Выражением «Дунька с Бахаревки» в Перми обозначают странную девушку или женщину, которая выглядит экзотично или смешно. На самом деле жительниц Бахаревки, конечно, не опознать в толпе по такому признаку: они выглядят как остальные пермячки. Но в местном словаре словосочетание закрепилось.
При этом название Бахаревка в Перми встречается как минимум трижды: так именуют не только микрорайон, но и железнодорожную станцию, а также аэропорт (давно не действующий). А еще Бахаревка — это деревня под Пермью. Она, можно сказать, мать всех Бахаревок: именно от деревни название перешло к остальным.
Разбираем, как появились все пермские Бахаревки и их названия, а также почему одну из них связывают с Авиагородком.
Деревня
В документах деревню Бахаревку впервые упомянули еще в 1766 году, а через сто лет в ней записали двенадцать дворов и более пятидесяти жителей. Селением владело семейство Бахаревых, это закрепилось в названии.
Фамилия Бахаревых происходит от прозвища или нецерковного имени Бахарь, которое носил ее основатель. «Бахарями» в разных регионах Российской империи называли сказочников, рассказчиков и хвастунов. В пермских говорах слово использовалось в значении «говорун, краснобай». То есть первый Бахарев, вероятно, был человеком, который мог уболтать кого угодно.
Сначала деревню именовали немного непривычно: не Бахаревка, а Бахарева. Так ее, к примеру, обозначала Наталья Бахарева (сестра известных пермских благотворителей Каменских), которая в 1863 году в память об умершем муже заложила женскую иноческую общину — позднее та выросла в Бахаревский женский монастырь.
У женской обители было большое хозяйство. Сестры занимались не только земледелием и рукоделием, но и (неожиданно!) производством кирпича. С 1889 года здесь работала церковно-приходская школа. При монастыре имелся пруд, где разводили рыбу. В 1915-м тут проложили водопровод.
В советские годы монастырь ликвидировали, а на его территории открыли санаторий «Подснежник» для детей с психоневрологическими заболеваниями. Но после распада СССР, в конце 1990-х, в деревне вновь появился храм, а потом и женский монастырь. Сегодня это основная достопримечательность Бахаревки и место притяжения верующих и паломников.
Станция
Место остановки электричек упоминается в песне пермского музыканта Константина Завалина: «Вроде весна и не близка, но по стальным мосткам // Гонят слона со станции Бахаревка». Слонов, правда, вы тут вряд ли увидите. Но саму станцию сможете разглядеть по пути в Кунгур или Кишерть.
Станции больше ста лет: поезда начали ходить по железной дороге Пермь — Кунгур — Екатеринбург еще в 1909 году. Для остановочного пункта рядом с деревней в то время не стали придумывать специального названия: была одна Бахаревка, стало две. Деревянный вокзал по проекту известного архитектора Феофана Вольсова и водонапорная башня рядом с ним сохранились до сих пор, постройки являются объектами культурного наследия Пермского края.
Территорию рядом со станцией тоже называют Бахаревкой, что может вызвать путаницу: несколько улиц относятся к Свердловскому району Перми, хотя деревня (она совсем близко) — это Пермский муниципальный округ.
Микрорайон
Микрорайон Индустриального района, который сегодня нередко называют Бахаревкой, вырос на месте двух небольших деревень: Столяры и Сидорова. Их фиксировали еще в 1930 году, но в конце 1940-х уже появился поселок Авиагородок. В списке на сайте администрации Индустриального района вы и сегодня не найдете Бахаревку, есть только Авиагородок.
Откуда «самолетное» имя? Дело в том, что в 1945-м в Молотов (так тогда называлась Пермь) из Челябинской области перевели школу авиамехаников, на базе которой пять лет спустя создали военное авиационно-техническое училище (ВАТУ). Учебное заведение было известным по всему Советскому Союзу, его посещали знаменитые военные, в том числе — маршал Георгий Жуков.
Семьям сотрудников авиашколы нужно было где-то жить, и количество домов в поселке Авиагородок постепенно росло. Военно-строительные части возводили не только одно- или двухэтажные деревянные бараки, но и каменные дома высотой до четырех этажей. Был тут и свой детсад, и клуб при ВАТУ, где устраивали кинопоказы. Когда из микрорайона Городские Горки сюда перевели авиаотряд, людей стало еще больше.
Уже тогда в разговорах поселок стали именовать Бахаревкой по аналогии с деревней и станцией, расположенными неподалеку. Сегодня оба названия — Бахаревка и Авиагородок — иногда используют как синонимы и обозначают ими одну довольно большую территорию. Но чаще Бахаревкой и Авиагородком называют два микрорайона-соседа площадью поменьше, граница которых проходит по улице Свиязева. При этом Авиагородок — это зона жилой застройки, а Бахаревка — общественно-деловой (проще говоря, без домов). В таком варианте, к примеру, микрорайоны указаны на «Яндекс.Картах». Есть и третий вариант: Авиагородок не выделяют, включая его территорию в микрорайон Нагорный (такую картину вы увидите в справочнике 2ГИС).
В 1999 году ВАТУ ликвидировали, вместо военного училища на Карпинского, 125 сначала организовали колледж ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний), а в 2005-м — Пермский институт ФСИН. Помимо него, значительную часть Бахаревки занимают парк Победы в месте пересечения улиц Карпинского и Свиязева (он был заложен в 1985 году), а также аэродром.
Аэропорт
Территория аэродрома Бахаревка сегодня пустует, хотя когда-то здесь располагался аэропорт с регулярными рейсами в города Пермской области, а также Казань, Ижевск, Куйбышев (Самару), Москву и Ленинград (то есть Санкт-Петербург).
Аэропорт открыли в 1957 году и назвали Бахаревкой по месту расположения (точно так же получил свое имя аэропорт Большое Савино). Переехавший из Мотовилихи авиаотряд к тому времени располагал 34 самолетами. Здание аэровокзала тогда было деревянным, взлетно-посадочная полоса — грунтовой. Билет до Москвы стоил 340 рублей (или 34 рубля после деноминации 1961 года), до Ижевска — 95 рублей (9,50 после деноминации), до Соликамска — 70 рублей (7 рублей после деноминации).
Главным аэропортом Молотова Бахаревка оставалась недолго: в 1965-м Большое Савино стали использовать не только как военный, но и как гражданский аэродром. Межрегиональные маршруты перевели туда. За Бахаревкой остались внутренние рейсы.
Аэропорт закрыли в конце 1990-х, когда ликвидировали ВАТУ. Авиаотряд перебазировался в Большое Савино.
Территорию Бахаревки не раз предлагали застроить многоэтажками. Первые проекты появились еще в 1960-е. В 2007 году столичный застройщик «ПИК» выкупил 124 гектара земли и объявил, что к 2010 году планирует построить первые 60 тысяч квадратных метров (дома высотой в 9–25 этажей), а к 2025-му — освоить все пустующие 500 гектаров. Проект «Ново-Бахаревки» разрабатывала компания из Сингапура.
После кризиса 2008 года идею отложили, но в 2013-м снова к ней вернулись. На 129 гектарах земли готовились возвести миллион квадратных метров жилья. Первые квартиры обещали сдать уже в 2014-м, причем по низкой цене — менее 1 миллиона рублей за однушку или студию. Но в 2014 году грянул новый кризис, после чего ПИК стал распродавать участки на Бахаревке.
На одном из них (площадью 39 гектаров) компания «Сатурн-Р» в 2019 году собралась строить жилой комплекс «Аркаим-Экополис», но вновь не сложилось. В апреле 2023-го «Сатурн-Р» продал эту землю, так как сменилось ее зонирование — здесь запретили жилую застройку.
Ранее мы разбирались, как получили свои названия микрорайоны Заимка и Молодежный, Центральная Усадьба и Крольчатник, Гарцы и Загарье, Кислотные дачи, Банная гора и Липовая гора.
При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, Пермского партархива, «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля, книги Виктора Семянникова «Микрорайоны города Перми» и его газетных публикаций, журнала «Ретроспектива», газеты «Православная Пермь».