Недавно мы рассказывали историю 9-летнего Леши Утробина из Кочево, он уже второй год проходит реабилитацию после заражения клещевым энцефалитом. В течение двух недель после укуса состояние мальчика не вызывало опасений, а после резко поднялась температура, через несколько дней отнялась рука, потом — все конечности. Леша перенес кому, перестал самостоятельно есть, дышать и фиксировать взгляд.
Сейчас начинается сезон клещевой активности, поэтому мы решили ответить на неочевидные вопросы по поводу энцефалита, также разобрались в схеме вакцинации детей вместе с главным эпидемиологом Минздрава Прикамья Вадиславом Семериковым.
— Вадислав Васильевич, в каких случаях при укусе энцефалитного клеща с человеком ничего не происходит?
— Если человек не привит, то восприимчивость к клещевому энцефалиту практически 100%. Если вы вакцинированы и вас укусил клещ, то такая ситуация [не заражение] возможна. Ползающий, но заразный клещ не несет повреждений.
— Может быть так, что отнимется только одна рука, а в целом всё будет в порядке? В каких случаях?
— Проникновение вируса идет восходящим путем — от руки и дальше. Уровень повреждения зависит от того, на каком участке проникновение вируса остановится, возникнет барьер. В ряде случаев это может быть только кисть или предплечье. Насколько вирус проникнет по кровеносному руслу, зависит от индивидуальных особенностей.
— Как долго длится инкубационный период у детей и взрослых? От чего это зависит?
— У детей и взрослых в среднем инкубационный период 21 день, и он может удлиняться в два раза. Симптомы появляются не на второй-третий день, а, как правило, на 13–15-й день инкубации. После двух недель без клинических проявлений может возникнуть подъем температуры, который указывает на предмет энцефалита или поражения головного мозга, если пациент говорит о том, что был в лесу, отмечает факт снятия клеща или видел, что он ползал по нему.
— Какими могут быть самые тяжелые последствия заражения клещевым энцефалитом?
— Самые тяжелые последствия — это поражение головного мозга с выраженными парезами (синдром, при котором снижается сила мышц из-за поражения нервов. — Прим. авт.) и параличами.
— Реально ли полностью избавиться от последствий заражения?
— Мы знаем случаи, когда двигательные функции восстанавливаются, но это большой труд, когда есть поражения головного мозга. Человек может даже начать ходить, но вирусное поражение — хроническое, то есть вирус долгое время остается в головном мозге, формируется повреждающий очаг.
Эпидемиолог отмечает, что в последние два года в Пермском крае редко фиксируются тяжелые очаговые поражения, чаще наблюдают лихорадки и температуры.
Врач вспоминает 1937 год, когда больше всего заразных клещей фиксировалось в Чусовом. Работающих в лесах тех мест людей часто кусали клещи, и они очень тяжело переносили последствия. В те времена было по 20 летальных исходов от клещевого энцефалита в год. Тогда же ввели вакцинацию для взрослых, позже — массовую. Это помогло решить проблему заражений.
— Можно ли прививаться человеку, который перенес клещевой энцефалит, но восстановился?
— Мы можем уточнить индивидуальную защищенность на уровне изучения иммунного статуса в лабораторных условиях. Если титр антител недостаточный, то иммунизацию можно осуществить ревакцинирующей прививкой.
— Предотпускной вопрос: говорят, в южных регионах клещи не опасны. Так ли это?
— Например, на территории Северного Кавказа как раз бывает высокий процент клещей с энцефалитом, даже несмотря на более теплый климат. Энцефалит там есть, но его гораздо меньше, больше иксодового клещевого боррелиоза. Ближе к Москве клещевого энцефалита меньше, но также больше пораженность боррелиями. Это зависит от климатических условий для переносчика и грызунов, которые являются резервуарами этой инфекции, то есть животные просто не носят этот вирус. Похожая ситуация с боррелиями в Алтайском крае, там бывают очень высокие летние температуры, и если у нас пораженность клещей боррелиозом в последние годы на уровне 40–42%, то на Алтае этот показатель на уровне 70–80%.
— Расскажите о совместимости с другими вакцинами, подготовке и отводе.
— Перед прививкой человек должен быть абсолютно здоров. Если есть инфекционное заболевание — это временный медотвод, если заболевание некомпенсированное (заболевание, которое не лечили или при котором не помогла терапия. — Прим. авт.), любой терапевт и кардиолог постарается скомпенсировать его, а затем предложить иммунизацию. Абсолютных противопоказаний к прививке нет, специальной подготовки тоже не требуется.
Что касается совместимости прививки против клещевого энцефалита с другими, то медики стараются не ставить их в одно время даже несмотря на то, что вакцина не живая и серьезных побочных эффектов после нее не будет. Если необходима еще какая-то прививка, то врач смотрит индивидуально. Также есть исключения: вакцинация против столбняка или бешенства после укуса собаки. Здесь интервал между прививками можно нарушить.
В целом врач советует выдерживать интервал в 30 дней, за это время выработается достаточный уровень антител. Ранее мы рассказывали о том, что коронавирусная прививка не совместима с вакциной от энцефалита, но опять же — временно.
— Привитым считается тот, кто вакцинировался дважды: первое введение и второе через 6 месяцев или по экстренной схеме — через месяц. Далее делается ревакцинация через год, затем каждые три года делаются отдаленные ревакцинации. Абсолютно привитым человек считается, когда он сделал 8 вакцинаций в своей жизни. Этого достаточно, чтобы сформировался индивидуальный иммунитет к этой инфекции.
— Когда прививаться детям? Расскажите о схеме.
— Вакцинами, которыми мы сегодня располагаем, можно прививать детей с трехлетнего возраста. Самый идеальный вариант: начать вакцинацию с осени, в спокойном периоде, второе введение — через 6 месяцев. Если мы понимаем, что ребенок едет в лагерь непривитый, то подойдет схема экстренной вакцинации с ревакцинацией через год.
В 2020 году клещи покусали более 14,7 тысячи человек, 3238 из них — дети. Более 10 тысяч человек подцепили клеща на даче, 3976 человек — в лесу, 740 человек клещи укусили в других местах. 1,7% клещей были заражены вирусным энцефалитом, а 41,6% — боррелиями.