В центре Перми до сих пор стоят аварийные дома. Сегодня мы расскажем об одном из кварталов, где собралось сразу несколько таких зданий, между улицами Екатерининской, Пермской, Сибирской и 25 октября. В самом страшном доме до сих пор живут люди. Еще три соседних дома тоже официально признаны аварийными.
Если свернуть с Екатерининской чуть во двор между аптекой и клиникой «Мать и дитя», вы увидите двухэтажный деревянный дом №64а. Построен он больше ста лет назад, точной даты в документах нет. Часть окон там выбита, часть закрыта досками и картоном. В подъезд зайти страшно — крыльцо покосилось, крыша прохудилась. Внутри постоянная сырость и запах старого дерева. В комнатах на первом этаже настоящая свалка. Но здесь все еще живут люди. Даже спутниковая тарелка висит. Воду носят с колонки, греются электрообогревателями.
На первом этаже сейчас живет семейная пара. Квартира им досталась по наследству.
— Переехали сюда с мужем около шести лет назад, — рассказала местная жительница Анна. — Муж получил квартиру от бабушки. На втором этаже тоже живет семья. Вот им сложно — там 15 человек прописано, и всем жилье надо. А нас переселять… да пусть лучше не трогают.
Конечно же, сейчас на втором этаже живут не все 15 прописанных человек. Кто мог, съехали в другие места.
— Из 17 жилых помещений осталось провести процедуру расселения 5 помещений, — пояснили 59.RU в департаменте жилищных отношений. — Завершить полное расселение дома планируется в этом году.
Соседний дом на Екатерининской, 62 — это двухэтажное здание из красного кирпича. На первом этаже вейп-бар, на втором — квартиры. Дом включен в региональную программу расселения на 2019–2025 годы. Сейчас власти занимаются переселением жильцов из трех квартир. Когда этот процесс закончится, здание можно будет сносить.
Этим летом снесли дом по соседству — на Екатерининской, 60. Прохожие помнят его по парным портретам итальянского художника Пьеро делла Франческа «Урбанский диптих». Оригинал выставляется в галерее Уффици. На доме это были не граффити, а постеры, которые наклеили на заколоченные окна. Там лицом к лицу были изображены герцог Федериго Монтефельтро и герцогиня Баттиста Сфорца.
Историкам этот дом был знаком, поскольку принадлежал известному пермскому предпринимателю и городскому голове Петру Ерофеевичу Сигову. Построено здание было в конце XIX века, но так и не было признано ни памятником архитектуры, ни объектом культурного наследия. Это был обычный жилой дом, который в 2013 году признали аварийным и недавно расселили.
С другой стороны квартала на улице Пермской тоже есть два аварийных дома — № 58 и 60. Оба включены в региональную программу расселения до 2025 года. И если один из домов уже почти расселен, то со вторым возникли проблемы.
— Сейчас в доме № 58 необходимо расселить одно жилое помещение, — рассказали в администрации Перми. — После этого возможен снос здания. Дом № 60 полностью расселен, но его снос отложен в связи с нахождением там теплового узла для соседних зданий.
В рубрике «Карта позора Перми» мы рассказывали о жилых домах, общежитиях и административных зданиях, которые выглядят так, что на них стыдно смотреть. Например, дом Грацинского на перекрестке улиц Революции и 25 октября. Кстати, его в аренду взяла частная компания. Теперь они обязаны восстановить здание, соблюдая все осторожности. Ведь здание считается культурным наследием.
Рассказывали мы и об общежитии на улице Уральской. Там то стена обвалится, то потолок упадет. Недавно его расселили и собирались сносить. Но глава Прикамья Дмитрий Махонин поручил восстановить здание. Оно хоть и не считается объектом охраны, но является примером архитектурного стиля баухаус в Перми.