Город Поясняем за слова летопись Как исчезнувшая улица подарила имя одному микрорайону Перми, а патефонный завод — другому

Как исчезнувшая улица подарила имя одному микрорайону Перми, а патефонный завод — другому

Разбираем историю названий Громовского и Владимирского микрорайонов

Велосипеды и патефоны (а еще боеприпасы) выпускал один и тот же пермский завод. Просто в разное время

На месте многих микрорайонов Перми еще сто лет назад располагались небольшие деревни или леса с полями. Громовский и Владимирский как раз из таких: оба образовались в советские годы.

Разбираемся, как они появились и почему получили такие названия (Зевс-Громовержец и Вовочка из анекдотов тут ни при чем!).

Громовский

Как и микрорайоны Зеленка и Краснова, Громовский начали застраивать, потому что нужно было куда-то заселять работников Пермского моторостроительного завода (сейчас это ОАО «ОДК-Пермские моторы»). Детальную планировку поселка в 1935 году разработал институт «Гипрогор». Будущий микрорайон должен был граничить с Курочкиным поселком (или Курочкиными местами), который занимал несколько кварталов сегодняшней Перми между современными улицей Куйбышева и Компросом в районе Комсомольской площади.

Домов такого типа в микрорайоне было немало. Фото 1950-х

Год спустя, в 1936-м, на склоне реки Данилихи построили первые деревянные дома. Тогда же главной улице поселка (фактически это была дорога, застройка только началась) дали фамилию летчика Михаила Громова. Сейчас ее не найти на карте Перми — она стала частью улицы Куйбышева. Но именно благодаря этой улице микрорайон получил название Громова, позднее изменившееся до Громовского.

Кто такой Михаил Громов, сегодня вспомнит далеко не каждый. Но в те годы он был широко известен. Громов занимался тяжелой атлетикой (в 1923 году даже стал чемпионом СССР в тяжелом весе), но его главные достижения связаны с полетами. В 1925 году он участвовал в первом перелете советских авиаторов через весь СССР и дальше по маршруту Москва — Пекин — Токио. Затем совершил еще несколько сверхдальних перелетов, за один из которых ему присвоили звание Героя Советского Союза.

В июле 1936 года Громов как летчик-испытатель побывал на Пермском моторостроительном заводе. А ровно через год совершил сверхдальний перелет Москва — Северный полюс — США (Калифорния), повторив маршрут Валерия Чкалова.

Важный момент биографии Михаила Громова — в 1939 году он помог добиться пересмотра дела Сергея Королева. Конструктора арестовали за год до этого и этапировали на Колыму. На золотых приисках Королева отправляли на общие работы, там он заболел цингой и едва не умер. После вмешательства Михаила Громова и летчицы Валентины Гризодубовой дело Королева рассмотрели заново и направили конструктора в ЦКБ-29 при НКВД: он находился в заключении, но при этом занимался разработками летательных аппаратов. В 1957 году под руководством Королева был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 состоялся полет первого космонавта Юрия Гагарина.

После визита Михаила Громова на моторостроительный завод в его честь назвали улицу поселка при предприятии

В первые годы существования поселка Громова дома здесь возводили рабочие моторостроительного завода. Руководство предприятия объявило, что каждый из участников строительства сможет рассчитывать на получение одной комнаты площадью 15 квадратных метров с удобствами (кухня, туалет, умывальная комната). Материалы и инструменты предоставляли. Двухэтажные здания строили по двум типовым проектам: общежитие из деревянного бруса и жилой дом на восемь квартир.

Напрямую добраться до поселка на транспорте тогда можно было только с завода, но от Громовского через студенческий городок также шла грунтовая дорога к Комсомольскому проспекту.

Гостиницу «Спортивную» построили в 1959 году, фото сделано в 1970-е

После Великой Отечественной войны микрорайон продолжили застраивать, но уже двух- и трехэтажными домами из шлакогипсовых камней. В 1950 году появились названия у улиц Громовского: Елькина, Глеба Успенского, Нестерова и другие. В конце 1950-х — начале 1960-х здесь начали возводить пятиэтажки, в 1980-е — девятиэтажки, а в 1990-е — дома высотой в 12 и 14 этажей.

Культурным центром микрорайона на протяжении нескольких десятилетий был ДК строителей на углу улиц Глеба Успенского и Громова (сегодня — Куйбышева), открывшийся в 1957 году. Здание очень сильно изменилось: в 2000-е его перестроили, теперь это ТЦ «Триада».

Весной 1956 года часть фасада строящегося ДК строителей обрушилась. Здание в результате достраивали по измененному проекту
У Дома культуры строителей были колонны, он выглядел как типичный ДК. Фото 1985 года

А вот центральный автовокзал, начавший работу в 1963 году, остался прежним. Ремонт здания и перенос вокзала к станции Пермь II обсуждали неоднократно на самых разных уровнях власти, но пока всё осталось по-старому.

Площадь перед автовокзалом раньше была больше, а вывеска отличалась от современной
Сегодня более привычна такая лаконичная вывеска, но сам вокзал мало изменился

Владимирский

Название микрорайона не связано с Вовочкой из анекдотов, Владимиром Лениным или другим известным мужчиной. Имя он получил в честь города, откуда в середине декабря 1941 года в Пермь (тогда — Молотов) эвакуировали патефонный завод с сотрудниками.

Станки из первого эшелона выгружали прямо на снег, рядом ставили палатки и рыли землянки — первое жилье на Владимирском выглядело именно так. Некоторым из прибывших повезло: их удалось расселить по домам пермяков в радиусе восьми — десяти километров от площадки завода. Чуть позже, в январе 1942-го, начали строить временные бараки для семей рабочих. В июне того же года открылась баня с прачечной (сегодня это Серпуховская, 17, здесь стоит высотка).

Так выглядел поселок Леваневского, рядом с которым вырос Владимирский. Фото конца 1930-х
А так — бараки, построенные для работников завода № 260

В числе эвакуированных были и жители Тамбова, Калинина (сейчас это Тверь), но владимирцев — больше всего. Поэтому образовавшийся поселок назвали Владимирским. Он разместился рядом с деревней Загарье (на ее месте сегодня дома № 13, 15 и 17 по улице Коломенской) и поселком имени Леваневского.

Поселок Леваневского носил фамилию известного летчика Сигизмунда Леваневского — покорителя Арктики, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, одного из первых Героев Советского Союза.

Эвакуированное предприятие стало базой для завода № 260, который в военные годы производил боеприпасы: первую партию выдали уже в марте 1942-го. После войны его некоторое время называли Молотовским патефонным заводом, но потом перепрофилировали. С 1956 года предприятие стало выпускать велосипеды. Так появился Пермский велосипедный завод — знаменитая «Велта».

Ручной контроль произведенных деталей на заводе № 260, фото 1943 года. Обратите внимание на возраст работников
После войны завод выпускал патефоны «Малютка»
В 1980-е предприятие называлось «Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции». Короткое имя «Велта» появилось позже

После войны строительный батальон демобилизовали, а работы по этому профилю было еще много. Поэтому на заводе организовали строительно-ремонтную контору, которая в 1947 году возвела клуб, магазин и столовую. Здание клуба имени Маяковского на улице Серпуховской продержалось дольше всех — его снесли только в 2011 году.

Клуб имени Маяковского, 1948 год
В 1960 — начале 1970-х годов в микрорайоне Владимирском еще было немало деревянных домов

До конца 1950-х Владимирский прирастал многоквартирными домами очень медленно: завод строил по одной двухэтажке в год. Затем появились строительные кооперативы и благодаря им — новые трехэтажки. В середине 1960-х в микрорайоне возвели первую пятиэтажку — на Бригадирской, 8.

Здания в микрорайоне Владимирском возводили рабочие завода
Один из детсадов Владимирского: его построили для детей работников велосипедного завода. Фото 1970-х
И детскую площадку — тоже

В 1970-е снесли последний барак и построили первые девяти- и десятиэтажные дома. Тогда же микрорайон обзавелся собственным бассейном «Кама». Он работает до сих пор, хотя посетителей здесь не очень много (на 59.RU недавно выходил обзор бассейнов Перми).

В бассейне «Кама» шесть дорожек для плавания длиной 25 метров

А вот велосипедного завода «Велта», благодаря которому и появился Владимирский, уже нет: он обанкротился и был ликвидирован в 2006 году. Велосипеды теперь делают на другом пермском предприятии — «Форвард». Его производственная площадка расположена в Пермском районе.

В этом красивом здании раньше размещалась больница.
UPD: в соцсетях нам прокомментировали, что это был стационар МСЧ № 3
Если вы застали перестройку, то помните такие очереди в магазины. Фото сделано в микрорайоне Владимирском в 1987 году
Фотография кафе «Октябрьское» напоминает о том же времени: заведение построили на деньги велозавода

Ранее мы рассказывали, почему Крохалевка вообще-то должна писаться через «ё» и откуда в Перми взялись Адищево и улица Сучанская. Также мы выясняли, как получили свои названия микрорайоны Балатово, Висим, Крым и Кислотные дачи.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем