![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/e4/d3/6be4d3204cc79bf9eb91e6c6e77963a8/656x438_1:5683_d93d55ca2da73511c2eb093b472d9cec@1920x1280_0x3oAI2dN7_4387107062224361059.jpg.webp)
В Перми проходит тест-драйв очередного электробуса. На этот раз в столицу Прикамья на «пробу» предоставили машину КАМАЗ-6282, о технических характеристиках которой ранее рассказали на заводе-изготовителе.
В конце февраля во время обкатки без пассажиров технику осмотрел губернатор Дмитрий Махонин. Редакция 59.RU также решила проверить работу этой техники, но уже во время тестовой эксплуатации на линии.
В 14:16 точно по расписанию электробус отправляется от остановки «Станция Пермь II». Пассажиров с улыбкой встречает водитель, который работает в униформе: белая рубашка и красный галстук.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/f5/82/d8f582eb23febde178a3a93f7483b49a/656x438_1:5683_d2756f7c3124eaa0c9b434231b4b3acf@1920x1280_0xaDMxCJO7_7416332069579477848.jpg.webp)
На панели управления электробусом вместо привычного индикатора топлива отображается уровень зарядки аккумуляторов. После одного рейса «батарейка» разрядилась на 20%. Также водитель отслеживает температуру в салоне, которую поддерживает климат-контроль.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/68/73/bb6873a4d04ddd520d5e2d69bbbc950b/656x438_1:5683_ac2caa50dc789e5c1abcc90083a90abd@1920x1280_0xOzBzYtnZ_5810824298355541463.jpg.webp)
В салоне электробуса есть дополнительная подсветка пола. Также подсветка есть и снаружи электробуса, у днища, ее видно в темное время суток.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/b6/67/1db6677e9dad46dc2f23068d8bd253d2/656x438_1:5683_b47659f383588a57cf839adb0057b71c@1920x1280_0x1cBsl5G4_2414102146999177737.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/df/64/0e/df640e835df8f05d89c633db7b157b8b/656x438_1:5683_cba004e07a2d4cad4b873366df7cc533@1920x1280_0xzkhu4zcn_2681033365323297506.jpg.webp)
Двери электробуса оборудованы системой адресного открытия — то есть кнопкой, нажав на которую на остановке, вы сможете выйти. Рядом с кнопками есть информирующие об этом стикеры, однако в Перми водитель самостоятельно открывает все двери на остановках. В Пермгорэлектротрансе пояснили, что хоть пассажиры и привыкли к этой системе в трамваях, в автобусах ради одного экземпляра решили не использовать эту систему, чтобы не путать людей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/97/97/d29797c513864a7910cd03e659f3090e/656x438_1:5683_9f70bb4466354c94ea84cc2820b72775@1920x1280_0xPgqaOwOx_3591692627784715869.jpg.webp)
О закрытии дверей предупреждает соответствующий звуковой сигнал, к которому уже привыкли пассажиры трамваев. Также во время закрытия дверей загорается красная лампа над выходом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/c8/14/cec814b4e89dc95407049d5a5038611d/656x438_1:5683_6c9463a71339bbcaa347288e148e3740@1920x1280_0xDbx3QqGj_7839954688951675106.jpg.webp)
Подсветка есть и у кнопок подачи сигнала для требования остановки. Кстати, на них нанесена информация шрифтом Брайля для слабовидящих и слепых пассажиров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/ab/ec/29abeca1a9c0b9c31279dc955dce5a7b/656x438_1:5683_bc9a86f515b4d6130f173322014eac26@1920x1280_0xdaIdYyfv_7380434233019239512.jpg.webp)
Для маломобильных пассажиров электробуса оборудовано специальное место в накопителе напротив средних дверей. Также там расположена кнопка подачи сигнала водителю о намерении пассажира выйти на следующей остановке.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/39/87/ce398784344ef49642b6fc28c0966b60/656x438_1:5683_04eb391ba0bcfa149e91b35503756bdc@1920x1280_0xhawRAsTg_6198081927246789188.jpg.webp)
Несколько сидячих мест расположены низко — это сделано для удобства пожилых людей, а также родителей с детьми. Такие места обозначены соответствующими знаками.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/4f/8d/f04f8dbfd91e0478423c1507a84ab887/656x438_1:5683_0e2bdfaa6689f87809e1a9bd91fe8fa3@1920x1280_0xUbZoxXNO_9866934768478146036.jpg.webp)
Одно из мест также выделено для пассажира в сопровождении собаки-поводыря, чтобы человеку с проблемами зрения другие пассажиры уступили удобное для него место.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f6/53/0c/f6530cbf1a238e9f2e5cf22b56d4504a/656x438_1_3b6c68c5447d5bfe3cae5ec8ea347888@1920x1280_0xEupAbf4c_9298652389245102329.jpg.webp)
Электробус оборудован климат-контролем, который самостоятельно поддерживает заданную температуру. Если летом он охлаждает воздух как кондиционер, то сейчас он работает на обогрев салона.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/ff/c0/7affc0c6b72d3fc5d6d97c0c0c5130e7/656x438_1:5683_dde82b58ba1c5ec68fb5f42d6858673b@1920x1280_0xcvFX2PPH_2912638067951032700.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/81/7b/5d/817b5dd35999820617813c078ae22279/656x438_1:5683_ca0c391651d9f641d55430fa68be4a2f@1920x1280_0x3RU82gGq_2448857808635106238.jpg.webp)
А вот установленные заводом-изготовителем стационарные валидаторы пришлось заменить на запасные, которые были в резерве. По данным 59.RU, изначально установленное заводское оборудование не смогли подготовить к работе в Перми, поэтому его демонтировали.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/1e/1f/8d1e1ff9371ed04752d8881419d76db4/656x438_1:5683_837d002169d955eb397af91af27bbaf5@1920x1280_0xBj0w2YUP_1941122725133673006.jpg.webp)
В электробусе больше сидячих мест благодаря отсутствию шахты моторного отсека, которая во многих обычных автобусах занимает немалое пространство. Освободившуюся зону заняли посадочные места.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/ac/30/c0ac30e86688f2eba2d33f5ef0cee4f2/656x438_1:5683_fbbbc1b1e6a6168ef1133ceea562f297@1920x1280_0xVK0QUYKX_7508706920952165357.jpg.webp)
Следует отметить, что электробус отличается от автобусов заметно более плавным ходом, особенно во время начала движения и при торможении. Также он намного тише конкурентов: когда климат-контроль перестает работать, в салоне практически тишина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/ed/29/bded2954e5cc9e5858c9716182b42b3e/656x438_1:5683_5dc9ca93752d60d8a6f5eec47720649f@1920x1280_0xt537SvS1_8097212372837231513.jpg.webp)
Во время поездки некоторые пассажиры достают свои мобильные телефоны и снимают электробус, который для Перми явление редкое. Работает эта машина только по будням, каждый день выполняя всего лишь шесть рейсов (по одному кругу утром, днем и вечером).
Причиной малого количества выполняемых электробусом рейсов кроется в необходимости постоянной подзарядки аккумулятора. В Москве, где сегодня на линию ежедневно выходит более 900 электробусов, для решения этой проблемы используют станции ультрабыстрой зарядки, которые планировали поставить и в Перми.
В середине февраля монтаж оборудования для быстрой зарядки смонтировали возле конечной остановки «Станция Пермь II», однако спустя несколько дней зарядную станцию демонтировали из-за дефекта. Компания «Яблочков», которая производит, поставляет и занимается вопросами монтажа электрозарядных станций модели «Торнадо», проигнорировала редакционный запрос 59.RU о причинах неисправности и планах по предоставлению альтернативной зарядной станции в Пермь. Сейчас, из-за отсутствия возможности быстрой зарядки во время работы на линии, электробусу в Перми приходится после каждого круга отправляться на подзарядку в автобусный парк МУП «Пермгорэлектротранс».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/69/d5/c469d5a3c36dd9628a97e2a61385269b/656x438_1:5683_4880f0c58dc0b87eb149d84b5d4ff7a0@1920x1280_0xGMUjR8RM_0467043378274828211.jpg.webp)
С пассажирами электробус в Перми начал работать 2 марта, однако после первого же дня он в течение недели не выходил на линию. Первые пассажиры рассказали, что в салоне не работали медиапанели и речевой автоинформатор. Редакция 59.RU обратилась к представителям компании-изготовителя, сотрудники которой были направлены в Пермь для сопровождения работы и контроля за техникой.
— Что касается тестового экземпляра электробуса КАМАЗ, то он полностью функционирует, неисправности в его работе не выявлены, — заявили в пресс-службе компании-изготовителя. — Электробус будет запущен на маршрут в Перми после установки зарядной станции и будет тестироваться два месяца, как и планировалось.
Обратную связь о поездках в тестовом электробусе пассажиров просят оставлять в сообществе «Пермский транспорт» во «ВКонтакте». В том числе на основе мнений пермяков городские и региональные власти будут принимать решение о возможности приобретения электробусов в Пермь с возможным федеральным софинансированием.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/90/43/c0904336db76ec55dce638bfe74fcadc/656x438_1:5683_e06af4540a852ad2d87af6a12eeb9074@1920x1280_0xmSMWI0o6_5624640615488410516.jpg.webp)
Напомним, о тестовой эксплуатации электробуса в Перми региональные власти договорились в ноябре 2021 года на московском ежегодном форуме «Транспорт России». Анонсируя тест-драйв, губернатор Прикамья Дмитрий Махонин в своих соцсетях заявил, что «тестовый запуск поможет нам понять, как батарея электробуса покажет себя в наших погодных условиях. В перспективе хотим видеть такой экологический транспорт на улицах региона». Однако в течение марта столбики термометров в Перми не опускались ниже -19 °С, а если учитывать только дни эксплуатации, то воздух охлаждался только до -13 °С.
Также ряд урбанистов, транспортных фанатов и экспертов отрасли высказывают сомнения относительно экологичности электробуса, поскольку каждые 5 лет необходимо заменять аккумулятор, производство, утилизация и переработка которого значительно загрязняют окружающую среду по сравнению с газомоторными автобусами. При этом цена используемого электробусом аккумулятора сопоставима с приобретением нового газомоторного автобуса. Также критику вызывает использование дизельного топлива для обогрева электробуса.
Ранее в Перми уже тестировали электробус: осенью 2018 года мы также проводили тест-драйв аналогичной техники от компании Volgabus.