Практически любой пермяк знает, что зоопарк расположен на территории снесенного кладбища. Но за триста лет в городе ликвидировали далеко не одно место для погребения. Многие освободившиеся участки позже застроили. Рассказываем, что сейчас находится на месте бывших могил.
Зоопарк — Архиерейское кладбище
В этом году наконец-то начали перевозить животных в новый зоопарк на улице Свиязева. Пока речь лишь о кроликах, мелких грызунах и домашних птицах, но власти обещают, что постепенно к ним присоединятся и другие. Одна из главных причин переезда на новое место — сейчас оно занимает территорию в начале улицы Монастырской, где раньше располагалось Архиерейское кладбище.
Людей здесь хоронили больше 120 лет — с начала XIX до первой трети ХХ века. Многие из них были значимыми для города и региона личностями, в том числе:
главный начальник горных заводов Уральского хребта Александр Богуславский;
ученый-биолог Бронислав Вериго — автор учебника «Общий курс физиологии животных и человека», по которому долгое время учились студенты-медики и биологи;
ученый-ботаник Александр Генкель — основатель Ботанического сада при Пермском университете, в честь которого названа улица в Перми;
врач Федор Граль — тот самый доктор Граль, памятник которому установлен у горбольницы № 2. Он известен борьбой с оспой и холерой в Пермской губернии;
директор Пермской мужской гимназии Иван Грацинский — тайный советник, почетный гражданин Перми;
предки Сергея Дягилева: прадед — губернский казначей Дмитрий Дягилев, дед — заводовладелец, меценат Павел Дягилев, бабушка — Анна Дягилева;
купец первой гильдии, пароходчик и меценат Иван Любимов;
известная благотворительница Анна Любимова, в особняке которой сейчас располагается Пермский ТЮЗ;
мать купца, пароходчика и мецената Николая Мешкова (в его доме теперь находится краеведческий музей) Елена Мешкова.
В 1930-е кладбище уничтожили. Части каменных надгробий использовали на стройках, например, при возведении одного из корпусов областной больницы (сегодня это Краевая клиническая больница). На обелиске Елены Мешковой заменили надписи и установили его на могиле советского хозяйственника на Егошихинском кладбище.
«Губерния» — Балатовское кладбище
На месте, где сегодня стоит пермский дом народного творчества «Губерния», в первой половине ХХ века располагалось Балатовское кладбище. Оно, к примеру, отмечено на плане города Молотова (так называлась Пермь) 1948 года. Кладбище занимало территорию вдоль шоссе Космонавтов (тогда оно было Казанским трактом) от улицы Советской Армии до улицы Братьев Игнатовых.
К середине 1960-х кладбище закрыли (хотя здесь еще какое-то время находили остатки надгробий). На участке сначала разбили сквер, а затем построили Дворец культуры Гознака — он торжественно открылся в феврале 1975 года. Печатная фабрика передала здание в краевую собственность в 1999 году, с этого времени его занимает Дом народного творчества.
Гимназия № 4 — кладбище Успенского женского монастыря
Здание гимназии № 4 имени братьев Каменских находится на участке, где раньше располагалось одно из двух кладбищ Успенского женского монастыря. Оно примыкало к церкви Жен-Мироносиц. Кладбища действовали с 1870-х по 1920-е годы. На месте второго, по улице Плеханова, сегодня стоят жилые дома.
На территории самого монастыря, в церкви-усыпальнице, были похоронены представители известной купеческой династии Каменских. А на кладбище при монастыре — геолог, профессор Пермского университета Борис Поленов и основатель первого в России фосфорного завода Евграф Тупицын.
Во время строительства школы (тогда она носила номер 92) в конце 1940-х на этой территории натыкались на останки — об этом несколько лет назад 59.RU сообщила монахиня Успенского монастыря Мария.
— Местные жители рассказывали, что когда они были детьми, здесь находили черепа и играли ими в футбол, — поделилась Мария. — А однажды нашли цинковый гроб с окошечком, через которое было видно, что погребенный человек с рыжей бородой полностью сохранился, видимо, за счет образовавшегося вакуума. Это гроб подняли из земли и увезли.
Парк Рабочего поселка — Прокопьевское кладбище
Одна из главных улиц Мотовилихи — Уральская — в XIX веке именовалась Ново-Кладбищенской (или просто Кладбищенской). Все сразу понимали, о чем речь, так как вдоль улицы располагалось большое кладбище — его называли Прокопьевским или Мотовилихинским.
Тут хоронили на протяжении примерно ста лет, до 1920-х. Затем на территории бывшего кладбища разбили сквер (сегодня это парк имени Свердлова). Металлические надгробия тогда отправили на переплавку на Пермский машиностроительный завод.
В целом на кладбище было похоронено более 60 тысяч человек, одним из них был старший брат знаменитого балетмейстера Михаила Фокина — Николай Фокин. Он руководил военным гарнизоном Перми.
Высотки в Мотовилихе — кладбище при храме
В районе перекрестка улиц Уральской и Ивановской сегодня стоят панельные высотки, но в первой трети ХХ века участок выглядел по-другому. На месте дома 53 по Уральской находилась Никольская церковь (храм святителя Николая Чудотворца) по проекту известного архитектора Александра Турчевича, а рядом с ней — кладбище. Здесь хоронили благотворителей, на деньги которых построили храм, а также священников, служащих Пермских пушечных (то есть Мотовилихинских) заводов. Тут же располагалась братская могила солдат Белой армии.
На этом кладбище были похоронены:
казначей Пермских пушечных заводов Иоанн Иванов, коллежский асессор;
бухгалтер Пермских пушечных заводов Александр Рябухин, надворный советник;
попечительница церковно-приходской школы Евгения Темникова, жена последнего горного начальника Пермских пушечных заводов Ивана Темникова, и другие.
Храм взорвали и кладбище ликвидировали в августе 1931 года.
Отдельные захоронения
В Перми также сохранились отдельные захоронения вне кладбищ или напоминания о них. В основном, речь о братских могилах.
У диорамы: летом 1918 году на Вышке похоронили представителей комитета бедноты из Мотовилихи: Шадрина, Норина, Никитина, Решетова, Шарфутдинова и Пигасова. Полгода спустя могилу разрушили, а в 1970-м на ее месте открыли музей-диораму (Огородникова, 2).
У колледжа: могила Николая Славянова, изобретателя электрической дуговой сварки металлов, расположена перед зданием колледжа его имени — на Уральской, 78. После смерти в 1897 году известного инженера похоронили на кладбище Свято-Троицкого собора, но в 1948 году его останки торжественно перенесли на новое место.
У монастыря: братская могила красногвардейцев и чекистов Мотовилихи располагается на улице 1905 года. Раньше она находилась внутри трамвайного кольца, но двадцать лет назад его демонтировали. Сейчас территория относится к Свято-Троицкому Стефанову мужскому монастырю (Висимская, 4а).
У театра: могила участников Гражданской войны начала ХХ века Павла Хохрякова и Степана Большакова была разрушена еще в 1918 году. На ее месте в сквере у театра оперы и балета (Петропавловская, 25а) в 1969 году установили бюст Павлу Хохрякову.
Где еще в Перми раньше хоронили людей
Александровское кладбище в начале ХХ века располагалось на правом берегу реки Егошихи напротив Красных казарм.
Верхнемуллинское сельское кладбище в первой трети XX века размещалось на территории современного Индустриального района — вдоль трамвайных путей у остановки «Школа», между Первой и Второй Верховыми улицами. Не нужно путать его с другим Верхнемуллинским кладбищем, которое закрыто, но при этом сохранилось — между Третьей и Пятой Ипподромными улицами (здесь хоронили в середине ХХ века).
Военное Михайловское кладбище занимало участок у Егошихинского кладбища, где сейчас стоит АЗС.
Единоверческое (кержацкое) кладбище можно было увидеть на правом берегу реки Данилихи в современном Ленинском районе, между улицами Крисанова (она именовалась Камышловской) и Матросова (тогда — Ирбитская). Здесь хоронили староверов, которых называли кержаками по прежнему месту жительства — у берегов реки Керженец под Нижним Новгородом. Кержаки перебрались в Пермскую губернию в начале XVIII века, когда на родине разгромили их скиты. Кладбище прекратили использовать еще в XIX веке: уже в 1885 году в плане города его указывали как бывшее.
Кладбище в Костарево в 1880-е и позже находилось в районе проспекта Октябрят на берегу реки Ивы. Сегодня здесь частный сектор, стоят жилые дома.
Кладбище Петропавловского собора в первой половине XVIII века располагалось на участке между самим собором и первым домом по улице Петропавловской. Здесь были похоронены священники Петропавловской церкви: первый — Алексий Евсегнеев и второй — Кондратий Любимов, отец родоначальника купеческой династии Любимовых.
Кладбище Свято-Троицкого собора на Висимской, 4а относилось к действующим с 1820-х годов до начала XX века. Здесь были похоронены настоятели Свято-Троицкой церкви Василий Земляницын, Евфимий Конюхов и Александр Попов, а также другие представители духовенства, сотрудники Мотовилихинского медеплавильного завода и меценаты храма. Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь по этому адресу существует и сейчас, но кладбище ликвидировали еще в 1948 году.
Кладбище Сергиевской военной церкви занимало участок на батальонном дворе: между улицами Верхотурской, Ильинской, Соликамский (сейчас это соответственно улицы Островского, Швецова и Горького), а также Малой Ямской. Церковь разрушили в 1919 году, тогда же, предположительно, убрали кладбище.
Холерное кладбище в конце XIX века занимало площади неподалеку от станции Пермь II — слева от железной дороги.
Ранее мы разбирались, территории каких закрытых производств в Перми сейчас застраивают. Также мы рассказывали, что старинную могильную плиту вдовы пермского протоирея Протасова обнаружили в Екатеринбурге, и выясняли, откуда на карте Перми взялась «река мертвых» Стикс, отделяющая Егошихинское кладбище от города.
При подготовке использована информация из справочника «Некрополи Перми», из публикаций историка Владимира Колбаса в сборниках материалов краеведческих Смышляевских чтений, а также с сайта «Некрополи Перми... и не только».