Между Александровском и Горнозаводском около 130 километров. Тот и другой относятся к категории моногородов — в каждом есть свое главное предприятие. Но это не делает их близнецами: истории самих городов и их названий отличаются. Рассказываем об обоих в рубрике «Поясняем за слова».
Александровск
Хотите, чтобы в вашу честь назвали целый город? Нужно просто родиться в правильной семье. Совет так себе, понимаем, но в случае с Александровском получилось именно так.
Историю города отсчитывают с 1808 года, когда здесь заработал чугунолитейный и железоделательный завод. Его возвели на реке Лытве и во время строительства (а оно шло несколько десятилетий — с 1783 года) называли Лытвенским. Но владелец, Всеволод Всеволожский, дал заводу другое имя — в честь старшего сына Александра.
Так что императоры Александры или святые тут ни при чем: Петербургский Крёз (так прозвали Всеволожского за его богатство) закрепил имя своего наследника. Сын Александра, Павел, кстати, позднее основал город Всеволжск — тяга к фиксированию на карте страны явно была семейной чертой.
Поселок при Александровском заводе также называли Александровским. После перехода предприятия в советскую собственность его профиль сменили — здесь стали выпускать оборудование для шахт Кизеловского и других угольных бассейнов страны. Но название завода и поселка оставили прежним. Когда в 1951 году поселок официально стал городом, старое имя лишь чуть-чуть подсократили до Александровска.
Не забыли Александра Всеволожского, и когда выбирали вариант герба города. Юноша в длинном фартуке кузнеца и княжеской шапке, который держит пушечное ядро, — это именно он.
На настоящего Александра Всеволожского персонаж мало похож — тот не работал на заводе, а в молодости увлекался литературой и театром, общался с Пушкиным и Грибоедовым. Тем не менее символически его изобразили так.
Горнозаводск
Горнозаводск появился вместе с железной дорогой в 1876 году. Собственно, поначалу никакого города не было. Лишь станция на участке между Пермью и Екатеринбургом. Совсем небольшая: деревянный вокзал, несколько домов для служащих и казарма для рабочих. Местные жители привозили сюда продукцию с Кусье-Александровского и Архангело-Пашийского металлургических заводов и отправляли ее по железной дороге.
Имя станции дали по протекающей неподалеку реке — Пашия. Это название, в свою очередь, выводят из языка манси. Конечное «я» переводится как «река». Первую часть, «паши», связывают с рыболовной снастью-ловушкой из ивовых прутьев «паш» (более привычное название — «морда») или свертками бересты — «паши», которые использовали для освещения при ночной рыбалке. Получается, что Пашия — это рыбацкая или светлая река.
Пашия постепенно росла, появлялись новые улицы, но она оставалась всё тем же пристанционным поселком. Так, здесь работала только начальная школа, а с пятого класса дети ездили на учебу в поселок — тезку Пашия. Ситуация изменилась, когда геологи обнаружили в окрестностях станции большие залежи известняка. В 1948 году началось строительство цементного завода.
Чтобы отделить поселок при заводе от станции, с 1950 года его стали называть Новопашийским. Шесть лет спустя статус поселка повысили до города. Имя тоже сменили на Горнозаводск. Таким образом подчеркнули связь с горными заводами, работавшими в округе на протяжении нескольких веков, а также Уральской горнозаводской железной дорогой. Станцию при этом переименовывать не стали: она и сегодня Пашия, хотя находится внутри Горнозаводска.
Ранее мы разбирали, откуда произошли названия Перми, Кудымкара, Чёрмоза, Осы, Губахи, Чердыни, Кизела, Кунгура, Суксуна, Добрянки, Чусового и Очёра, Березников и Оханска, Чайковского и Чернушки, реки Камы.
При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, Горнозаводской центральной городской библиотеки, Центральной библиотеки города Александровска, а также книг: «Географические названия Урала» Александра Матвеева, «Географические названия мира. Топонимический словарь» Евгения Поспелова, «Тимошка Пермитин из деревни Пермяки» Евгения Шумилова.