В Перми проходит тест-драйв очередного электробуса. На этот раз в столицу Прикамья на «пробу» предоставили машину КАМАЗ-6282, о технических характеристиках которой ранее рассказали на заводе-изготовителе.
В конце февраля во время обкатки без пассажиров технику осмотрел губернатор Дмитрий Махонин. Редакция 59.RU также решила проверить работу этой техники, но уже во время тестовой эксплуатации на линии.
В 14:16 точно по расписанию электробус отправляется от остановки «Станция Пермь II». Пассажиров с улыбкой встречает водитель, который работает в униформе: белая рубашка и красный галстук.
На панели управления электробусом вместо привычного индикатора топлива отображается уровень зарядки аккумуляторов. После одного рейса «батарейка» разрядилась на 20%. Также водитель отслеживает температуру в салоне, которую поддерживает климат-контроль.
В салоне электробуса есть дополнительная подсветка пола. Также подсветка есть и снаружи электробуса, у днища, ее видно в темное время суток.
Двери электробуса оборудованы системой адресного открытия — то есть кнопкой, нажав на которую на остановке, вы сможете выйти. Рядом с кнопками есть информирующие об этом стикеры, однако в Перми водитель самостоятельно открывает все двери на остановках. В Пермгорэлектротрансе пояснили, что хоть пассажиры и привыкли к этой системе в трамваях, в автобусах ради одного экземпляра решили не использовать эту систему, чтобы не путать людей.
О закрытии дверей предупреждает соответствующий звуковой сигнал, к которому уже привыкли пассажиры трамваев. Также во время закрытия дверей загорается красная лампа над выходом.
Подсветка есть и у кнопок подачи сигнала для требования остановки. Кстати, на них нанесена информация шрифтом Брайля для слабовидящих и слепых пассажиров.
Для маломобильных пассажиров электробуса оборудовано специальное место в накопителе напротив средних дверей. Также там расположена кнопка подачи сигнала водителю о намерении пассажира выйти на следующей остановке.
Несколько сидячих мест расположены низко — это сделано для удобства пожилых людей, а также родителей с детьми. Такие места обозначены соответствующими знаками.
Одно из мест также выделено для пассажира в сопровождении собаки-поводыря, чтобы человеку с проблемами зрения другие пассажиры уступили удобное для него место.
Электробус оборудован климат-контролем, который самостоятельно поддерживает заданную температуру. Если летом он охлаждает воздух как кондиционер, то сейчас он работает на обогрев салона.
А вот установленные заводом-изготовителем стационарные валидаторы пришлось заменить на запасные, которые были в резерве. По данным 59.RU, изначально установленное заводское оборудование не смогли подготовить к работе в Перми, поэтому его демонтировали.
В электробусе больше сидячих мест благодаря отсутствию шахты моторного отсека, которая во многих обычных автобусах занимает немалое пространство. Освободившуюся зону заняли посадочные места.
Следует отметить, что электробус отличается от автобусов заметно более плавным ходом, особенно во время начала движения и при торможении. Также он намного тише конкурентов: когда климат-контроль перестает работать, в салоне практически тишина.
Во время поездки некоторые пассажиры достают свои мобильные телефоны и снимают электробус, который для Перми явление редкое. Работает эта машина только по будням, каждый день выполняя всего лишь шесть рейсов (по одному кругу утром, днем и вечером).
Причиной малого количества выполняемых электробусом рейсов кроется в необходимости постоянной подзарядки аккумулятора. В Москве, где сегодня на линию ежедневно выходит более 900 электробусов, для решения этой проблемы используют станции ультрабыстрой зарядки, которые планировали поставить и в Перми.
В середине февраля монтаж оборудования для быстрой зарядки смонтировали возле конечной остановки «Станция Пермь II», однако спустя несколько дней зарядную станцию демонтировали из-за дефекта. Компания «Яблочков», которая производит, поставляет и занимается вопросами монтажа электрозарядных станций модели «Торнадо», проигнорировала редакционный запрос 59.RU о причинах неисправности и планах по предоставлению альтернативной зарядной станции в Пермь. Сейчас, из-за отсутствия возможности быстрой зарядки во время работы на линии, электробусу в Перми приходится после каждого круга отправляться на подзарядку в автобусный парк МУП «Пермгорэлектротранс».
С пассажирами электробус в Перми начал работать 2 марта, однако после первого же дня он в течение недели не выходил на линию. Первые пассажиры рассказали, что в салоне не работали медиапанели и речевой автоинформатор. Редакция 59.RU обратилась к представителям компании-изготовителя, сотрудники которой были направлены в Пермь для сопровождения работы и контроля за техникой.
— Что касается тестового экземпляра электробуса КАМАЗ, то он полностью функционирует, неисправности в его работе не выявлены, — заявили в пресс-службе компании-изготовителя. — Электробус будет запущен на маршрут в Перми после установки зарядной станции и будет тестироваться два месяца, как и планировалось.
Обратную связь о поездках в тестовом электробусе пассажиров просят оставлять в сообществе «Пермский транспорт» во «ВКонтакте». В том числе на основе мнений пермяков городские и региональные власти будут принимать решение о возможности приобретения электробусов в Пермь с возможным федеральным софинансированием.
Напомним, о тестовой эксплуатации электробуса в Перми региональные власти договорились в ноябре 2021 года на московском ежегодном форуме «Транспорт России». Анонсируя тест-драйв, губернатор Прикамья Дмитрий Махонин в своих соцсетях заявил, что «тестовый запуск поможет нам понять, как батарея электробуса покажет себя в наших погодных условиях. В перспективе хотим видеть такой экологический транспорт на улицах региона». Однако в течение марта столбики термометров в Перми не опускались ниже -19 °С, а если учитывать только дни эксплуатации, то воздух охлаждался только до -13 °С.
Также ряд урбанистов, транспортных фанатов и экспертов отрасли высказывают сомнения относительно экологичности электробуса, поскольку каждые 5 лет необходимо заменять аккумулятор, производство, утилизация и переработка которого значительно загрязняют окружающую среду по сравнению с газомоторными автобусами. При этом цена используемого электробусом аккумулятора сопоставима с приобретением нового газомоторного автобуса. Также критику вызывает использование дизельного топлива для обогрева электробуса.
Ранее в Перми уже тестировали электробус: осенью 2018 года мы также проводили тест-драйв аналогичной техники от компании Volgabus.