — так круг замыкается.

«Мотивация к эмоциональному и прочему развитию резко снижается, что к 12–14 годам приводит к стойкому нежеланию ни учиться, ни развиваться в каком-либо направлении. Зачем? Если есть вполне привычные, понятные и, самое главное, простые способы пассивного снятия напряжения, — рассуждает Стрелков. — И что же дальше? А дальше, даже если речь не идет о выраженной психопатологии, формируется человек, в общем-то, современного мира. Человек, привыкший к быстрому удовлетворению потребностей, не умеющий особо ждать и терпеть, глубине предпочитающий новизну, а крепкой дружбе — выгодные связи. Но человек опустошенный и, как правило, не очень счастливый».

Не взываем к совести, а вводим ограничения

Чтобы дети не оказались в таком незавидном положении, Николай Стрелков советует ограничивать время за компьютером и другими гаджетами, а также стараться заинтересовывать сыновей и дочерей тем, что происходит в реальном мире — играть, общаться, находить совместные занятия.

По словам детского психолога Марии Шапошниковой, однозначного взгляда на то, сколько времени детям можно проводить за гаджетами, не существует — этот вопрос нужно решить родителям самостоятельно.

Мария говорит, что родителям нужно осознать — виртуальный мир привлекателен, а ребенку трудно самостоятельно тормозить свои влечения и бороться с соблазном посидеть в телефоне или компьютере.

«Вместо того, чтобы ругаться, скандалить, взывать к совести и рассчитывать, что ребенок сам начнет проявлять волю [и ограничивать время, проведенное за компьютерами и гаджетами], разумно взять контроль в свои родительские руки», — пишет на своей личной странице Мария Шапошникова.

Мария рекомендует родителям установить границы и дать ребенку понять, сколько именно времени он может проводить в гаджетах.

«Если вам кажется, что ребенок злоупотребляет телефоном или планшетом, то вы вправе обозначить четкие правила или даже поставить на телефон приложение, которое вполне конкретно ограничивает общение ребенка с интернетом. Благо, сейчас есть большой выбор этих приложений», — говорит детский психолог.

«Скучающий ребенок — это вполне нормально»

Специалист советует не сдаваться и не снимать ограничения, когда ребенок будет жаловаться на скуку и просить разрешить ему поиграть на компьютере. Мария говорит, что не вредно будет отправить ребенка на каникулы к бабушке, где никакого интернета и современных устройств нет, потому что это поможет разносторонне развиваться, приобретать новые навыки и находиться в движении.

«Хочу напомнить родителям, что скучающий ребенок — это вполне нормально. Скука — хороший мотиватор для фантазии, — делится Мария Шапошникова. — Знакомые дети мне рассказывали, как они в деревне воплощали в жизнь компьютерные игры, проходили разные уровни, прыгая по доскам и поленницам, как они строили «новые миры» у бабушки на чердаке. И все это случалось не сразу. Сначала надо было пройти скуку. А уже потом придет удовольствие <...>».

Мария рекомендует мамам и папам создать с детьми список дел, которыми можно заняться, когда скучно.

«Увидите, дети любят составлять всякие планы про свою жизнь и записывать свои находки в дневники. Главное, им помочь, — уверена психолог. — Что может быть в этом списке? Всё, что вдохновляет самого ребенка: прочитать новую книгу, раскрасить новую раскраску, построить замок из песка, приготовить пирог с вишней, сшить кукле новое платье, научиться играть на синтезаторе, устроить спортивную тренировку, написать фантастический рассказ, устроить химические опыты, поговорить с другом по телефону, поиграть с кошкой».

Список, по словам Марии Шапошниковой, должен быть большим. При этом его стоит постоянно дополнять — дописывать идеи по мере их возникновения.

«Восхищайтесь идеями: "О, как это интересно". Подсказывайте ребенку новые идеи или вспомните занятия из своего детства. И когда в очередной раз ребенок обратится к вам "мама, мне скучно, мама, а что мне делать?", вы можете отправить его к этому списку», — предлагает Мария.

В случае, если справиться с повышенной тягой к гаджетом не получается, нужно идти за помощью к специалистам.

«Если вы уже исчерпали все методы борьбы со своим ребенком и компьютер с интернетом вас давно победили, обращайтесь за помощью к психологам, вы не одиноки в своей борьбе, не ждите, пока вашему ребенку исполнится 30 лет и он радостно скажет вам, что он боевой эльф 58 уровня. С эльфом будет работать уже психиатр. И с вами тоже», — обращался к родителям Юрий Вагин.

Взрослые тоже иногда бывают зависимы от игр — например, азартных. Ранее мы побывали в группе анонимных игроманов и рассказали, как они справляются с зависимостью.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем