Дороги и транспорт подробности Губернатор Прикамья часто говорит о «наземном метро» в Перми: что это такое и чем отличается от простой электрички?

Губернатор Прикамья часто говорит о «наземном метро» в Перми: что это такое и чем отличается от простой электрички?

Вспомнили первые слова Дмитрия Махонина об этой идее и узнали, как она продвигается

Пермские электрички перезапустили и подали их как «наземное метро», но пермяки продолжают их называть электричками

Летом 2020 года в Перми заговорили о создании наземного метро. Однако вопреки ожиданиям пермяков о создании нового вида транспорта речи не было: формально продолжила работать запущенная в 2004 году сеть городских электричек. О наземном метро губернатор Махонин в октябре заявил и президенту Путину. Изменения при этом прошли малозаметно для пассажиров, которые продолжают называть пригородные поезда электричками и задают вопросы: в чем принцип метро?

С чего всё началось

Впервые о «скоростном наземном метро» летом 2020 года заявил губернатор Прикамья Дмитрий Махонин.

— Пермский край и Свердловская железная дорога ведут совместную работу по запуску электричек «Ласточка» сообщением Пермь II — Краснокамск и Пермь II — Закамск. Первая начнет курсировать уже осенью этого года, — рассказал тогда Дмитрий Махонин после встречи с председателем правления ОАО «РЖД» Дмитрием Белозеровым. — Помимо этого, разрабатывается проект запуска в правобережной части Перми электропоездов сообщением Голованово — Пермь-Сортировочная — Оверята, где ранее пригородного сообщения не было.

Спустя полгода в телеинтервью он пояснил, почему пермские электрички стали позиционировать в качестве наземного метро. По словам главы региона, что в первую очередь это маркетинговый ход для получения федерального софинансирования.

— Наземное метро — можно смеяться, не смеяться, но я считаю, что даже в этом должен быть маркетинговый ход, — заявил губернатор Дмитрий Махонин. — Когда я прихожу в федерацию и говорю: «Мне нужна помощь в создании пермского наземного метро», это куда больше в головах федеральных чиновников оседает, чем [когда] я просто говорю: «Я хочу "Ласточку"». «Ласточку» хотят все, а метро — только Пермский край.

В апреле 2022 года, анонсируя за несколько дней до старта запуск кольцевой электрички между Пермью II и Гайвой через железнодорожный мост и КамГЭС, глава Прикамья заявил: «Да называйте ее как угодно».

Чем же отличается метро от электрички

В пресс-службе регионального Минтранса 59.RU объяснили, в чем, как они считают, заключаются отличия наземного метро от городской электрички.

Наземное метро имеет отличительные характеристики: в отличие от городской электрички, оно встроено в транспортный каркас Пермской агломерации, имеет более разветвленную сеть сообщений между районами, там работает менее шумный современный транспорт, есть стыковочные элементы на другие виды транспорта, — отметили в пресс-службе ведомства. — Пермское наземное метро отличается всеми этими характеристиками.

Комментируя «наземное метро», в Минтрансе отмечают, что проект существует с новыми беспересадочными маршрутами — «пермскими диаметрами», входящими в сеть «метро». Изначально планировали запустить движение до Закамска, Технологического института на улице Героев Хасана и в промзону Осенцов. Однако никаких действий в этих направлений предпринято не было и их перестали отражать на схемах проекта: железная дорога в Кировском районе принадлежит пороховому заводу (это делает невозможным пассажирское движение), а линии до Технологического института и Осенцов исключили из планов без объяснения причин. Остальные диаметры запустили одновременно с кольцевым маршрутом.

Так маршрутную сеть «метро» презентовали при запуске кольцевого маршрута. Кроме линии до Осенцов все диаметры запустили одновременно с «кольцом»

Что, собственно, изменилось?

Глава Пермской пригородной компании Сергей Канцур рассказал 59.RU в подробностях о прошедших улучшениях. По словам руководителя железнодорожного перевозчика, новый концепт направлен на удобство передвижения на поездах по городу, а не только за его пределы.

— Раньше все поезда приходили на Пермь II, которая была и начальной, и конечной. Гениальность идеи — связать бесшовно и продлить маршруты, — рассказал Сергей Канцур. — Для рядового человека это кажется легко, а для железнодорожников это достаточно сложно: есть технологические особенности, откуда электричка выходит, где должна заправляться, обслуживаться и так далее. Мы все эти технологические нюансы побороли и придумали схему беспересадочного сообщения.

Отдельно руководитель Пермской пригородной компании отметил, что для удобства пассажиров стали массово обновлять подвижной состав. С 2018 года еще под руководством губернатора Решетникова в Прикамье стали запускать поезда модели «Ласточка».

— Большое количество «Ласточек» отличает наш регион. У нас 9 подвижных составов выходят в рейс, еще один — запасной. Ежедневно они совершают порядка 150 рейсов, — рассказал Сергей Канцур. — Это ценят наши пассажиры, потому что комфорт в «Ласточках» не сравним с обычными поездами: тут и климат-контроль, и низкий уровень шума с USB-зарядками в салоне.

По словам руководителя Пермской пригородной компании, рост пассажиропотока на электричках в последние два года говорит о том, что поезда стали городским видом транспорта. По мнению Сергея Канцура, железнодорожники этого добились благодаря сокращению интервала движения поездов, который руководитель перевозчика называет комфортным для пассажиров.

— Основное отличие наземного метро и обычных электропоездов — это тактовость (интервал движения поездов в пути. — Прим. ред.). У нас сейчас интервал между электричками 27 минут, а в часы пик — 10 минут, — рассказал Сергей Канцур. — Конечно, тактовость в 2 минуты как в метро мы не достигнем, поскольку по Транссибу нам столько поездов не пропустить, но сейчас человек от Перми II до Молодежной может не отслеживать расписание, понимая, что в ближайшее время электричка все равно придет и он уедет.

Что будет дальше?

Новые остановки

Среди опубликованных ранее планов на 2023 год Минтранс Прикамья анонсировал начало строительства трех новых остановочных пунктов: «Попова», «Сосновый бор» и «Водолеево». Их планируют разместить возле Коммунального моста, ТРК «СпешиLove» и микрорайона Гайва соответственно. Правда, к работам по возведению указанных остановок пока не приступили.

Кроме того, ранее в планах железнодорожников фигурировали новые остановки «Город Сердца», «Решетниковский спуск» и «Дзержинская». В 2021 году возглавлявший тогда Минтранс Андрей Алякринский (сейчас он занимает кресло вице-премьера регионального правительства) анонсировал строительство остановок вдоль набережной в 2021–2024 годах. С тех пор работы не начали, но новые сроки властями не назывались.

Высокие платформы

Региональные власти хотят построить на остановках поездов высокие платформы. Простыми словами: двери вагона будут находиться с такой платформой на одном уровне — как и в обычном метро. Сейчас же в электрички пассажиры поднимаются по лестнице.

Сейчас для посадки-высадки пассажирам электричек приходится пользоваться лестницами. Высокие же платформы обеспечат прямой проход с платформы в салон

— Сейчас мы формируем приемлемую среду с приемлемым техническим решением, — рассказал 59.RU в 2022 году возглавлявший тогда Свердловскую ЖД Иван Колесников (в августе 2023 Колесников занял должность замдиректора «РЖД» по пассажирскому комплексу). — Общий комплекс будет стоить от 250 до 350 миллионов. Это две платформы, разноуровневые переходы, обязательно навесы, совсем другая навигация. Есть разговор, что даже Wi-Fi будет доступен в отдельных случаях.

О намерении построить высокие платформы на Перми I и новой остановке «Попова» стало известно летом 2021 года. Тогда затраты оценивались в 586 миллионов рублей, а закончить возведение этих платформ намеревались в 2023 году.

Еще одним вариантом решения проблемы стала бы покупка низкопольной модификации «Ласточек», которую Пермская пригородная компания планировала в начале 2022 года. Однако в конце февраля того же года стало известно, что их производство отменили. Отметим, что строительство высоких платформ сделает невозможным дальнейшее использование низкопольных поездов в случае их появления.

Обновление подвижного состава

Вместо устаревшего моторвагонного подвижного состава в Пермь планируют поставить новую технику. В ноябре уже замдиректора «РЖД» Иван Колесников рассказал журналистам, что до конца 2023 года планируется получить сертификацию на полностью импортозамещенный вариант «Ласточки».

Первые два состава модели ЭС104 уже проходят обкатку в Свердловской области. По данным ТАСС, Колесников заявил о распределении первых 12 импортозамещенных «Ласточек» между Пермским краем и Свердловской областью.

Возможно, этот состав модели ЭС104 с серийным номером 001 будет перевозить пассажиров в Прикамье

Соединительные скобы между путями

Для сокращения времени электричек в пути железнодорожники планируют построить дополнительные соединения между существующими путями — скобы. Они необходимы, чтобы напрямую съезжать с железнодорожного моста на пути в сторону Гайвы и с КамГЭС в сторону Перми I. Их появление планируется в обход Перми-Сортировочной и станции Молодежная на кольцевом маршруте соответственно, а также в обход станции Оверята для электричек до Краснокамска.

Для сокращения времени в пути по кольцевому маршруту необходимо построить сразу две скобы (на схеме они выделены серым)

Сейчас из-за отсутствия возможности напрямую проехать между путями поезда вынуждены проезжать мимо и на ближайшей остановке машинисты меняют головной вагон на хвостовой. Таким образом после остановки поезд следует в обратном направлении, но на ближайшей стрелке уходит на нужный путь. Сроки появления запланированных скоб до сих пор не оглашаются.

Краснокамская ветка до планируемого ТПУ

Еще в 2021 году региональные власти начали поиск инвестора для строительства транспортно-пересадочного узла на месте действующего автовокзала Краснокамска. До планируемого ТПУ намерены продлить путь следования электричек, конечная остановка которых сейчас размещена посреди промзоны в 800 метрах от автовокзала.

Для реализации всех планов по перевоплощению городской электрички в «наземное метро» региональные власти привлекли к софинансированию проекта железнодорожного монополиста — ОАО «РЖД». Летом 2021 года стоимость проекта чиновники оценивали в 28 миллиардов рублей.

По данным E1.RU, после заявлений главы Прикамья о намерении организовать наземное метро в своем городе в 2022 году заявили и власти Екатеринбурга. Однако, в отличие от Перми, там планируют строительство новых линий, затраты на которые оценили в 100 миллиардов рублей.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем