Город Андрей Кузяев эмоционально высказался о развитии Перми: «Мы превратились в какой-то отворот направо или налево»

Андрей Кузяев эмоционально высказался о развитии Перми: «Мы превратились в какой-то отворот направо или налево»

Президент «ЭР-Телеком Холдинга» уверен, что нужно ставить амбициозные цели — только так Пермь сможет конкурировать с другими городами

Андрей Кузяев предложил изучить, какие стратегии других городов оказались успешными

Сегодня, 21 июля, экспертный совет при главе Перми обсудил стратегию развития города. Одной из самых эмоциональных и подробных оказалась речь Андрея Кузяева. Президент «ЭР-Телеком Холдинга» озвучил свои претензии и вопросы к имеющейся стратегии. А также поделился своим видением ситуации и перспектив Перми.

Публикуем его высказывание полностью.

— Я считаю что это правильный подход — необходима стратегия [развития] города, — прокомментировал Андрей Кузяев. — Но периодически в выступлениях [членов экспертного совета] стратегия и миссия путались и менялись местами. Миссия — те ценности, то предназначение, которое мы видим в нашем городе. Какая миссия у города? На мой взгляд, это важный вопрос и на него нужно ответить. Какие ценности мы хотим продвигать в этот мир? Ради каких ценностей люди живут в этом городе? Что для них является смыслом жизни? Только ответив на эти вопросы, мы можем перейти к стратегии.

Если говорить о той стратегии, которая сегодня есть, она составлена, исходя из конкурентного анализа: этот город вот так сделал, этот — вот так. Но конкурентного анализа недостаточно. Нельзя просто поставить задачу выделиться перед конкурентами. Важно ответить на вопрос: что с нами произошло за десять или двадцать лет? Какие стратегии городов стали наиболее успешными, а какие — нет? А не просто кто и что декларирует. Если жить только декларациями и смотреть на то, кто как себя определяет, то, очевидно, никакого прогресса не будет.

Поэтому я бы предложил доработать стратегию. Если необходимо, я готов опыт и знания в построении стратегии долгосрочного развития, которые мы используем в компаниях корпорации, привнести в город.

Первое: нам нужно ответить на вопрос: какая сейчас ситуация? Очевидно, что если жители до сих пор ездят в Екатеринбург за покупками, а в Казань и Самару автобусы возят людей в аквапарки, то что-то у нас, наверное, не так. Я помню, как в 90-е и начале 2000-х годов мы с Олегом Ждановым (сегодня — председатель правления и президент Пермской Торгово-промышленной палаты. — Прим. ред.) мечтали, что [Пермь] станет главным городом и областью (а потом краем) на территории Урала. Почему не получилось? Почему Пермь через двадцать лет развития оказалась в какой-то степени на обочине развития? Почему мы отстали? Что не так мы сделали? Что нам нужно сделать в следующие десятилетия, чтобы не повторить этих ошибок?

Второе: сейчас работает концепция клиентоцентричности. Везде — в бизнесе, государственной власти, технологиях. Когда мы работаем со стратегией, очень важно не просто высказать наше мнение и посмотреть, что соседи делают, а поговорить с пермяками. Что они хотят от нашего города? Кто связывает судьбу с нашим городом и почему? Кто уезжает и почему? Без этого какие-то стратегические построения делать очень сложно.

Следующий принципиальный момент. Говорят, Пермь — территория инновационного развития, потому что тут технопарки. Но все технопарки «не благодаря, а вопреки». Это, в основном, частные инициативы. Если взять Казань, то там технопарки были созданы с активным участием государственной власти. Были целенаправленно созданы инвестиционные условия. У нас всё делалось законом о налоговом льготировании этих зон. И всё — дальше развития нет.

К чему я клоню? К тому, что к Олегу Чиркунову (бывшему губернатору Пермского края. — Прим. ред.) можно по-разному относиться, но он поставил амбициозную цель в свое время. Он сказал: «Всё сделаем для того, чтобы Пермь стала культурной столицей Европы». Я приглашаю всех экспертов, руководство города: давайте поставим амбициозные цели! Давайте изучим реальную ситуацию, наши возможности, и сделаем ставку на конкретный тип и форму развития, которые обеспечат процветание нашему городу и нашим потомкам, которые собираются жить в Перми. Просто сказать: «Пермь — территория инноваций» — это ничего не сказать. Этого мало. Сегодня в любой город приедешь — и он территория инноваций.

Еще один принципиальный момент: мы с вами живем в эпоху перемен. Это значит, что в следующие десять лет возникнет новый экономический уклад. По факту возникнет новая человеческая цивилизация. Очень важно, чтобы Пермь в новом разделении труда, в крушении старой экономики и старых укладов и рождении нового стала городом, который создает будущее, а не уходит в прошлое. Инноваций миллионы. А в чём инновации? В чём мы хотим быть номером один? Не просто в масштабах России, а в масштабах мира? Давайте возьмем амбициозные цели. Давайте, объединившись, все будем работать на эти амбициозные цели [...].

Надо делать ставку на постиндустриальную экономику, которая производит технологии и знания, которая обеспечивает биотехнологии и развивает жизнь. Давайте подумаем, где в этой новой экономике мы могли бы лидировать?

Отдельный вопрос, который каждого из нас должен волновать, — мы все говорим об экономике будущего. Сегодня хребтом экономики Пермского края является нефтяная отрасль. Что будет с нефтянкой через десять — пятнадцать лет? Европейский союз обсуждает сегодня вопрос о прекращении использования жидкого топлива. Что будет с нашим городом, если не будет поступлений от нефтянки? Чем мы заменим эту отрасль? Заканчивается одна эпоха, но открывается другая — зеленая энергетика как новая ценность: как жить на этой земле и не уничтожать основу жизни для будущих поколений. Как мы в этой зеленой энергетике будем? Чем заменим «Лукойл-Пермь» и выпадающие доходы из бюджета? На мой взгляд, «подход к штанге» неплохой, но я бы предложил работу продолжить и от лозунгов перейти к сущностным вещам.

Конечно, мы можем мечтать о чём угодно, но при этом должны понимать, какими ресурсами обладает город. Я просто перечислю, что у нас есть. Считаю важным сосредоточиться на тех преимуществах, которые у нас есть.

Начну с того, что мы сегодня не просто событийная столица, мы реальная культурная столица Урала. Нам нужно стать культурной столицей России и мира. К примеру, сделать из Дягилевского фестиваля фестиваль европейского и мирового масштаба. Другое направление — у нас сильная медицина, фармакология, биотехнологии как приоритетное развитие.

У нас отрицательная динамика: численность населения не только в городе, но и в крае сокращается. Что сделать для того, чтобы к нам сюда поехала молодежь? Нужно поставить задачу, чтобы мы стали местом паломничества молодежи для получения лучшего образования в стране. Сейчас эта гонка началась, и в ней надо осознанно участвовать.

Следующая тематика — это цифровая экономика. Сегодня в Перми действительно создан кластер цифровой экономики. Но гордиться тем, что мы по инновационности двадцатые, когда по масштабу и размеру населения десятые, на мой взгляд, недостаточно, чтобы сделать прорыв в будущее.

Следующая принципиальная тема — это космос. Исторически Пермь связана с моторостроением и ракетостроением. Сегодня мы с вами видим, какой бум аэромобильности и космоса происходит. Очевидно, нам нужно сделать всё, чтобы мы разместили новые высокотехнологичные производства, новые центры экономического роста на нашей территории.

Другая серьезная проблема. Мы всегда с вами гордились, что Пермь — это логистический центр, хаб, но все последние строительства железных дорог скоростных, магистралей, трансконтинентальных автомобильных дорог почему-то идут мимо нас. Мы превратились в какой-то в отворот направо или налево. Как сделать так, чтобы они прошли через нас?

Ранее мы публиковали высказывания Андрея Кузяева о бизнесе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем