12-летнему Андрею Волкову в 1996 году в два этапа поставили плановую прививку от клещевого энцефалита. У ребенка были медицинские противопоказания, а именно аллергия на некоторые продукты — это является медицинским отводом для такой вакцинации. У Андрея началась сильная реакция, которая привела к тому, что у мальчика полностью отказали ноги. Теперь он передвигается на коляске. Отец Андрея подал иск спустя 27 лет, суд вынес решение в его пользу: выплатить мужчине 1,5 миллиона рублей.
Ранее мы писали об этой ситуации. Как сообщал 59.RU Евгений Козьминых, руководитель пермской Медико-правовой коллегии, представляющей в суде интересы семьи пострадавшего, первую прививку мальчик перенес нормально, хотя появились вялость и сонливость. А после второй упал прямо в кабинете медика и пролежал там 40 минут, пока ехала скорая помощь. В ожидании врачей Андрею предложили только нашатырь. Козьминых настаивает: врач должна была дать мальчику адреналин и преднизолон, оказывающий противошоковое и противоаллергическое воздействие. В таком случае, уверен специалист, тяжких последствий бы не было. Но было упущено время.
Диагноз Андрея — полный спинальный паралич. После прививки он три года лежал в больнице, но восстановить здоровье не удалось. Будучи подростком, он оказался прикован к коляске. По словам отца, восстановить позвоночник предлагали в клинике Израиля за 238 тысяч долларов. Таких денег у родителей в 1990-е годы не оказалось.
Изначально в возбуждении уголовного дела по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» семье было отказано, следователи не нашли состава преступления. Евгений Козьминых настоял на проведении второй судмедэкспертизы бюро СМЭ Москвы. Эксперты пришла к выводам: «У Волкова имелись противопоказания к прививке, так как ранее возникали аллергические реакции на пищу. Неприменение работниками медицинского кабинета мер по экстренному лечению наступившей реакции является недопустимым. Любая задержка с началом адекватного лечения аллергической реакции влечет за собой резкое увеличение распространения и тяжести тканевых поражений».
В 2007 году Андрей Волков обратился в суд с иском к ГДБ-24 о возмещении вреда здоровью и требованием обязать ответчика выплачивать ежемесячно по 4144 рубля (речь идет о размере прожиточного минимума на тот период). Тогда Кировский суд вынес решение взыскать с ГДБ-24 в пользу Волкова единовременно 22,7 тысячи рублей и по 3431 рублю ежемесячно.
По словам юриста Козьминых, ранее не было возможности подавать иски родственникам пострадавшего, компенсацию мог получить только сам потерпевший. Всего несколько лет назад ввели судебную практику, что компенсацию могут получить прямые родственники, при этом дела о вреде здоровью не имеют срока давности. Мать потерпевшего вновь обратилась в суд с иском о компенсации морального вреда в 2021 году. Женщине присудили миллион рублей за причинение морального вреда.
Также подать иски имели право отец и родная сестра Андрея. В 2022 году отец потерпевшего воспользовался этим правом. 28 февраля 2023 года Кировский районный суд Перми вынес решение выплатить отцу Андрея Волкова компенсацию морального вреда в размере 1,5 миллиона рублей.
— Состоявшиеся решения отражают современный подход судебной практики к взысканию компенсации морального вреда в пользу родственников пациентов, ставших инвалидами, — отметили в пермской Медико-правовой коллегии. — В прежние годы (в начале 2000-х) суды отказывали родственникам пострадавших пациентов на основании того, что лично им такой вред здоровью не причинен.
Ранее мы рассказывали историю мальчика, у которого развился ДЦП после вспышки инфекции в роддоме. Здоровый ребенок стал инвалидом из-за халатности врачей.