Узнав, что электрички останавливаются на Юбилейной, можно подумать, что станция находится в микрорайоне Юбилейном. Но это совсем не так: между ними почти 15 километров.
Разбираемся, как появились два похожих названия и чьи юбилеи имеются в виду.
Юбилейный
Этот микрорайон — совсем ребенок по пермским меркам, его начали застраивать лишь в 1960-е. Место под новые дома рядом с микрорайоном Южным — площадку размером 34 гектара — выделили в Свердловском районе в 1964 году. Три года спустя началось официальное «освоение» Юбилейного.
Именно с 1967 года ведут историю микрорайона. К примеру, в 2017 году праздновали его 50-летие. Но, судя по всему, поначалу у Юбилейного определяли другой год рождения — 1969-й. В краевом архиве хранится почетная грамота, где указано, что в 1974 году ее вручили местной активистке «в связи с пятой годовщиной образования микрорайона Юбилейный». Получается, 1967 год как официальную дату появления микрорайона утвердили позже.
Почему властям было важно, чтобы первым годом существования Юбилейного считался 1967-й? Дело в названии микрорайона и дате, которой его посвятили. В 1967 году в Советском Союзе широко праздновали 50-летие Октябрьской революции. В честь него и получил свое имя Юбилейный. От того же года стали отсчитывать время его жизни.
В новом микрорайоне решили возвести дома для семи тысяч человек, три детских комбината (так называли учреждения, объединявшие ясли и детсады) и школы. Проект детальной планировки Юбилейного разработал пермский архитектор Алексей Загородников. Он же позднее приложил руку к проекту микрорайона Паркового.
До конца 1970-х Юбилейный застраивали пяти- и девятиэтажками. В начале 1980-х появились первые дома высотой в десять и четырнадцать этажей. В числе других сюда переселяли людей из бараков (например, в микрорайоне Леваневского), которые шли под снос. К 2001 году здесь жили 15 тысяч человек — в два раза больше, чем планировалось изначально.
Первая школа в микрорайоне открылась в сентябре 1969 года на улице Суздальской. Ей присвоили номер 82. Семь лет спустя на ее базе заработала студия искусств, и в 1983 году школе присвоили статус воспитательного комплекса с углубленным изучением предметов эстетического цикла.
На протяжении десятилетий школа осталась единственной, вариантом на выбор был только лицей № 2 на Самаркандской — в соседнем микрорайоне Южном. Лишь в конце 2023 года открыли второй корпус той же 82-й школы на Холмогорской. В современном здании разместились не только учебные кабинеты, но и лаборатории, школьный музей и класс для развития IT-умений.
Новый виток развития Юбилейного начался вместе со стартом строительства дороги Стахановская — Чкалова — Старцева. В 2008 году открыли движение по этой магистрали, и бывший отдаленный микрорайон сразу превратился в близкий к центру. До Комсомольской площади даже с учетом пробок (а они не редкость) теперь можно доехать минут за 10–15.
В 2007 году с расчетом на еще не сданную дорогу началось возведение микрорайона Юбилейный II, который сейчас называется ЖК «Авиатор». За счет жильцов новых 17-этажек население Юбилейного еще выросло.
Юбилейная
Сегодня это небольшой остановочный пункт в Мотовилихе между Балмошной и Язовой, где нет своей билетной кассы или других удобств. В здание не попасть, оно заколочено, пассажиры ждут электричку на улице. Но так было не всегда.
В справочник железнодорожных станций Советского Союза Юбилейная впервые попала в 1981 году. В пресс-службе Свердловской железной дороги на вопрос 59.RU по поводу нее ответили, что Юбилейная не относилась к Министерству путей сообщения СССР, а строило ее расположенное по соседству предприятие.
Это действительно так: станция Юбилейная появилась благодаря заводу «Машиностроитель». Предприятие построило остановочный пункт для удобства сотрудников, добиравшихся до работы из других микрорайонов. Но он сразу стал популярным и среди других жителей Мотовилихи.
Первые пассажиры смогли оценить Юбилейную уже в 1970 году.
— Железнодорожную платформу с отапливаемым павильоном площадью 120 квадратных метров сдали в сентябре 1970 года, — рассказала 59.RU директор музея завода «Машиностроитель» Лариса Ведерникова. — Ее тогда даже признали лучшей в РСФСР (российской республики в составе СССР. — Прим. ред.).
Высокую отметку от специалистов Юбилейная получила за удобство и комфорт для пассажиров. Пермяки могли дожидаться нужную электричку на улице, на лавочке под навесом, или внутри здания станции. Рядом с павильоном стоял туалет (правда, неблагоустроенный). А у кассира можно было не только приобрести билет, но и уточнить расписание или получить ответы на другие вопросы.
— Работала полноценная касса, — поделилась воспоминанием Лариса Ведерникова. — Еще в 1990-е там можно было купить билет не только на электричку, но и на поезда дальнего следования. Я, например, билеты в Москву покупала. Утром бежишь на работу — заказала билет в кассе, вечером забрала. Очень удобно было.
Что за юбилей имели в виду, когда давали название для новой остановки электричек? Официальных документов с объяснением нет (возможно, их и не было). Но в 1970 году вопросов на этот счет не возникало: страна праздновала 100-летний юбилей Владимира Ленина. Дату рождения «дедушки Ленина» дети знали с раннего возраста, что уж говорить о взрослых. Так что имя остановки на железной дороге связано именно с Лениным, а не с революцией, как в случае с микрорайоном. Это подтвердили и в музее «Машиностроителя».
Сегодня Юбилейная уже не относится к заводу: перед преобразованием «Машиностроителя» в акционерное общество в начале 2000-х остановочный пункт вывели из списка имущества предприятия. Кто отвечает за Юбилейную сейчас, сказать сложно. В пресс-службе СвЖД 59.RU ответили, что пассажирские платформы и навес числятся на балансе районной администрации Перми. В пресс-службе мэрии мы получили другой комментарий: что железнодорожная инфраструктура не находится на балансе города.
Ранее мы рассказывали об истории названий микрорайонов Данилиха и Светлый, Налимиха, Нижняя Курья и Верхняя Курья, Слудская горка и Язовая (в котором расположена платформа Юбилейная). Также мы публиковали колонку пермячки о том, как живется в ЖК «Авиатор», расположенном в микрорайоне Юбилейном.
При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, Архива города Перми, Свердловской железной дороги, музея завода «Машиностроитель», справочника Анатолия Архангельского «Железнодорожные станции СССР», книги Виктора Семянникова «Микрорайоны города Перми» и его газетных публикаций, а также книги Татьяны Силиной «Свердловский микрорайон. Время, события, люди».