«До транспортной реформы у нас было больше рейсов и автобусы не переполнялись», — отмечают пермяки, говоря о насущной проблеме: сегодня межмуниципальные автобусы переполнены. Почти все жалобы относятся к маршрутам, которые работают по новым контрактам, заключенным в рамках региональной транспортной реформы. Мы собрали основные претензии прикамцев и попросили прокомментировать их пресс-службу Министерства транспорта Пермского края. Рассказываем, чем недовольны пассажиры и как на критику реагируют региональные власти.
Краснокамск
Чаще всего жалобы на переполненные автобусы поступают от жителей Краснокамска. Количество гневных комментариев от пассажиров маршрутов № 150 и 206, которые соединяют Пермь с Краснокамском, увеличилось в сентябре после изменения расписания. Количество рейсов осталось прежним, однако их перераспределили: теперь автобусы делают меньше рейсов в течение дня, но работают допоздна. При этом полуночные рейсы организованы не из Перми в Краснокамск, а только в Пермь.
— И так каждый день. Половину остановок по Краснокамску проехал и уже не влезают люди. Что, Министерство транспорта, так и будете рассказывать сказки, что меры принимаете? — задаются вопросом в паблике «Автобусы Краснокамск». — Дебилы автобусы запустили ночью почти (из Краснокамска последний аж в 23:25 — вопрос: для кого?) пустые, чтобы свою жопу прикрыть и километраж намотать для галочки, а из Перми вечером с работы так же фиг уедешь. Мало того что срывают рейсы, зато из Краснокамска в 23:25, а мы утром на работу уехать не можем! Когда это кончится?
Помимо пассажиров, о проблемах в краснокамских автобусах сообщил и перевозчик «Авто-Тех». Руководство автопредприятия распространило фотографии переполненных автобусов на маршрутах № 543 из Перми до станции Чайковская и № 817, который соединяет Краснокамск с Чайковской.
— Мы обратились к заказчику перевозок в лице ГКУ «ОПП» («Организатор пассажирских перевозок», подвед Минтранса) о введении дополнительного рейса маршрута № 543. «ОПП» поддержал предложение, однако администрация Краснокамского округа отказала, ссылаясь на дублирование большей части трассы маршрута муниципальным маршрутом № 200.
На указанных выше краснокамских маршрутах работают автобусы среднего класса вместимости. При этом перевозчик ПКГУП «Автовокзал», который принадлежит Минтрансу Прикамья, регулярно не соблюдает расписание и не полностью выполняет указанный в контрактах объем транспортной работы. Например, в сентябре 2023 года на маршрутах № 150 и 206 автобусы должны были суммарно проехать более 221 тысячи километров, но по факту проехали лишь 205. За это «Автовокзал» оштрафовали на 609 тысяч рублей.
Редакция 59.RU попросила прокомментировать ситуацию с краснокамскими автобусами в пресс-службе Минтранса Прикамья.
— Перевозки пассажиров по маршрутам осуществляется автобусами Lotos-206 с пассажировместимостью 72 человека, что соответствует условиям контракта, — отметили в Минтрансе. — Замена на транспортные средства большого класса в рамках контракта не представляется возможной.
О том, планируют ли изменить количество рейсов, автобусов и их размер при заключении нового контракта, а также рассматривают ли возможность досрочно расторгнуть действующий контракт для заключения нового с новыми условиями, в Минтрансе не сообщили.
Добрянка и Хохловка
О переполненных автобусах и их нехватке сообщают также пассажиры маршрутов № 170 и 340, которые соединяют Пермь с Добрянкой и Хохловкой соответственно.
— Количество рейсов сократили, а популярность рейса № 170 не спадает. Этот рейс когда-то запустило местное УТТ, и это был настоящий прорыв — не надо было идти на вокзал за билетом, можно было сесть на разных остановках города, автобус шел в обход Полазны, что существенно сокращало время в пути, сами машины были новенькие и ходили чуть ли не раз в полчаса, — рассказала читательница 59.RU Екатерина. — А потом транспортная реформа, маршрут передали другому перевозчику, рейсы сократили — сейчас в некоторое (вечернее!) время между ними разница в полтора часа, и, конечно, за это время накапливается количество желающих уехать. Добрянка находится совсем рядом с Пермью, студенты ездят на выходные, летом люди ездят на дачи. А сесть так, чтобы именно сесть, теперь можно только на находящейся на окраине города конечной, дальше автобус уже забивается. Летом как-то было так тесно, что мы просто скинулись с другими пассажирами на такси. Сейчас, зимой, автобусы тоже переполнены, особенно вечерние. Запустили, конечно, еще 530-й маршрут, но он петляет через Полазну, а время мало кто хочет терять, и потому толпятся в 170-м.
Аналогичные жалобы на недостаточное количество автобусов поступают и от пассажиров, которые ездят между Пермью и Хохловкой на автобусах маршрута № 340.
— Автобусы в Хохловку летом битком. Пускают изначально с билетами по местам, а дальше все как шпроты, — рассказал о поездках в Хохловку пермяк Александр. — На сайте выставляют билеты на 27 мест, хотя автобусы ездят на 44, а стоя ездит вдвое больше. Кондуктор сказала, что это специально из-за высокого спроса на автобусы. Летом во время массовых мероприятий автобусы переполнены стоячими пассажирами.
В региональном Минтрансе 59.RU прокомментировали, что проблем с автобусами на этих направлениях специалисты не видят. При этом, отвечая на вопрос об автобусах до Добрянки, в ведомстве сослались на возобновление маршрута № 175, который связывает Пермь с Полазной, но до Добрянки не доходит.
— Перевозки по маршрутам № 153, 170, 175, 530 и 340 осуществляются автобусами большого класса с общей пассажировместимостью 80 человек, — сообщили в Минтрансе. — При анализе пассажиропотока установлено, что превышения предельной вместимости на указанных маршрутах нет.
Лобаново
Особая ситуация сложилась с автобусным сообщением в Лобаново. Маршрут № 121, который связывает эту территорию с региональным центром, продолжает обслуживать перевозчик Евгений Красновский по старому свидетельству.
Это направление до сих пор не вошло в региональную транспортную реформу. Соответственно, никаких требований к интервалу движения используемым автобусам и даже способам оплаты проезда власти предъявлять перевозчику не могут. Причиной тому стала выдача 5-летнего свидетельства на обслуживание маршрута в ноябре 2019 года — оно действует по 21 ноября 2024 года.
Тем временем жители Лобаново уже несколько лет жалуются на транспортное обслуживание. Старые автобусы марки ПАЗ регулярно ломаются на линии и не выходят в рейс. При этом стоимость проезда в них выше, чем в других межмуниципальных автобусах, которые проезжают транзитом через Лобаново и дублируют 121-й.
— Сегодня продолжает работать старый перевозчик по причине того, что судом наложены обеспечительные меры, — заявили в Минтрансе Прикамья. — Выехать по госконтракту новому перевозчику сейчас нет возможности.
В качестве альтернативы продолжающему работать по старым условиям маршруту № 121 Минтранс в 2022 году скорректировал работу маршрутов № 344 и 442а, которые связывают Пермь с поселком Юг и Мулянкой. Эти маршруты продлили от ТЦ «Шоколад» до Театра-Театра, тем самым увеличив их дублирование по пути маршрута № 121 в Перми.
Эксперт: использовать автобусы интенсивнее возможно
Транспортный эксперт, автор блога «Первый парк» Михаил Вшивков отмечает, что Министерство транспорта способно улучшить работу межмуниципальных автобусов. Это прописано в условиях брутто-контрактов, по которым уже работает большинство перевозчиков.
— В руках краевых ведомств находится право заказывать столько работы, сколько требуется. Конечно, при заключении госконтрактов в 2020–2022 годах можно было сориентироваться на некорректные прогнозы, что могло привести к тому, что у перевозчиков заказали недостаточный объем транспортной работы, но федеральное законодательство позволяет увеличивать объем работ аж на 10% от первоначального, что дает профильным ведомствам возможность провести работу над ошибками и увеличить количество рейсов, — отмечает эксперт. — Да, приобретение дополнительных транспортных средств — это большая единовременная инвестиция, на которую могут быть готовы не все перевозчики, но использовать имеющиеся автобусы более интенсивно, в принципе, возможно.
Кроме того, эксперт обращает внимание на возможность перераспределения объема транспортной работы между разными маршрутами в рамках уже заключенных контрактов с перевозчиками.
— Многие межмуниципальные маршруты законтрактованы не по отдельности, а в рамках лотов из нескольких маршрутов. В случае возникновения критической ситуации, когда люди перестают влезать в автобусы, можно в рамках лота «забрать» некоторый объем транспортной работы у менее загруженных маршрутов и «передать» ее перегруженным, — отмечает Михаил Вшивков. — Но в любом случае ситуации с перегрузкой автобусов требуют глубокого анализа и тщательного выбора решения.
Жалобы на региональную транспортную реформу со стороны пассажиров начались сразу же при изменениях с 2021 года. О каких-либо планируемых или даже возможных изменениях в работе межмуниципальных автобусов Минтранс Прикамья не сообщает.
Ранее мы разбирались, почему пермские электрички губернатор Прикамья стал называть «наземным метро».
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.