Политика Выборы 2021 в Прикамье «Придираются к каждой букве»: в Перми трех оппозиционных кандидатов в гордуму не зарегистрировали на выборы

«Придираются к каждой букве»: в Перми трех оппозиционных кандидатов в гордуму не зарегистрировали на выборы

Разбираем конкретные примеры и говорим с политологом

Политолог Всеволод Бедерсон проверяет подписи независимой кандидатки Людмилы Елтышевой перед подачей в избирком

«А за кого там голосовать-то?», «В политике нужны новые лица», «Из года в год ничего не меняется — одни и те же рожи», — такого мнения придерживаются многие россияне, разочаровавшиеся в отечественной процедуре выборов. Но так ли всё на самом деле? Мы решили разобраться, какие препятствия придется преодолеть независимому политику, чтобы попасть в избирательный бюллетень. Поможет нам в этом политолог и доцент Пермского государственного национально-исследовательского университета Всеволод Бедерсон.

«Сбор подписей в России используют, чтобы отсечь неугодных власти кандидатов»


Сейчас в России есть два способа выдвинуться на выборы. Первый — идти от какой-то политической партии. Для этого выдвижение должны одобрить на партийном съезде, который обычно проводится перед выборами. Также партия может провести праймериз — внутренние выборы. Если на съезде голосуют члены партии, то в праймериз участвуют уже реальные избиратели. Из списка кандидатов они выбирают самого сильного — достойного представлять партию на настоящих выборах.

Для тех, кто не хочет примыкать к системным политическим силам, есть второй способ — самовыдвижение. И если с выдвижением от партии всё более ли менее понятно, то здесь есть очень много нюансов и мелочей, которые могут помешать регистрации в качестве кандидата и закрыть дорогу на выборы.

— Чтобы участвовать в выборах, самовыдвиженцу нужно собрать определенное количество подписей (их число зависит от уровня выборов, а также от количества избирателей, проживающих в округе. — Прим. ред.), — рассказал 59.RU Всеволод Бедерсон. — Смысл этой процедуры заключается в том, чтобы показать, что у кандидата есть хотя бы минимальная поддержка избирателей и тратить на него бюджетные средства в период избирательной кампании (работа избиркомов, печать бюллетеней и т. д.) целесообразно.

На местных выборах подписей нужно собрать не так много. Так, например, кандидатам в Березниках в прошлом году нужно было всего 30 подписей для регистрации. В Перми желающим попасть в городской парламент нужно, конечно, больше — около 200 штук.

Как объясняет политолог, с количественной точки зрения этот барьер легко преодолеть. Однако в процедуре есть много темных зон, которые могут помешать успешно пройти процедуру проверки. Так, подписные листы должны быть заполнены максимально понятным почерком, так как член избирательной комиссии может прочитать букву или цифру данных избирателя неправильно. При проверке через базу данных такого человека, конечно, не окажется, и подпись на этом основании признают недействительной.

— Очень мутной в процессе проверки подписей является почерковедческая экспертиза, — отмечает политолог. — Специалист может «зарубить» подпись без объяснения причин. По опыту выборов в мосгордуму 2019 года, мы знаем, что вердикт почерковеда является более значимым, чем приведенный в комиссию избиратель, который лично подтверждает свою подпись.

По словам Всеволода Бедерсона, Россия — электоральная автократия (режим, который хочет казаться демократией, но ей не является. — Прим. ред.), а значит, сбор подписей, как и многие другие электоральные процедуры, является механизмом, который можно использовать для манипуляций выборами и удержания власти.

Как дела обстоят в Перми?


В Перми процесс регистрации кандидатов завершился 13 августа. Напомним, пермякам предстоит определить состав городской думы, Законодательного собрания и Государственной думы на ближайшие пять лет. Недавно мы рассказывали о людях, которые изъявили желание бороться за депутатские кресла, однако не все из них были допущены до участия в выборах. Сразу нескольким оппозиционным кандидатам отказали в регистрации из-за проблем с подписями.

Александра Гуляева

Создательница сообщества «Первое пермское беговое» Александра Гуляева выдвигалась в Пермскую городскую думу по округу № 18 (часть улиц 25 Октября, Газеты «Звезда», Комсомольского проспекта, Куйбышева, Максима Горького и др.). Она была участницей объединения «Самое время», куда кроме нее вошли действующий депутат городского парламента от партии «Яблоко» Надежда Агишева и ее помощник, общественник Сергей Пономарев. Все они заявились на выборы как самовыдвиженцы, поэтому, чтобы зарегистрироваться, кандидаты должны были предоставить в избирком подписи в свою поддержку.

Члены объединения «Самое время»

Так как округ № 18 находится в самом центре города и плотность населения там выше, чем в других районах, Александре Гуляевой нужно было собрать больше всех подписей — минимально 184 с допустимым запасом чуть больше 200. После проверки избирком забраковал более 40 подписей в поддержку выдвижения Гуляевой и на основании этого отказал ей в регистрации.

— В этих выборах я не смогу участвовать, — написала в своих соцсетях Александра Гуляева. — Избирком отклонил даже подписи моих однокурсников и других реальных людей по абсолютно формальным причинам. Можно много говорить о несовершенстве системы ГАС «Выборы» и самой процедуры, в которой излишние формальные требования и в принципе отсутствие всякой автоматизации. Это, конечно, играет против независимых кандидатов. Но и с себя я ответственности не снимаю. Собирать нужно было больше и тщательнее. После отказа в регистрации я не ставлю точку, а продолжу свою публичную деятельность.

Сергей Пономарев

Второму члену объединения «Самое время» Сергею Пономареву избирком также отказал в регистрации из-за проблем с подписями. Он планировал идти по округу № 21 (Красные Казармы, Зеленка, Городские Горки, бульвар Гагарина, часть Комсомольского проспекта).

В избирком Сергей Пономарев сдал 182 подписи. Для регистрации необходимо было преодолеть порог в 169, однако комиссия признала действительными только 139 штук.

Сергей Пономарев во время сбора подписей

— Для регистрации мне не хватило 30 «достоверных» подписей, — написал политик на своей странице в Facebook. — Если кратко, то, конечно, недоглядел, и надо было проверять подписи на порядок жестче, буквально под лупой, поскольку любая помарка или описка означает недостоверность. Очень много вопросов к самой системе ГАС «Выборы». Собственно, большинство претензий основывались на том, что информация в их базе не совпадает с данными, которые указал сам человек. Причем в некоторых случаях я точно знаю, что в базе устаревшая информация, а данные были указаны верно. Но искать и тащить всех людей на проверку в ТИК у меня нет ни времени, ни желания.

Пройти процедуру регистрации удалось только одному члену объединения «Самое время» — действующему депутату гордумы Надежде Агишевой. Она идет по округу № 11 (улицы 25 Октября, Борчанинова, Екатерининская, Клименко, часть Комсомольского проспекта и улицы Газеты «Звезда», Луначарского, Максима Горького и др.). Из 193 подписей, сданных Агишевой, избирком признал недействительными 14. Это количество позволило ей стать кандидатом.

— Мы все проходили эту процедуру первый раз. Первая подпись, которую у меня отклонили, — подпись моей хорошей знакомой, которую я собирала лично, — поделилась Надежда Агишева во время своего прямого эфира в Instagram. — Там была неразборчиво написана одна буква. Избирком истолковал ее неправильно и забраковал подпись. Подобных историй у других кандидатов я знаю очень много.

Людмила Елтышева

Представительница еще одного оппозиционного объединения — «Коалиции +1» — Людмила Елтышева также не смогла зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты из-за проблем с подписями.

Председатель региональной общественной организации «За права многодетных Пермского края» и известная защитница Горнозаводской ветки железной дороги выдвигалась по 17-му округу (Лёвшино, ПДК, Голованово, часть Молодежного и Гайвы). Для регистрации ей необходимо было сдать 167 подписей. Она сдала 184, однако избирком признал недействительными 23 штуки. Для регистрации Людмиле Елтышевой не хватило всего 6 подписей.

Людмила Елтышева с пакетом подписей за свое выдвижение

— Меня не зарегистрировали кандидатом в депутаты, — написала активистка в своих соцсетях. — Официальная причина — несколько подписей не прошли проверку почерковеда, а резервного запаса не хватило, чтобы этот небольшой процент перекрыть. Некоторые подписи отбить всё же удалось: «несуществующие» люди, проживающие по адресу Цимлянская, 31, были найдены и внесены в базу ТИКа.

Остальным семи кандидатам коалиции зарегистрироваться всё же удалось. Журналистка «Новой газеты» Александра Семенова (округ № 21) и журналистка и правозащитница Оксана Асауленко (округ № 13) смогли собрать необходимое количество «качественных» подписей. Избирком забраковал 5 подписей в поддержку Александры (резерва хватило, чтобы их перекрыть) и 1 подпись в поддержку Оксаны.

Еще пятерых кандидатов коалиции выдвинула партия «Яблоко», поэтому подписи собирать им было не нужно. Это юрист Борис Хохлов (округ № 4), социальный предприниматель Ольга Некрасова (округ № 6), экоактивистка Юлия Мяленко (округ № 10), глава пермского отделения «Городских проектов» Александр Синявский (округ № 12) и председатель ТСЖ Иван Федотовских (округ № 22).

В апреле мы побывали на презентации коалиции. Как это было, смотрите в нашем материале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем