В Перми перед публикой выступил замполпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Григорий Куранов. Он встретился с пермскими педагогами и журналистами со своей лекцией о патриотизме. На ней рассуждал о том, почему в нашей стране не любят слово «патриотизм», что это вообще такое и можно ли его воспитать.
На встречу в Педуниверситет пришли в основном педагоги — их было больше всего, а также студенты, представители общественных организаций, старшеклассники. В зале находилось и несколько журналистов. Встречу организовало общероссийское общественное движение «Народный фронт».
Свою карьеру Григорий Куранов начинал как слесарь-ремонтник завода технического стекла в башкирском городе Салават, работал в горячем цеху, у него 14 рабочих специальностей. Позже окончил мединститут в Уфе и восемь лет работал врачом-педиатром и врачом-реабилитологом в пермских больницах. В 2000 году занялся бизнесом и создал в Перми рекламно-политическое агентство «Кучер». Вскоре стал помощником губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и отвечал за политические процессы. В 2011 году Куранов возглавил работу приемной лидера партии «Единая Россия» Владимира Путина в Пермском крае, в 2012 году руководил администрацией губернатора Пермского края Виктора Басаргина. С 2013 по 2017 год являлся депутатом Государственной думы Федерального Собрания РФ VI созыва. Сейчас Григорий Куранов является заместителем полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева — бывшего мэра Перми и губернатора Пермской области.
Замполпреда занимается разработкой единственной в России прикладной технологии «Матричная система воспитания современных российских духовности и патриотизма». Своими исследованиями и наработками он поделился с пермяками.
«Рухнула вера в будущее страны»
Григорий Куранов говорит о том, что заниматься исследованием патриотизма он начал еще лет 12 назад. Началось с того, что с пермским социологом Александром Нодой они решили узнать, можно ли управлять патриотизмом, и начали проводить исследования и опросы.
С 2014 по 2018 годы исследователи задавали вопрос «Уважаете ли вы Россию?» пермским школьникам. И если в 2014 году положительных ответов было 90 процентов, то к 2018 году цифра рухнула до 55 процентов. Также школьникам задавали вопрос, верят ли они в великое и успешное будущее России, и обнаружили, что за те же четыре года цифра с 77 процентов упала до 54 процентов. Но в 2023 году цифра резко выросла.
— Прыгнуло как! Внешний враг [появился], и происходит переосмысление, — констатирует Куранов на встрече и показывает на слайде график.
В том же 2014 году опрос проводили и среди разных возрастных категорий. С тем, что «страна станет сильной и могучей» согласились 66 процентов ребят младше 15 лет и 41 процент — старше. Среди людей среднего возраста согласились с высказыванием 65 процентов.
— Рухнула вера в будущее страны, — говорит лектор. — С чем это связано? В годы советской власти говорили «Если ты не воспитываешь своего ребенка, то его воспитывает улица». Сейчас дети ходят не на улицу, а в интернет. Что мы видим? До 15 лет еще есть авторитет взрослого и родителя, а старше 15 лет подросток уже осознает себя как личность — «я против системы», «не лезьте ко мне», «я лучше вас знаю». Результаты налицо.
Лектор делает вывод, что подрастающему поколению необходима идеология — осмысленный набор ценностей. Причем именно на уровне общечеловеческих понятий, как в стихотворении «Что такое хорошо».
— На уровне семьи ценности мы воспринимаем интуитивно: маме помогать — это хорошо, в магазин ходить — хорошо, обманывать — плохо. А на уровне государства у нас системы базовых ценностей нет. А как воспитывать, не имея базы?
Куранов с коллегами поставили цель исследовать патриотизм с точки зрения массового бессознательного.
— У нас была такая слабая наивная надежда, что мы сумеем понять, как им управлять. <...> Набор вопросов, которые мы ставили: морально-нравственное воспитание, какие действия являются патриотическим, а какие не являются, какие качества характеризуют патриота и как определить, кто больший патриот, а кто меньший.
««Брат 2» — экранизация русской народной сказки»
Исследователи обратились к литературе и стали спрашивать людей, какие фильмы они считают самыми патриотическими. Большинство опрашиваемых в ответ называли «В бой идут одни старики» (16+), «9 роту» (18+), «Т-34» (16+), «Легенду № 17» (12+) «Движение вверх» (12+) и другие.
— Странно, что патриотическими воспринимаются либо драмы, либо трагедии, — говорит Куранов. — Но ведь кинокомедия тоже может быть патриотической. Посмотрел недавно мультик «Три богатыря» (6+) — он с перебором, не совсем однозначный, но патриотичный. Как бы ни ругали современный кинематограф, но в списке оказалось пять современных.
Отдельно политик высказался о «Брате 2», который многие называют также патриотическим.
— Это экранизация русской народной сказки, наш культурный код, — говорит замполпред. — Наш парень Иванушка поехал за тридевять земель, навел там справедливость. В нашей славянской ментальности справедливость и законность — это разные вещи. Если бы мы были немцами, то для нас всё, что законно, было бы справедливо. А у нас закон — это закон, а справедливость — это справедливость.
Среди патриотических произведений изобразительного искусства публика называла «Три богатыря» и «Бурлаки на Волге».
Среди музыкальных произведений опрашиваемые перечисляли «День Победы», «Господа офицеры» и песни группы «Любэ».
— Получается, что наиболее патриотическими считают лирические песни, — делает вывод выступающий. — Немцы если выбрали бы, то они выбрали гимны, но мы славяне, панславяне, выбираем лирику. Из новых вещей — это «Встанем» Шамана. Написать песню наиболее дешево, но тем не менее именно кинематограф производит патриотические вещи, а песен нет. Но может быть, им не хватает популяризации.
Григорий Куранов считает, что государство упустило два поколения кинозрителя, и привел в пример фильмы 1990-х.
— На что фильм «Маленькая Вера» (18+) толкал? Что быть путаной это классно. Девушки ориентировались на героев «Бригады», но это убийцы! Два поколения у нас пропало, такие ценности вводились талантливыми, почти гениальными фильмами. И мы, государство, это прохлопали.
Результатом этого выступающий называет также бездействие современной молодежи.
— У нас молодежь ничего не хочет, сидит в барах, получает свои 30 тысяч и ничего не хочет делать. А мы должны мотивировать их на достижение результатов.
Патриотизм и духовность — как инь и ян
Лектор говорит о том, что для воспитания патриотизма вовсе необязательны дополнительные уроки, ведь этим можно заниматься на обычных уроках. Например, на уроках рисования.
— Но есть же рисование, — продолжает лектор. — Любой урок можно начинать с «Перехода Суворова через Альпы» — три минуты. Изображен тот-то и тот-то, наши, победы, успехи, достижения... После этого «точка, точка, запятая, вышла рожица кривая» — начинаем рисовать. Какие проблемы?
Выступающий говорит также, что патриотизм не может быть без духовности.
— Патриотизм без духовности — это национализм, экстремизм и терроризм. Занимаемся патриотизмом — возрастает духовность, занимаемся духовностью — подрастает патриотизм. Инь-ян, мужчина-женщина, день и ночь… Они взаимосвязаны.
Также политолог отмечает, что патриотизм должен быть не военным, а скорее гордостью за родину — в том числе за свой город, за семью, успехи детей. Духовность же не должна быть религиозной, а в более широком смысле.
Григорий Куранов говорит о том, что у ребенка с рождения есть две данности, но нельзя позволить ребенку гордиться принадлежностью только им.
— Что есть у ребенка, когда он родился? — продолжает Григорий Куранов. — Я в прошлой жизни участковый педиатр Ленинского района, работал на 16-м участке в центре города, поэтому четко знаю, есть две вещи: принадлежность полу и принадлежность нации. Принадлежность полу — есть мальчики, есть девочки. Сейчас, правда, западные коллеги пытаются сказать, что у нас 68, а то и 124 пола. Я не знаю, видел только мальчиков и девочек. По принадлежности к нации сложнее — ребенок может не знать, кто его родители. Если мы как общество не удовлетворим его врожденную потребность гордиться чем-то другим, то по мере взросления ребенок чем будет гордиться? Либо принадлежностью к полу — вот вам феминизм или мужской шовинизм, либо принадлежностью нации — вот вам национализм.
Лектор обращает внимание: чем больше нация, тем меньше в процентном отношении в ней националистов и наоборот, так как «у большой нации поводов для гордости значительно больше».
Выступающий говорит о том, что его прикладная методика патриотизма и духовности прошла проверку экспертов. Сейчас с коллегами, режиссерами и писателями он активно организует различные конкурсы, популяризирующие патриотизм. А также встречается с педагогами, воспитателями детских садов, журналистами и блогерами — даже с теми, кто не разделяет их позицию.
Ранее мы писали о том, что экс-министр культуры Прикамья Игорь Гладнев предложил ввести худсоветы при музеях и театрах. Мы спросили у него — цензура ли это?
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.