Департамент транспорта Перми планирует инициировать изменение федерального законодательства о полномочиях контролеров. Об этом сегодня на заседании комитета по экономическому развитию гордумы сообщил начальник дептранса Анатолий Путин.
Депутаты обсуждали работу бескондукторной системы оплаты проезда и долю безбилетных пассажиров в городском транспорте. По итогам первой половины 2023 года увеличилось количество пассажиров (на 21 миллион в сравнении с прошлым годом). Одновременно с этим увеличилась и доля потенциальных зайцев — до 24% (в первой половине 2022 года их было 16%).
В отчетах властей указано потенциальное количество безбилетных пассажиров. Власти объясняют это погрешностью датчиков контроля пассажиропотока, которые установлены над дверьми, проездом детей до 7 лет, которые освобождены от оплаты проезда, а также входом-выходом пассажиров для пропуска других в пиковое время при перегруженных салонах.
После доклада мэрии депутаты стали обсуждать работу контролеров. На прошлой неделе власти признали провал с экспериментом по внедрению мобильных кондукторов и прекратили их работу.
Депутат гордумы и владелец АТП «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов обратил внимание, что для привлечения безбилетников к ответственности необходимо установить их личность. В случаях несогласия пассажиров для этого вызывают Росгвардию, однако не всегда ее сотрудники успевают задержать зайцев.
— Мы сейчас хотим подготовить инициативу [изменения] в федеральное законодательство. Главная проблема — невозможность контролера физически задержать безбилетника, — сообщил Анатолий Путин. — Такие случаи есть, и они, как правило, заканчиваются высадкой пассажиров: наказание не рублем, а временем. Чтобы это количество снижать, надо пересматривать полномочия контрольно-ревизорской службы.
С 2021 года контролеров уполномочили требовать удостоверяющий личность документ у безбилетных пассажиров. Однако задерживать выявленных зайцев контролеры самостоятельно сейчас не имеют права.
В случае выявления должностным лицом, уполномоченным на осуществление проверки подтверждения оплаты, в транспортном средстве лица, нарушившего порядок, установленный в соответствии с частью 7 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное на осуществление проверки подтверждения оплаты, вправе требовать от нарушившего порядок лица документ, удостоверяющий личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а такое лицо обязано предъявить указанный документ. Уплата административного штрафа за это нарушение не освобождает лицо от оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, провоза ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади.
п. 17 ст. 20 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
На законодательный пробел в полномочиях контролеров обратил внимание и урбанист Аркадий Гершман. По мнению общественника, необходимо вмешательство государственных законодателей.
— В Европе с этим проще: полномочия шире распределены по муниципалитетам — на местах сами решают, чем и кого наделять. Где-то даже создается муниципальная полиция для мелких проблем, — написал активист в своем блоге. — А у нас приходится упрашивать или ходить вместе с полицейским по вагонам. Естественно, при таких условиях о полной неотвратимости наказания говорить сложно.
Напомним, в Перми, как и во всём Пермском крае, штраф за безбилетный проезд составляет 2500 рублей при первом нарушении и вдвое больше — при повторном.
Ранее прокуратура после запроса 59.RU признала незаконным освобождение безбилетников от ответственности по инициативе районных администраций Перми.