Город подробности Экс-реабилитант центра «Титан», сотрудников которого обвинили в похищении людей, рассказал, как лечился там

Экс-реабилитант центра «Титан», сотрудников которого обвинили в похищении людей, рассказал, как лечился там

Мужчина согласился анонимно рассказать о своем опыте

26 января в центр «Титан» пришли сотрудники Росгвардии и полиции. Семь сотрудников «Титана» были задержаны

В январе 2022 года в селе Кояново под Пермью сотрудники полиции, Следственного комитета и Росгвардии задержали работников реабилитационного центра «Титан». Семерых сотрудников центра подозревают в похищении и незаконном удержании людей организованной группой лиц. Каждому подозреваемому грозит до 15 лет колонии. Мы поговорили с бывшим реабилитантом «Титана» об условиях содержания в центре.

Что говорит следствие


Сотрудников центра «Титан» задержали 26 января. По версии следствия, находившиеся в центре для наркозависимых граждане не имели возможности покинуть центр по своему желанию. В релизе СУ СК Прикамья сообщалось следующее: «Некоторых из них доставляли в центр принудительно, с применением физической силы либо обмана, при этом соучастники достоверно знали, что принудительные меры медицинского характера применяются только по решению суда».

26 января суд избрал фигурантам дела меру пресечения — СИЗО. По словам адвоката одного из фигурантов, уголовное дело возбудили после заявления одного из подопечных «Титана» в 2020 году о том, что его удерживали в центре. Уголовное дело возбудили в 2022 году.

Центр «Титан» принадлежит автономному некоммерческому обществу «Титан». По данным сервиса «Контур.Фокус», до июля 2021 года его учредителями и участниками — то есть принимающими участие в хоздеятельности организации — являлись известный психотерапевт Юрий Вагин, психолог и учредитель его ООО «Психологический Центр Юрия Вагина» Ольга Раева и Денис Клобуков. Клобуков работает директором «Титана», а с июля 2021 года вошел в список учредителей и участников «Титана». С сентября 2021 года в «Контур.Фокусе» нет более свежих данных по учредителям.

Адвокат Иван Хозяйкин подробнее рассказывал о работе «Титана». В центр обращались как родственники нарко- и алкозависимых, игроманов, так и сами зависимые лица. При согласии на реабилитацию заключали договор. Содержание в центре было платным — 40 тысяч рублей в месяц, деньги шли на питание реабилитантов, оплату коммунальных услуг.

В обязательном порядке проводилась беседа с потенциальным реабилитантом, ему разъяснялись условия пребывания в центре, и если человек соглашался, то ехал в центр. Все эти действия фиксировались на видеозапись.

Ссылаясь на слова своего подзащитного, адвокат Хозяйкин сообщал 59.RU, что в «Титане» были постоянные проверки, в том числе полиции, прокуратуры, все они проходили в обычном режиме. Не было выявлено ни одного нарушения. Более того, центр «Титан» по итогам отбора в 2020 году вошел в госреестр социально ориентированных организаций, имеющих право претендовать на получение субсидий от государства, данное право было сохранено за центром и в 2022 году.

«Когда человек находится уже на самом дне, он всё равно ищет какой-то выход»


Андрей (имя изменено по просьбе героя) сам обратился в редакцию 59.RU, когда узнал о том, что произошло в реабилитационном центре. Он лечился в «Титане» в 2010 году.

Андрей начал выпивать с 16 лет. Вернувшись из армии в 2003 году, он встретил девушку, женился, после появился ребенок, у мужчины были и работа, и семья. Андрей мог уходить в запои, а мог не пить неделю, но срывался. Уже тогда понимал, что нуждается в помощи, но ничего для этого не делал. В 2009-м жена ушла, а он рисковал отправиться в тюрьму за кражу — вынес с завода вместе с коллегами металлоизделия, чтобы продать.

Два месяца Андрей провел в СИЗО, суд по итогу назначил ему пять лет условно, потому что соучастники вернули всю украденную продукцию. Кроме того, Андрей согласился содействовать следствию, всё это позволило смягчить наказание.

После суда запои продолжались, Андрей попробовал наркотики, играл в автоматы, которые тогда еще не были запрещены.

— Все уже отвернулись от меня тогда, кроме матери, — говорит мужчина. — Но я сам хотел что-то изменить и понимал, что мне нужна чья-то помощь, я понимал, что не справляюсь, были уже мысли о суициде. Я загуглил в интернете, кто помогает таким, как я. Искал центры помощи. В поисковой строке вышел центр «Титан». Тогда в последний раз попросил маму помочь, мы вместе съездили с ней в центр, она помогла оплатить месяц реабилитации. Помню, встретил там тогда Юрия Вагина. Он сказал: «Если тебе такая жизнь надоела и ты готов уехать из социума, чтобы тебе ничего не мешало, мы готовы тебе помочь». И с этого момента началась другая жизнь.

«Титан» открылся в 2009 году, Андрей стал одним из первых реабилитантов центра. Тогда он находился не в Кояново в Пермском районе, а в Перми, в микрорайоне Юбилейный. По воспоминаниям мужчины, одновременно с ним там проходили реабилитацию порядка 13 человек, на втором этаже размещали мужчин, на третьем — женщин. На первом этаже размещался большой обеденный зал. Работал с реабилитантами один консультант, как дежурный он оставался в центре и на ночь. Андрей провел в центре месяц.

Собеседник вспоминает: реабилитанты жили по распорядку дня, подъем был в шесть часов утра, после делали коллективную зарядку. Кормили четыре раза в день. В центре был приглашенный повар, Андрей говорит, что готовили вкусно, в еде никто не нуждался. После завтрака были 40-минутные занятия с психологом в малой группе, после перерыва — в большой.

— Например, в малой группе мы работали по разбору анализа, — рассказывает мужчина. — В течение дня просто пишешь мысли. Рядом — колонка с чувствами. Там прописываешь чувства, в которых ты пребывал, когда эти мысли были…

Свободное время у реабилитантов в будни было с 15 до 17 часов, полностью свободным днем было воскресенье. Реабилитанты смотрели телевизор, занимались спортом, гуляли. Отбой — в 22 часа, на ночь в центре оставался один сотрудник.

— Силой там никого не держали, это я могу хоть в суде подтвердить. Двери были открыты, — отмечает Андрей. — Единственный момент: когда у реабилитанта была ломка или его тянуло на наркотики, его размещали не в общих комнатах, а в отдельной. Там он физически снимал свою ломку, чтобы это не происходило на глазах у других. Медикаментозные средства не использовали. То есть, например, приезжал человек, который три недели пил, его трясет, у него похмелье. Три дня ему лучше побыть в отдельной комнате, чтобы прийти в себя. По сути, их временно дистанцировали от других.

Программа «12 шагов», по которой работали с реабилитантами центра, основана на взаимопомощи: зависимые помогают друг другу.

— Каким образом? Все зависимые — они же закрытые люди. Всё внутри себя, — поясняет мужчина. — А тут один зависимый делится с другим своими переживаниями, он готов делится, как проживает свою ситуацию. Другой зависимый видит эту картину и тоже старается открываться. Проговаривают многие моменты. И через это и идет проработка проблемы. Тут идет работа с эмоциональным состоянием. Почему «12 шагов»? Это условные шаги, каждый из них — преодоление своей зависимости. На первом шаге ты признаешь, что у тебя есть зависимость, признаешь свое бессилие против этой зависимости, признаешь, что нужна помощь. Второй шаг: признаешь, что есть сила, которая вернет здравомыслие. В «Титане» я прошел три шага. Уже в социуме я делал следующие шаги. Самое трудное — это пройти первый шаг. Это внутренняя перезагрузка. Понимаете, зависимость — это на всю жизнь, как диабет. Но эти мысли — «надо выпить» — я научился пресекать на корню.

Андрей отмечает: даже сейчас, спустя годы, он не пьет. Не потому что не хочет, а потому что контролирует тягу.

— За месяц реабилитации мне дали понимание, объяснили, что такое зависимость, дали инструменты, — говорит мужчина. — А дальше — уже мой выбор. С этими знаниями я до сих пор живу. Вы думаете, мне выпить неохота? Конечно, охота, но вместо пива я беру лимонад и точно так же пью его. «Титан» должен продолжать работать дальше, потому что центр помогает людям. Многие же не понимают, что с ними происходит. Когда человек находится уже на самом дне, он всё равно ищет какой-то выход. И очень важно, когда он находит такую помощь. Я, если бы сразу нашел такой центр, раньше бы стал жить по-другому. Недавно я общался с еще одним бывшим зависимым, который тоже был в «Титане». В свое время он не по своей воле туда поехал, а по просьбе жены. Через неделю он сбежал из «Титана», потому что была ломка. Но потом сам вернулся в «Титан» и всё-таки прошел курс. Сейчас он не употребляет наркотики.

Андрей до сих пор общается с людьми, которые были на реабилитации в то же время, что и он. После излечения к нему вернулась жена. Мужчина возил в «Титан» и брата, он провел на реабилитации три месяца. Брат перестал пить и курить. А вот отца Андрею спасти не удалось — он тоже пил и умер в 2010 году, когда мужчина только вылечился.

— Отцу я предлагал пойти в «Титан», он отказался. Мне он сказал так: «Я уже прожил свою жизнь, теперь вы живите», — вспоминает Андрей. — Его устраивало это положение дел, я всё равно сделал так, что у него не было доступа к алкоголю. Возможно, это была ошибка. Отец пил постоянно, и организм уже привык к таким дозам спиртного. Было так, что трезвым он был неадекватным, а когда выпил — нормальным. Я такое в деревнях видел. Люди пока не выпьют, не работают.

Андрей отмечает, что готов дать показания как свидетель в защиту «Титана».

— Многое зависит от того, с какой мотивацией человек туда приехал, — отмечает бывший реабилитант. — Те, кто туда пришел при мне, не отказывались лечиться и продолжали реабилитацию до конца. Все четко понимали, почему и для чего там находятся.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем