Дороги и транспорт Турникеты в транспорте «Транспорт станет в 1,5–2 раза медленнее»: эксперты раскритиковали идею турникетов в пермских автобусах и трамваях

«Транспорт станет в 1,5–2 раза медленнее»: эксперты раскритиковали идею турникетов в пермских автобусах и трамваях

От такой системы отказались в Уфе и Москве, зато прямо сейчас она действует в Туле — посмотрите фото

В Уфе в начале 2019 года власти анонсировали установку турникетов в общественном транспорте, но спустя два месяца обсуждений от затеи отказались

Пермяки продолжают обсуждать инициативу депутатов гордумы установить турникеты в общественном транспорте. Жители города высказались радикально против предложения. Сторону пассажиров занял и городской дептранс, глава которого отдельно прокомментировал актуальную тему.

Редакция 59.RU обратилась к транспортным экспертам с просьбой прокомментировать возможное появление турникетов в автобусах и трамваях Перми. Позиция отраслевиков оказалась единогласно негативной — публикуем высказывания опрошенных.

Михаил Якимов: «Это шаг назад»

Михаил Якимов — доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член общественного совета при Ространснадзоре.

— Нужно просто обратиться к конструкционным возможностям транспортного средства и его задачам: перевозить большое количество людей с минимальными затратами времени на посадку и высадку пассажиров. Именно с этими целями у автобусов и трамваев предусмотрено несколько дверей. Именно для увеличения скорости посадки и высадки пассажиров предусмотрены широкие распашные двери, — отметил член общественного совета при Ространснадзоре Михаил Якимов. — Установка на них турникетов — это своеобразный шаг назад, это резкое увеличение времени, затрачиваемого на посадку и высадку пассажиров, а соответственно, снижение путевой скорости и увеличение времени пассажиров в пути. Следовательно, снижение привлекательности транспорта общего пользования и возможность стимулирования пересадок на индивидуальный транспорт.

Сейчас Михаил Якимов в Туле — оттуда он прислал наглядное фото: что происходит при входе только через переднюю дверь

— Мне казалось, что в Перми с началом транспортной реформы уже решено большинство детских болезней перехода на бескондукторную систему оплаты проезда, основной инструмент которой — стимулирование использования электронных платежных документов и банковских карт, специализированных платежных документов, наподобие транспортных карт, — отметил директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. — Чем больше будут пермяки и гости города пользоваться электронными документами, тем меньше будет количество людей, пользующихся бесплатным проездом. Соответственно, и меньше аргументов для внедрения любых заградительных средств, которые, с одной стороны, может быть, снижают количество безбилетников, но, с другой стороны, ухудшают жизнь законопослушным пассажирам общественного транспорта в городе Перми.

Пассажиры трамваев в Туле парализуют движение транспорта из-за длительной оплаты водителю и входа только в первую дверь

Максим Кис: «Не дай бог такое ввести в Перми»

Максим Кис — основатель и первый руководитель МКУ «Пермская дирекция дорожного движения», сейчас — сотрудник ГКУ «Центр безопасности дорожного движения».

— Когда я несколько лет назад впервые столкнулся с такой системой в Москве, я подумал: «Не дай бог такое ввести в Перми». Пассажиры бы просто сломали эти турникеты, — еще в 2018 году говорил руководивший тогда Пермской дирекцией дорожного движения Максим Кис в интервью 59.RU. — Турникетная система не подходит для пассажирского транспорта категорически. Самая большая проблема не в том, что вход в одну дверь, а в огромных задержках при посадке пассажиров. Задача общественного транспорта — как можно быстрее доставить пассажира. Кстати, именно этот критерий — сокращение времени поездок — мы взяли за основу проекта концепции. А турникетная система делает ровным счетом обратное. Человек три минуты ждет на остановке, а потом пять минут ждет, когда зайдут все желающие. Поэтому турникетные системы вообще не рассматриваются.

Михаил Вшивков: «Турникеты — это лишнее время, а время — деньги»

Михаил Вшивков — автор транспортного блога «первый парк».

— А что такое система контроля оплаты проезда с турникетами? Это система, где пассажиры платят за проезд, заходя в автобус или трамвай. Для считывания безналичной оплаты имеющимся валидаторам надо около двух секунд, а после оплаты еще четыре секунды на экране терминала светится сообщение, во время отображения которого оплатить проезд нельзя. То есть на одну оплату уходит 6–7 секунд суммарно. Пять человек, входящих в автобус, — это полминуты, десять человек — минута. Сейчас же на посадку-высадку в межпиковые часы уходит 10–15 секунд, а за минуту автобус успевает доехать до следующей остановки. Турникеты — это лишнее время, а время — деньги.

Автор транспортного блога «первый парк» Михаил Вшивков обращает внимание на негативное воздействие турникетов в городском транспорте в контексте времени в пути и последствия задержек.

— Транспорт Перми работает по брутто-контрактам. За каждый километр на линии платит бюджет, а стоимость километра рассчитывается по утвержденной федеральной методике. По этой методике чем медленнее ездит транспорт, тем каждый километр его пробега дороже. Поэтому здесь вполне очевидный выбор. С одной стороны — 15–20% пассажиров, которые не оплачивают проезд, начнут платить. С другой — транспорт станет в 1,5–2 раза медленнее и, соответственно, ощутимо дороже для бюджета. В итоге от повышения оплачиваемости проезда финансовые результаты не улучшатся, а напротив, приведут к существенному повышению себестоимости и увеличению размера убытка. И это мы не посчитали потери от того, что для какой-то части пассажиров такой медленный транспорт станет и вовсе не нужным.

Также эксперт обращает внимание на детали возможной реализации турникетной системы в пермском транспорте.

— Депутаты говорят о том, что такую технологию можно применять только в межпиковые часы. Что тогда делать с маршрутами, где час пик целый день — например, с автобусным маршрутом № 12? Да, можно согласиться, что ближе к полуночи, когда в автобусах и сидячие места заняты едва ли наполовину, такая технология и могла бы быть эффективной, но здесь возникает другой вопрос — а нужна ли вообще громоздкая механическая конструкция, которая требует дополнительного обслуживания, если пользоваться ей будут два часа в день?

Владислав Булгаков: «С чего вдруг решили, что турникет будет лучше работать с безбилетниками?»

Владислав Булгаков — транспортный аналитик, главный редактор «ТранспортСПб»

— Установка турникетов не приведет ни к чему хорошему. Во-первых, придется замедлять график движения транспорта из-за длинных очередей на вход людей в вагон. Во-вторых, а с чего вдруг решили, что турникет будет лучше работать с безбилетниками? Если человек хочет проехать без него, то он спокойно его перепрыгнет или найдет иной способ пройти эту машину. Контролеры всё равно будут нужны для проверки оплаты проезда. Так или иначе, вся эта история с турникетами лишь добавит лишних трат из бюджета на закупку и обслуживания, так еще и должного эффекта не даст. Ни с точки зрения борьбы с безбилетниками, ни с точки зрения сокращения расходов, — высказался транспортный аналитик Владислав Булгаков.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем