Пермская легкоатлетка Галина Липатникова выступает в категории для людей с поражением опорно-двигательного аппарата. Из-за поражения спинного мозга у нее нарушена координация и она не чувствует низкие или высокие температуры. Однажды из-за этого у нее оплавилась кожа от жара батареи, но девушка этого не почувствовала. На прошедших в конце лета и начале осени Паралимпийских играх в Токио Галина завоевала золотую медаль в толкании ядра. Спортсменка показала результат 11,03 метра. Мы поговорили с ней о том, как она справляется с физическими нагрузками, о проблемах мотивации в спорте, впечатлениях от поездки в Токио и о том, на что она планирует потратить деньги, полученные за золотую медаль.
Не почувствует, если сломана нога, но немного ощутит разрыв мышцы
У Галины с рождения поражение спинного мозга. Из-за этого она не чувствует, например, температуру воды.
— У меня рецепторы по телу не работают и, чтобы узнать, какова температура воды, мне нужен термометр, — объясняет спортсменка. — В мороз не холодно, даже когда -30 °С. Я смотрю на градусник и надеваю стандартную одежду. Раньше были ощущения когда-то, всё равно мозг запоминает. Но я могу выйти сейчас на улицу в футболке и не замерзнуть при этом, потому что мое тело не будет ощущать холода, ему всё равно, всегда одинаково.
Зимой в мороз Галина подкладывает в обувь стельки с подогревом, ведь если долго ждать автобус на остановке, можно и пальцы обморозить. Из-за этой же особенности у нее всегда теплые руки, поэтому зимой Галина не носит варежки. Руки не мерзнут, даже если лепить снежки, потому что они не знают, что снег холодный, говорит спортсменка. А однажды девушка всё-таки пострадала из-за этой особенности. Она разговаривала по телефону и сидела в это время возле батареи. И уже после разговора Галина увидела, что у нее расплавилась кожа.
— Это с рождения, но это как клубок, оно наматывается, наматывается, то есть раньше я частично не чувствовала боли, — говорит Галина. — Есть поверхностная чувствительность и глубокая. Если ногу сломать, я не почувствую, больно мне или нет, а если мышца рвется — почувствую. То есть я чувствую дискомфорт, но по стобалльной шкале, допустим, я чувствую на десять баллов, а обычный человек — на сто.
Также у Галины Липатниковой нарушена координация. Из-за этого она, например, не может ходить вперед спиной, смотря назад, потому что начинает кружиться голова. По этой же причине она не водит машину.
Галина не всегда занималась именно легкой атлетикой. Когда ей было 20 лет, она пришла в дартс и достигла звания мастера спорта.
— Меня позвали, пригласили, а почему нет? Я согласилась, потренировалась. Хотела быть спортсменкой, но не знала, где в нашем городе можно профессионально заниматься, не так много раньше было секций каких-то спортивных, где ты бы мог тренироваться не со здоровыми, — рассказывает спортсменка. — У нас тоже свои особенности есть. И поэтому очень сложно тренироваться вместе со здоровыми. Я, например, могу снять гриф со штангой со стойки, но не могу поставить ее обратно, теряю контроль. Мне помогает тренер.
В легкую атлетику пермячка перешла, потому что это олимпийский вид спорта, ей предложила заниматься подруга. Сначала, признается Галина, было тяжело, но потом спортсменка втянулась и ей понравилось. «Сейчас уже это, наверно, дело всей моей жизни», — говорит Галина. Тренирует ее уже восемь лет Сергей Николаевич Лодочников.
«Мы ждали этих Паралимпийских игр как манну небесную»
Подготовка к летним Паралимпийским играм в Токио была нелегкой для спортсменки.
— Сначала было страшно, то есть мы ждали этих Паралимпийских игр как манну небесную, грубо говоря, — вспоминает девушка. — Ты ложишься спать с этой мыслью, просыпаешься и думаешь, что скоро она настанет. Были минуты отчаянья, когда хотелось всё бросить, сдаться. Тебе друзья [говорят]: «Да ты что? Ты к этому шел, давай снова». И ты снова встаешь и снова идешь каждый день. Это монотонный труд такой, и на протяжении восьми лет делать каждый день одно и то же — это тяжело. Хочется какого-то разнообразия, но ты реально понимаешь: ну какое оно может быть? Это твоя работа, и другого не бывает.
В Токио спортсмены смогли заселиться только через шесть часов после прилета. Много времени ушло на сдачу ПЦР-тестов и ожидание результатов. Галина ставила себе цель: толкнуть ядро на 11 метров, и у нее это вышло впервые на международных соревнованиях, хотя дома она и раньше достигала этой отметки.
— Вроде как хочется порадоваться [после прилета в Японию]. Я не знаю, мне было дискомфортно, потому что до старта было далеко и расслабляться некогда, нужно было тренироваться, — рассказывает медалистка. — Сложно было, что тренер был не со мной. Лично мы с ним были только на телефоне. Вроде нас тут и много, но ты при этом один. Да, тебе все помогут, но ты всё равно ощущаешь какой-то дискомфорт. Нужно было одной две недели поддерживать этот результат. Мне даже было, наверное, важно не место, а результат, потому что на домашних соревнованиях мы как раз вышли на 11 метров. Это был очень значимый для меня рубеж, который я не могла пройти несколько лет.
Результатом, показанным на Паралимпиаде, Галина осталась довольна, хоть и признается, что ждала от себя большего. При этом на соревнованиях легкоатлетка выступала с травмой колена, которую получила еще в апреле. На первой попытке броска спортсменка поскользнулась, что немного усугубило травму. Сразу после того, как стали известны окончательные результаты, девушку в числе первых забрали проводить тест на допинг. Галина объясняет это тем, что показала слишком хороший результат.
— Не было чувства недосказанности. Бывает, приезжаешь на соревнования и вроде бы доработать пару дней, и у меня результат бы был лучше, — говорит Галина. — Тут я была готова на 100%. Когда я собиралась на старт, собирала рюкзак, сказала: меня заберут на допинг, я толкну 11 метров.
Когда после допинг-пробы Галина Липатникова взяла телефон, она увидела больше 150 сообщений в разных соцсетях и мессенджерах с поздравлениями.
— Первым тренер дозвонился, мы с ним переговорили, потом уже мама [поздравила], и я пошла на награждение. Ты встаешь на пьедестал и думаешь: «Вот она, вот она эта прелесть, ее принесли». И всё. Эмоции зашкаливают, — делится Галина Липатникова.
«Когда стал первым, к тебе отношение поменялось, и ты должен доказывать, что всё-таки лучший»
Полностью осознать свою победу Галина смогла только после возвращения в Пермь.
— И тебя начинают дергать. Тут интервью, там фотосессия, тут конференция. Господи, да заберите вы уже ее (медаль. — Прим. ред.), потому что хочется выдохнуть, отдохнуть и расслабиться, — рассказывает легкоатлетка. — И уже когда сходили к губернатору, я села в самолет и улетела в Сочи, потом к родственникам в Анапу. Самый лучший выход — уехать из города, чтоб тебя никто не дергал. Потому что чемпионат мира уже в конце августа 2022 года, все говорят: так это почти целый год. Это для вас, простых смертных, почти год, а для спортсмена это очень мало.
Легкоатлетка говорит: большая победа собрана, как мозаика, из маленьких частичек побед над собой, и когда этот пазл складывается, получается результат, который важно не потерять. Поэтому Галина придумала для себя мотивационную лестницу. Когда она полностью выполняет работу, данную тренером, то рисует человечка на ступень выше. А если где-то «схалявила» или что-то недовыполнила даже из-за травмы, то человечек спускается на две ступени вниз. За месяц человечек должен пройти 20 ступеней. Наверху этой лестницы Галина изобразила золотую медаль.
— Сейчас трудно, психологически трудно, потому что вроде как ты хотел золотую медаль, она у тебя лежит, и ты думаешь: «Блин, зачем мне это надо?» — говорит спортсменка. — Вроде нравится этим заниматься, но ты приходишь и понимаешь: «Зачем?» Я понимаю, что мне теперь надо еще больше тренироваться, для того чтобы показать еще больший результат и удержать этот баланс. Когда ты уже стал первым, к тебе отношение поменялось, и ты должен доказывать, что всё-таки лучший. И это намного труднее, чем просто добиться этого. Я раньше думала, что попасть в сборную трудно. Ты попал в сборную, и вроде как было легко, а ты попробуй удержись. Спорт — это в принципе не легко, это не удобно, он не может быть удобным. Если это удобно, это не спорт высших достижений.
Золотым медалистам Паралимпиады обещали четыре миллиона рублей. Эти деньги Галина планирует потратить на улучшение жилищных условий.
— Я хочу квартиру в доме с лифтом, потому что ты каждую неделю прилетаешь и улетаешь на сборы, — рассказывает медалистка. — Чемодан 23 килограмма плюс рюкзак и на четвертый этаж пешком без лифта в доме — это как-то… При ограниченных нагрузках на позвоночник мне тяжело всё это таскать на себе. Хочу немного упростить себе и маме жизнь. Она у меня инвалид. Хочу, чтобы она тоже могла выйти зимой прогуляться.
Легкоатлетка надеется попасть на следующие Паралимпийские игры в Париже, чтобы заслужить еще одну медаль и наконец встретиться с президентом России. Дело в том, что государственную награду ей вручал не Владимир Путин, так как службе безопасности не понравились результаты крови на антитела.
Хотя свободного времени у Галины немного, а в этом году его практически не было, она любит вязать крючком плюшевые игрушки, собирать картины из страз и проводить время с семьей и племянниками.
Кроме Галины, медали на Паралимпиаде завоевали еще два пермских спортсмена: золото — у Евгения Торсунова, и бронза — у Федора Рудакова. Мы рассказывали, как их встречали в аэропорту.
Ранее мы публиковали историю чемпионки России по пара-армрестлингу Надежды Вненковской. С рождения у Надежды ДЦП, поэтому ей сложно ходить самостоятельно — нужен помощник, коляска или ходунки. Мы поговорили с ней о том, как она пришла в спорт, что самое сложное в соревнованиях, о любимом отдыхе и татуировке, которая придает уверенности.