Пермские архитекторы обсудили высотность в городе. Специалисты считают, что в центре нужны многоэтажки, а дома на окраине, наоборот, должны быть ниже, чем сейчас строятся. Вопрос возник в связи с грядущими изменениями в Правила землепользования и застройки, которые гласят, что в центре можно будет строить здания не выше десяти этажей.
Архитектор Виктор Воженников отметил, что в центре западных городов множество высоток и даже небоскребов.
— В европейских городах центр города растет вверх. А мы сейчас стагнировали центр города и заставили застройщиков уходить на окраины, — считает специалист. — Посмотрите на Пермский район. Город превращается в кольцо из высоток с инертным и ненасыщенным центром. Сейчас говорится, что в центре должно быть десять этажей, но в отдельных районах — не выше двух. Я считаю, что это погубит наш город.
По мнению архитектора, абсурдно строить новые пятиэтажки вместо старых. Такая политика приведёт к активнейшей застройке высотками Пермского района, а это приведёт к растянутости инженерных путей и тому, что масса жилья не будет обеспечена социальной поддержкой в виде школ, детсадов, больниц. И это может превратить высотные окраины Перми в гетто.
Ведущие архитекторы Перми сформулировали предложения к городским властям:
высотность в городе установить исходя из приказа Министерства культуры. Поскольку сейчас есть расхождения между цифрами Минкульта и горадминистрации, ориентироваться надо по охранным зонам достопримечательностей;
отменить ограничение этажности в центрально-планировочном районе. Высотную застройку проектировать на основе конкурса и рассматривать на градсовете;
коэффициент плотности застройки определять после анализа ситуации в других городах, таких как Санкт-Петербург или Екатеринбург. Мы видим там плотную разветвленную инфраструктуру, которая позволяет комфортно существовать жителям;
снять ограничение этажности в 4–6 этажей в районах с аварийным жильем, иначе строить там невыгодно;
сократить малоэтажную застройку в черте города, чтобы она уходила за город;
запретить строительство многоэтажек в Пермском районе. Иначе «бублик» из высоток будет только расширяться.
Воженников считает, что расползшийся город не будет эффективен и удобен жителям. Свое мнение высказал и Сергей Шамарин. Он считает, что Генплан Перми вообще не нужен, поскольку он делался без учета реальной ситуации в городе.
— Сейчас осторожно высказывается мнение, а нужен ли нам Генплан? Различные границы зон высотности и плотности там не совпадают с границами ПЗЗ, — напоминает Шамарин. — Попробуй во всем этом разберись. Пермь развивалась скачками. В войну был резкий скачок, потому что сюда перевели производства из европейской части страны, переехали люди. Тут появились бараки, а вслед за ними — хрущевки. Но тогда никто и не думал о градостроительстве. При этом силуэт города с Камы не менялся почти двести лет — двухэтажная Пермь и собор на набережной. Мы никогда ничего не построим, если будем бояться что-то менять.
Шамарин согласен с урбанистами, которые считают, что в ближайшие лет 50 города будут разрастаться наподобие Москвы или Гонконга. Только в этом случае мы рискуем стать Пермским районом в Екатеринбурге.
Игорь Луговой считает, что Генплан вообще не влияет на облик Перми, потому что с тех пор, как его приняли в 2010 году, он так и не начал работать. Поэтому никак не будут влиять и изменения в высотности и плотности застройки — всё это пока не обосновано, бессистемно и не согласовано между различными ведомствами и документами. Поэтому и плохо применимо на практике.
Ранее мы рассказывали, что рядом с ТЦ «Белчер» начали строить высотку бизнес-класса.