Если улица носит имя Пушкина или Ленина, легко определить, в честь кого она названа. Но метод всеобщего знания срабатывает далеко не всегда. В советские годы улицы нередко называли именами людей, ценных для властей того времени, но сегодня подзабытых.
Рассказываем о двух улицах Перми, носящих имена когда-то очень популярных писателей.
Улица Глеба Успенского
Небольшая улица в Свердловском районе делится на две части: сначала идет от Комсомольского проспекта до Куйбышева, затем немного смещается вправо и продолжается вплоть до Елькина. Она появилась в 1949 году как часть микрорайона Громовского (его историю мы уже подробно разбирали), который активно застраивали после Великой Отечественной войны.
Самые заметные здания на улице Глеба Успенского — кинотеатр «Кристалл» на перекрестке с Компросом и торговый центр «Триада» на пересечении с Куйбышева.
«Кристалл» официально открылся в конце 1960 года, став первым панорамным кинотеатром Перми. В начале 2000-х старое здание разобрали, а на его месте возвели новое, при этом кинотеатр сохранил свое название. В конце февраля этого года «Кристалл» завершил свою работу, но здание пустовало недолго: сюда переехала «Пермская синематека» (раньше она располагалась в «Премьере»), а часть площадей выделили под молодежные организации.
«Триада» — это бывший Дом культуры строителей (а также ДК Профсоюзов), который принял первых гостей в 1957 году. Здесь имелся не только большой зрительный зал со сценой, но и спортзал, а также киноаппаратная. В советские годы здание выглядело совсем иначе, потом его перестроили.
Глеб Успенский, подаривший свое имя улице, — русский писатель и публицист XIX века, которому были близки идеи народничества. Он родился в 1843 году в Туле в семье секретаря палаты госимуществ. С семнадцати лет жил отдельно от родных. Год отучился в Петербурге на историко-филологическом факультете местного университета, потом переехал в Москву. Но окончить там университет не смог: перестало хватать денег после смерти отца, нужно было работать.
Первый писательский опыт Глеб Успенский получил еще летом 1862 года, когда начал подрабатывать в разных изданиях. К примеру, в журнале Льва Толстого «Ясная Поляна» он трудился под псевдонимом Г. Брызгин. Когда в 1863-м Успенский вернулся в Петербург, пришел черед других толстых журналов, где он продолжил публиковать свои очерки. Талант молодого человека оценили: Некрасов пригласил его в журнал «Современник», где вышли «Нравы Растеряевой улицы» (16+) — эта серия очерков Успенского входит в число самых известных. В «Нравах» Глеб Успенский описал хорошо знакомую ему провинциальную жизнь, ничего не приукрашивая. К наиболее популярным произведениям также относятся циклы очерков «Из деревенского дневника» (12+) и «Власть земли» (16+).
Несмотря на успехи, постоянного заработка (и постоянной работы) у Успенского не было. Он брался за любые заказы, писал очень много и наспех. Лишь в 1868 году сложилось стабильное сотрудничество с журналом «Отечественные записки», и вплоть до закрытия в 1884-м Успенский публиковал свои произведения именно здесь.
В первой половине 1870-х Глеб Успенский жил за границей — в Германии, Франции и Великобритании. Там сблизился с представителями партии «Земля и Воля», от которой позднее откололась «Народная воля». С народовольцами Успенский продолжил свое общение и позже.
Вернувшись в Россию, Успенский некоторое время поработал в управлении Сызрано-Вяземской железной дороги. Решив, что ему нужно изучить жизнь крестьян, поселился в деревне Сябреницы в Новгородской губернии. Затем, в конце 1879 года, вернулся в Петербург. Идеи для очерков и повестей он при этом искал не только в том, что его окружало: Успенский путешествовал по России, ездил на Кавказ и в Сибирь.
Последние годы жизни Глеб Успенский провел в новгородской больнице для душевнобольных: нервное расстройство у него началось еще с 1889 года. В 1902 году писатель умер от паралича сердца, 58-летнего Успенского похоронили в Петербурге.
Улица Анри Барбюса
Это совсем короткая улица — всего три квартала от речки Ивы через Лифанова до Хрустальной. Привычное сегодня имя получила в 1940 году. До революции 1917 года называлась Инженерной, в первые советские годы недолго носила фамилию Решетникова.
Главная достопримечательность улицы Барбюса — водонапорная башня, построенная в 1905 году. Она снабжала водой госпиталь Мотовилихинского пушечного завода (сегодня на Грачева, 12 располагается детская поликлиника) и дома рядом с ним, а также детский приют (многие наверняка помнят школу № 48, что позднее располагалась в здании на Уральской, 67).
В 1930-е от башни зависело водоснабжение Рабочего поселка и Запруда. Но тридцать лет спустя она стала не нужна: построили чусовской водозабор. С 1960-х до начала 2000-х водонапорная башня понемногу ветшала, потом перешла в частную собственность и новые хозяева, отреставрировав ее, стали сдавать помещения в аренду.
Как и Глеб Успенский, Анри Барбюс был писателем. Правда, французским, но это не помешало его имени закрепиться в названиях улиц во множестве городов Советского Союза, в том числе — в Перми.
Чем же он был так дорог советскому государству? Во-первых, Барбюс был писателем-коммунистом. Во-вторых, являлся страстным поклонником СССР. А в третьих — не стеснялся в своих произведениях прославлять генсека ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина.
Анри Барбюс родился в 1873 году в пригороде Парижа в семье писателя-драматурга Адриена Барбюса. Сын проникся отцовской любовью к литературе и окончил филологический факультет Сорбонны, но далеко не сразу стал известным. Его первые поэтические произведения и романы прошли мимо массового читателя, так что Барбюс зарабатывал на хлеб с сыром написанием театральных рецензий и политических колонок. Всё изменилось с началом Первой мировой войны. В 41 год Анри Барбюс пошел добровольцем в армию и в общей сложности провел на фронте около полутора лет (по другим данным — почти два). Потом его комиссовали из-за ранения, но отметили храбрость наградой — Военным крестом.
Фронтовые впечатления и дневниковые записи легли в основу романа «Огонь» (16+), который принес Анри Барбюсу не только славу, но и поток критики. С одной стороны, книгу хвалили и переводили на разные языки, автора наградили Гонкуровской премией. С другой — писателю высказывали претензии (и даже называли предателем) за слишком натуралистичное описание войны и явный пацифистский настрой.
«Огонь» был опубликован в 1916-м, первые отрывки на русском появились год спустя. Большевики отреагировали на роман с воодушевлением, писатель-революционер Анатолий Луначарский даже отозвался рецензией. Барбюс в свою очередь с восторгом принял российскую революцию в октябре 1917 года.
В 1919-м Анри Барбюс основал международную антивоенную организацию деятелей культуры «Кларте» (в переводе — «Ясность», так же писатель назвал свой второй антивоенный роман). В нее вошли самые известные авторы того времени: Ромен Роллан, Анатоль Франс, Стефан Цвейг, Герберт Уэллс и другие. Четыре года спустя Барбюс вступил во Французскую коммунистическую партию, причем сделал это под влиянием новостей о Советском Союзе.
Анри Барбюса называли основоположником соцреализма на Западе и французским Максимом Горьким. Естественно, он был желанным гостем в СССР, где не ограничивался только столицей. Барбюс ездил по разным регионам, в том числе по Уралу. Увиденное описывал в своих произведениях, пропагандируя строительство социализма в Советском Союзе и генсека. За биографию Сталина Барбюс взялся после личного знакомства с ним. Книгу опубликовали уже после смерти прозаика: в августе 1935-го он заболел в Москве пневмонией и умер. После церемонии прощания тело 62-летнего писателя переправили в Париж, где похоронили на знаменитом кладбище Пер-Лашез. Пять лет спустя в Перми появилась улица Анри Барбюса.
Ранее мы рассказывали, откуда произошли названия других пермских улиц: Юрша и Фигнер, КИМ и Эпроновской, Решетникова и Розалии Землячки, Сухобруса и Сакко и Ванцетти.
При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, Тульского музейного объединения, Оренбургской областной универсальной научной библиотеки, универсальной научной библиотеки Красноярского края, книги Виктора Семянникова «Микрорайоны города Перми» и его газетных публикаций, книг Елены Спешиловой «Старая Пермь» и Татьяны Силиной «По старой и новой Мотовилихе. Прогулки с фотоаппаратом», «Большой российской энциклопедии».