Пермский театр оперы и балета – один из старейших музыкальных театров России, лауреат 22 премий Национального театрального фестиваля-конкурса «Золотая маска». Пермские опера и балет пользуются успехом за рубежом, и все это благодаря усилиям множества людей, которые работают в театре. Сегодня мы расскажем о тех, кто создает костюмы и декорации для знаменитых спектаклей.
Пермский театр оперы и балета устроен по типу завода – помимо администрации, творческих коллективов, здесь работает несколько цехов: пошивочный, бутафорский, обувной, гримерный и другие. Последние несколько месяцев цеха занимаются производством костюмов и реквизита для детского спектакля «Сад осьминога» (6+). Мировая премьера спектакля состоится 18-19 ноября.
«Сад осьминога» – это спектакль-концерт, состоящий из 17 композиций, каждая из которых представляет отдельную историю. Маленькие зрители услышат произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена, Баха и других. А в финале спектакля прозвучит песня Ринго Стара из 12-го альбома The Beatles «Abbey Road», которая и дала название постановке.
Главные герои спектакля – ученые, которые попадают в фантастический мир – сад осьминога. Всего их шестеро – зоолог (бас), два орнитолога (баритон и сопрано), ихтиолог (тенор), энтомолог (сопрано) и ботаник (сопрано). Ученые путешествуют по саду и изучают его обитателей – животных, птиц, рыб и насекомых. Спектакль заканчивается «парадом животных» – на сцене надувается огромный осьминог, а солисты выезжают «верхом» на животных и насекомых под музыку The Beatles.
Спектакль поставили московские режиссеры Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов. Они же в 2014 году выпустили в Перми оперу-квест «Путешествие в Страну джамблей» (6+), которая стала обладателем премии «Золотая маска».
– Сверхзадача спектакля – познакомить детей с классикой, дать им ключи к восприятию оперного искусства, – рассказывает Вячеслав Игнатов. – Дети часто не могут разобрать слов в опере, да и в целом смысловая, вербальная часть спектакля им не очень важна, поэтому порой им бывает скучно. Наша задача – не проиллюстрировать содержание, а создать яркие образы, которые увлекут детей. А как только произойдет эмоциональное включение, ребенок начнет понимать, как это всё работает, в какой логике существует, в чем смысл соединения вокала и музыки.
Взрослые почерпнут для себя много интересного из спектакля, но все таки «Сад осьминога» – это прежде всего детская постановка. Поэтому для режиссеров было особенно важно создать яркие костюмы и декорации. Художники по куклам и костюмам – Ольга и Елена Бекрицкие. Они родились в Москве, сейчас живут в Кёльне (Германия). Сестры Бекрицкие создали костюмы и для оперы «Путешествие в Страну джамблей».
– У людей множество клише и стереотипов, одинаковых ассоциаций, по большей части неудачных и приобретенных еще в детстве, – отмечают Ольга и Елена Бекрицкие. – Например, все представляют энтомолога со шляпой и сачком, ихтиолога с аквалангом, а ученого в очках. Нам хотелось разрушить эти стереотипы, и мы старались выбрать образы, которые не имеют никакого отношения к устоявшимся клише. Спектакль «Сад осьминога» вне времени. Создавая костюмы, мы старались избежать отсылок к каким-либо историческим эпохам и отталкивались только от природных форм. Мы попытались представить, как в этом фантастическом мире могут выглядеть ученые, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения. Будет очень интересно, какие ассоциации возникнут у зрителей. Мы бы хотели, чтобы после просмотра дети сказали «а я бы сделал по-другому!», и придумали бы что-то своё.
Художественные образы рождаются путем долгих обсуждений – у художников и режиссеров бывает разное видение произведения, но, в конце концов, они всегда приходят к компромиссу. Например, изначально художники разработали эскизы, по которым каждого артиста пришлось бы гримировать полтора-два часа. Так как актеры исполняют в спектакле несколько ролей, от этой идеи пришлось отказаться. Гримеры предложили художникам использовать полумаски, и этот вариант всем понравился.
Над масками работали художники гримерного цеха Сергей Мухин и Любовь Пермякова. Масками занимались гримеры, а не бутафоры, потому что они работают с лицами солистов и знают особенности каждого. Для каждого актера изготовили несколько индивидуальных масок, в которых ему будет удобно петь. Минимальный грим все-таки будет дополнять образ. Например, если маска зеленого цвета, то губы исполнителя тоже будут зелеными. Всего Сергей и Любовь сделали около 30 масок.
– Бывает так, что одну маску я расписываю целый день – мы вместе с художником ищем точный цвет, – рассказывает Сергей Мухин. – Процесс создания маски непростой – мы пробуем разные варианты, бывает, что краска не так ложится. Конечно, для нас самое главное, чтобы маски отвечали требованиям художника и были удобными для актеров.
Маски изготавливали из папье-маше, в основе – крафт-бумага. Готовую маску покрывали тканью, которую и расписывали красками. Гримеры использовали краски, безопасные для здоровья человека – акварельные и грим Kryolan. Готовую расписанную маску покрывали специальным составом, который закрепляет цвет, а также матовым акриловым лаком, чтобы маска не бликовала на сцене. Маски сделали тонкими и гибкими, чтобы актерам было удобно. Внутри маски отделаны кожей – после спектакля её можно будет обработать чистящими средствами.
В бутафорском цехе изготавливали кукол, элементы декораций и костюмов. Четыре бутафора работали над предметным миром спектакля несколько месяцев, пять кукол-котов из композиции Россини «Кошки» мастер по куклам делала два месяца. В спектакле используются и надувные декорации: огромный осьминог, полутораметровые грибы, цветы и солнце, которое будет надуваться прямо на глазах у зрителей.
В театральных мастерских пермского театра создавали фантастические костюмы для «Сада осьминога». Костюмы главных героев-ученых сделаны по одному принципу – сначала солист надевает трикотажный облегающий комбинезон, а сверху костюм из плотной ткани Сито, сохраняющей форму. Это особенный материал, который используют только в театре. Ольга и Елена Бекрицкие специально привезли Сито из Санкт-Петербурга. Костюм каждого ученого дополняют шляпа и ботинки.
Необычный костюм создали для арии Папагено из оперы Моцарта «Волшебная флейта». По сюжету оперы Моцарта Папагено – птицелов, но в «Саду осьминога» этот персонаж – охотник. Прямо во время арии костюм Папагено трансформируется – рукава и штанины удлиняются, и Папагено «превращается» в животное.
В некоторых костюмах прослеживаются восточные мотивы. Например, в сцене с произведением Шоссона «Колибри» солистка одета в платье, которое сделано по принципу костюм-пейзаж. Один из рукавов – это кукла-птица, интегрированная в костюм, а на другом – цветок.
– Мы очень любим детские проекты и считаем, что делать что-то для детей интереснее всего, – рассказывают Ольга и Елена Бекрицкие. – Создавая эскизы, мы представляли, что бы нам хотелось увидеть в театре, если бы мы были детьми. Мы постарались создать нестандартный и неожиданный визуальный ряд. Теперь очень хочется услышать мнение детей об этих образах.
Мы уже были в гостях у художников Равиля Исмагилова, Дмитрия Козлова, Юрия Лапшина, Ольги Молчановой-Пермяковой, Любови Малышевой, а также посетили иконописную мастерскую «Добро».