Город Поясняем за слова летопись Что за юбиляры? Почему микрорайон и остановка электричек в Перми стали Юбилейными

Что за юбиляры? Почему микрорайон и остановка электричек в Перми стали Юбилейными

Они располагаются в разных районах города, но носят почти совпадающие имена

Юбилейный (слева) и Юбилейная похожи только названиями

Узнав, что электрички останавливаются на Юбилейной, можно подумать, что станция находится в микрорайоне Юбилейном. Но это совсем не так: между ними почти 15 километров.

Разбираемся, как появились два похожих названия и чьи юбилеи имеются в виду.

Юбилейный

Этот микрорайон — совсем ребенок по пермским меркам, его начали застраивать лишь в 1960-е. Место под новые дома рядом с микрорайоном Южным — площадку размером 34 гектара — выделили в Свердловском районе в 1964 году. Три года спустя началось официальное «освоение» Юбилейного.

Пятиэтажки были первыми домами Юбилейного
У некоторых домов вблизи лога и перехода в микрорайон Владимирский еще сохранились такие площадки

Именно с 1967 года ведут историю микрорайона. К примеру, в 2017 году праздновали его 50-летие. Но, судя по всему, поначалу у Юбилейного определяли другой год рождения — 1969-й. В краевом архиве хранится почетная грамота, где указано, что в 1974 году ее вручили местной активистке «в связи с пятой годовщиной образования микрорайона Юбилейный». Получается, 1967 год как официальную дату появления микрорайона утвердили позже.

Та самая грамота 1974 года

Почему властям было важно, чтобы первым годом существования Юбилейного считался 1967-й? Дело в названии микрорайона и дате, которой его посвятили. В 1967 году в Советском Союзе широко праздновали 50-летие Октябрьской революции. В честь него и получил свое имя Юбилейный. От того же года стали отсчитывать время его жизни.

В новом микрорайоне решили возвести дома для семи тысяч человек, три детских комбината (так называли учреждения, объединявшие ясли и детсады) и школы. Проект детальной планировки Юбилейного разработал пермский архитектор Алексей Загородников. Он же позднее приложил руку к проекту микрорайона Паркового.

Юбилейный не плоский, словно блин: разница высот между соседними участками бывает хорошо заметна

До конца 1970-х Юбилейный застраивали пяти- и девятиэтажками. В начале 1980-х появились первые дома высотой в десять и четырнадцать этажей. В числе других сюда переселяли людей из бараков (например, в микрорайоне Леваневского), которые шли под снос. К 2001 году здесь жили 15 тысяч человек — в два раза больше, чем планировалось изначально.

Девятиэтажки на Холмогорской кажутся одним длинным домом, но адреса — разные. Фото 1975 года
В цоколе левой высотки всегда располагались магазины. В 1977 году (на фото) висели вывески «Галантерея» и «Обувь», а сегодня — «Магнит»

Первая школа в микрорайоне открылась в сентябре 1969 года на улице Суздальской. Ей присвоили номер 82. Семь лет спустя на ее базе заработала студия искусств, и в 1983 году школе присвоили статус воспитательного комплекса с углубленным изучением предметов эстетического цикла.

В школе № 82 (фото 1986 года)

На протяжении десятилетий школа осталась единственной, вариантом на выбор был только лицей № 2 на Самаркандской — в соседнем микрорайоне Южном. Лишь в конце 2023 года открыли второй корпус той же 82-й школы на Холмогорской. В современном здании разместились не только учебные кабинеты, но и лаборатории, школьный музей и класс для развития IT-умений.

Новый корпус назвали «Экошколой»

Новый виток развития Юбилейного начался вместе со стартом строительства дороги Стахановская — Чкалова — Старцева. В 2008 году открыли движение по этой магистрали, и бывший отдаленный микрорайон сразу превратился в близкий к центру. До Комсомольской площади даже с учетом пробок (а они не редкость) теперь можно доехать минут за 10–15.

В 2007 году с расчетом на еще не сданную дорогу началось возведение микрорайона Юбилейный II, который сейчас называется ЖК «Авиатор». За счет жильцов новых 17-этажек население Юбилейного еще выросло.

Долгострой на Старцева простоял не один год, но недавно его начали доделывать
Дома «Авиатора» — самые высокие в микрорайоне

Юбилейная

Сегодня это небольшой остановочный пункт в Мотовилихе между Балмошной и Язовой, где нет своей билетной кассы или других удобств. В здание не попасть, оно заколочено, пассажиры ждут электричку на улице. Но так было не всегда.

Название обозначено на указателе
Здание есть (справа), но оно закрыто

В справочник железнодорожных станций Советского Союза Юбилейная впервые попала в 1981 году. В пресс-службе Свердловской железной дороги на вопрос 59.RU по поводу нее ответили, что Юбилейная не относилась к Министерству путей сообщения СССР, а строило ее расположенное по соседству предприятие.

Это действительно так: станция Юбилейная появилась благодаря заводу «Машиностроитель». Предприятие построило остановочный пункт для удобства сотрудников, добиравшихся до работы из других микрорайонов. Но он сразу стал популярным и среди других жителей Мотовилихи.

Здание для станции построили работники завода «Машиностроитель». Фото со стройки сделано в 1967 году

Первые пассажиры смогли оценить Юбилейную уже в 1970 году.

— Железнодорожную платформу с отапливаемым павильоном площадью 120 квадратных метров сдали в сентябре 1970 года, — рассказала 59.RU директор музея завода «Машиностроитель» Лариса Ведерникова. — Ее тогда даже признали лучшей в РСФСР (российской республики в составе СССР. — Прим. ред.).

Открытие Юбилейной, 1970 год

Высокую отметку от специалистов Юбилейная получила за удобство и комфорт для пассажиров. Пермяки могли дожидаться нужную электричку на улице, на лавочке под навесом, или внутри здания станции. Рядом с павильоном стоял туалет (правда, неблагоустроенный). А у кассира можно было не только приобрести билет, но и уточнить расписание или получить ответы на другие вопросы.

— Работала полноценная касса, — поделилась воспоминанием Лариса Ведерникова. — Еще в 1990-е там можно было купить билет не только на электричку, но и на поезда дальнего следования. Я, например, билеты в Москву покупала. Утром бежишь на работу — заказала билет в кассе, вечером забрала. Очень удобно было.

Ожидая электричку в теплом здании, горожане могли увидеть ее приближение благодаря большим окнам
Летнее фото: двери распахнуты, можно сидеть на лавочке под навесом

Что за юбилей имели в виду, когда давали название для новой остановки электричек? Официальных документов с объяснением нет (возможно, их и не было). Но в 1970 году вопросов на этот счет не возникало: страна праздновала 100-летний юбилей Владимира Ленина. Дату рождения «дедушки Ленина» дети знали с раннего возраста, что уж говорить о взрослых. Так что имя остановки на железной дороге связано именно с Лениным, а не с революцией, как в случае с микрорайоном. Это подтвердили и в музее «Машиностроителя».

Слева — портрет из книги «Ленин говорит с Прикамьем»

Справа — напоминание о другом проекте в честь 100-летия Ленина: в 1970 году не только построили Юбилейную, но и заложили комплекс ППИ

Сегодня Юбилейная уже не относится к заводу: перед преобразованием «Машиностроителя» в акционерное общество в начале 2000-х остановочный пункт вывели из списка имущества предприятия. Кто отвечает за Юбилейную сейчас, сказать сложно. В пресс-службе СвЖД 59.RU ответили, что пассажирские платформы и навес числятся на балансе районной администрации Перми. В пресс-службе мэрии мы получили другой комментарий: что железнодорожная инфраструктура не находится на балансе города.

Лавочка есть, урна — тоже, но больше ничего нет
На стене — расписание электричек

Ранее мы рассказывали об истории названий микрорайонов Данилиха и Светлый, Налимиха, Нижняя Курья и Верхняя Курья, Слудская горка и Язовая (в котором расположена платформа Юбилейная). Также мы публиковали колонку пермячки о том, как живется в ЖК «Авиатор», расположенном в микрорайоне Юбилейном.

При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, Архива города Перми, Свердловской железной дороги, музея завода «Машиностроитель», справочника Анатолия Архангельского «Железнодорожные станции СССР», книги Виктора Семянникова «Микрорайоны города Перми» и его газетных публикаций, а также книги Татьяны Силиной «Свердловский микрорайон. Время, события, люди».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«В арке сделали перила, чтобы людей не сдувало»: как живется в ЖК на берегу Камы — здесь шикарный вид, но трещины и ветра
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления