В Перми во время пилотного проекта по раздельному сбору мусора уже насобирали более 25 тонн отходов. Мы посмотрели, что это за мусор и какой он проходит путь. А для этого караулили во дворе мусоровоз и совали нос в отходы на пункте сортировки.
В конце августа в 60 дворах Дзержинского района Перми поставили около сотни оранжевых контейнеров. Они отличаются от обычных — яркие, металлические и с сетчатыми стенками. Туда нельзя выкидывать еду или туалетную бумагу. Эти баки предназначены для того, что можно переработать: стекла, пластика, металла, дерева, бумаги и картона.
Например, на площадке шоссе Космонавтов, 102 такой специальный бак один на несколько домов. Если обычные контейнеры должны опустошать каждый день, то для баков вторсырья установлен другой график — примерно раз в неделю. При такой частоте вывоза бак заполняется под завязку.
Открыть бак посторонний человек не сможет, он запирается на специальный ключ. Но через сетку видно, что пищевых отходов в баке практически нет, а консервные банки и пластиковые бутылки даже помыты.
За вторсырьем приезжают специальные мусоровозы, чтобы не смешивать его с обычными бытовыми отходами. Иначе пропадет весь смысл.
— Суть отдельных контейнеров для вторсырья в том, чтобы отходы, которые еще можно пустить в переработку, не смешивались с «мокрым» мусором, например, с едой, — объясняет главный эколог регоператора по обращению с ТКО «Теплоэнерго» Юлия Скопец. — В следующем году еще три района Перми — Индустриальный, Кировский и Ленинский, — должны перейти на двухконтейнерный сбор отходов (в этом случае все вторсырье складывают в оранжевый бак, а весь остальной мусор — в обычные контейнеры. — Прим. ред.).
Весь мусор из этих баков привозят на сортировочный комплекс в Лобаново. Это частное предприятие. По сути, это ангар, поделенный на две части. В одной части взвешивают машины и выгружают мусор. Во второй — сортируют то, что привезли. Несколько человек вручную складывают отходы по разным мешкам.
Сюда привозят весь мусор из оранжевых контейнеров и дополнительно примерно по пять контейнеров в день с обычным мусором. Сортировочный комплекс начал работать еще в середине лета, раньше старта пилотного проекта со вторсырьем. Поэтому здесь работают и с мусором из обычных баков, несмотря на то что полезного вторсырья из них можно получить всего 5%.
— Со спецбаками, конечно, работать удобнее — оттуда полезных фракций мы достаем около 42%, — рассказал директор сортировочного комплекса Сергей Иовлев. — Что нужно сделать, чтобы процент был больше? Для этого нам надо расширять штат, принимать еще сортировщиков, чтобы обрабатывать дополнительные фракции. Самая главная проблема — отличить один вид пластика от другого. Чтобы объяснить сотрудникам, как это делать, надо провести целый семинар. И, конечно, нужно, чтобы жители выкидывали туда действительно вторсырье. А то иногда попадаются, например, детские подгузники, резиновая обувь или компьютерная техника. А мы такое не принимаем.
Кстати, недавно мы объясняли, что бытовую технику вообще нельзя выкидывать вместе с обычным мусором. Там содержится множество полезных металлов, которые еще можно использовать, и множество вредных веществ, которые совсем не стоит закапывать в землю, даже на свалке. Здесь вы можете узнать, как правильно утилизировать мобильный телефон или телевизор.
Мусор из обычных и оранжевых контейнеров выгружают в разных частях ангара. Отходы из спецконтейнеров подают на конвейер только после того, как очистят его от прежнего мусора из обычных баков.
К сожалению, увидеть рабочих в деле не удалось. По технологии бесполезные отходы опять сваливают в огромный бак, который тут между собой называют «лодка». Он оказался переполнен. А чтобы начать работу, нужно было дождаться специальный мусоровоз, который увезет этот переполненный бак на полигон. Но это не помешало нам покопаться в мусоре.
После того как отходы вывалили из мусоровоза, оттуда убирают крупногабаритный мусор. В больших баках часто встречаются автомобильные покрышки, подушки и одеяла, деревянные ящики и мебель. Перед тем как отправить мусор на конвейер, оттуда нужно убрать всё стекло, иначе бутылки разобьются, потому что первый этап конвейера — это сепаратор. Там мусор перетряхивается, разделяется и просеивается. Это необходимо, чтобы разорвать пакеты, в которые мы пакуем отходы, и убрать обычную грязь, песок, частички еды и осколки стекла.
— После сепаратора отходы идут на сортировочный конвейер. Здесь восемь рабочих мест, а это значит, что сейчас мы можем выделать восемь фракций — пэт-бутылки, картон, бумага, жестяная банка, алюминиевая, полиэтиленовая, кроме магазинных пакетов, — объясняет Сергей Иовлев. — Сейчас набирается много картона. А летом было больше пэт-бутылок.
Кстати, покрышки выкидывать на мусорку тоже нельзя. По правилам их надо сдавать в специальные пункты приема. От простых автомобилистов их принимают бесплатно. Но многие пренебрегают правилами и засовывают шины в бачки.
Первые месяцы комплекс еще «раскачивался» и на полную мощность вышел совсем недавно, в ноябре. Теперь в день здесь принимают по 40–50 тонн отходов. Да, с первого взгляда кажется, что цифры не соответствуют друг другу. Ведь, как мы помним, из оранжевых контейнеров за четыре месяца сюда привезли всего 25 тонн. Но надо понимать, что контейнеры со вторсырьем в два, а то и в три раза легче обычных. Ведь там много пластика и легкого металла. А в обычном мусоре много тяжелых пищевых отходов. Кстати, все, что сюда привозят, должны обработать в течение суток.
— У нас тут ничего не залеживается, поэтому нас иногда даже сложно найти — от нас не пахнет, — шутит директор.
В основном отсортированные здесь отходы продают перекупщикам, которые уже сами развозят их переработчикам. Например, в ноябре продали около 40 тонн.
В ближайших планах Сергея Иовлева менять конвейер на более современный и ставить собственные сетки для сбора вторсырья в Пермском районе.
Мы уже показывали вам этот сортировочный комплекс летом. Можете посмотреть наш фоторепортаж и сравнить. В скором времени должен начать работу еще один подобный комплекс. Его построили прямо на мусорном полигоне в деревне Ключики.