Пермский центр «Грани» высказался на тему признания иностранным агентом объединения журналистов-фрилансеров «Четвертый сектор». В «Гранях» не согласны с таким решением властей, начали оказывать корреспондентам юридическую и консультационную помощь, а также настаивают на изменении законодательства об иноагентах.
В «Гранях» говорят, что одной из причин, по которым Минюст включил «Четвертый сектор» в список иностранных агентов, стала критика деятельности правоохранительных органов и органов исполнения наказания. Второй — пропаганда «лояльного отношения к сексуальным отношениям между лицами одного пола». Также свою роль сыграло участие журналистов в уличных акциях в поддержку коллег.
— Если следовать логике этого акта (внеплановой проверки Минюста. — Прим. авт.), то все три перечисленных пункта — политическая деятельность. Упустим оспаривание этой логической связки и даже допустим, что озвучить предложения правозащитников о реформировании пенитенциарной системы — это политический акт, — написала в соцсетях журналистка, одна из создателей «Четвертого сектора» Анастасия Сечина. — Политическая деятельность, которая осуществляется общественной организацией на иностранные деньги, приводит к тому, что организация признается иностранным агентом со всеми вытекающими. Но. Общественная организация «Четвертый сектор» не получала иностранных (и вообще никаких) денег за перечисленные публикации о правоохранительных органах и пенитенциарной системе. Общественная организация «Четвертый сектор» не получала иностранных (и вообще никаких) денег за то, чтобы ее учредители участвовали в уличных акциях в поддержку коллег-журналистов. Единственное, на что из перечисленного мы действительно получили поддержку от зарубежного партнера, — проект «Мы принимаем». But who cares? (в переводе — кого это волнует?).
Пермский центр «Грани заявил, что уже начал оказывать поддержку корреспондентам, ранее входившим в «Четвертый сектор» (накануне признания иноагентом объединение объявило о закрытии).
— Центр «Грани» оказывает юридическую и консультационную помощь объединению и считает, что перед нами новое подтверждение «усмотрительного» применения законодательства об иностранных агентах, — сообщили общественники. — Этот подход строится на избирательных, идеологически окрашенных трактовках «политической деятельности» и первоочередной роли факта получения финансирования из-за рубежа. Мы знаем, что «Четвертый сектор» не занимался ничем, кроме честной журналистики, создания продуктивных медиапартнерств и развития новых форматов взаимодействия с изданиями и медиапотребителями. Нас особенно заботит пункт в «обвинениях» Минюста о привлечении внимания «Четвертым сектором» к проблеме «исключенных групп». Этот ракурс в работе объединения, напротив, по нашему мнению, уменьшает исключенность и увеличивает общественное понимание разнообразия и милосердия в России.
В «Гранях» надеются, что все журналисты объединения продолжат эту важную общественную и профессиональную деятельность. Также в центре заявляют о необходимости пересмотреть законодательство об иностранных агентах «в связи с вновь проявившимися рисками его применения».
За годы своей работы «Четвертый сектор» подготовил множество публикаций, среди которых были расследования, серьезные разборы важных проблем, репортажи. Материалы медиапроекта публиковали в крупнейших СМИ страны.
Много материалов «Четвертого сектора» вышли на 59.RU. Журналисты разбирались, как так вышло, что рядом с жилыми домами в пермском микрорайоне Запруд появился нефтепровод, из-за которого местных жителей решили выгнать с их участков. Спустя некоторое время вышла вторая часть расследования.
В 2019 году, после того как двое пермских подростков с ножами напали на младшеклассников и их учительницу, «Четвертый сектор» начал специальный проект «Школа». Авторы исследовали и писали, как устроена школьная система безопасности, что с ней не так и как сделать, чтобы учиться и преподавать стало безопаснее.
Полный список работ авторов «Четвертого сектора» мы публиковали ранее здесь.