9 февраля в администрации Перми прошли публичные слушания о внесении изменений в городские правила благоустройства, в частности — касаемо самокатов в центре города. Власти хотят запретить парковку СИМ (средств индивидуальной мобильности) в центре, а также на 38 улицах города. Рассказываем, как прошла встреча.
Что обсуждали?
Проводила публичные слушания замначальника департамента дорог и благоустройства Перми Елена Мамонова. Она сообщила, что обсуждаемый проект подготовлен по поручению главы Перми Эдуарда Соснина. Чиновница напомнила, что именно хотят узаконить власти:
полный запрет стоянки СИМ в городском центре (между Пермью II и Мотовилихинским районом, а также улицей Чкалова и набережной Камы), а также на 38 основных улицах во всех районах города;
запрет размещения СИМ в остальной части города вне велопарковок;
запрет стоянки велосипедов и СИМ на велопарковках не параллельно стойке крепления и в лежачем положении;
эвакуацию оставленных в нарушение правил размещений СИМ на штрафстоянку.
Позиция властей
Инициативу мэрии чиновница мотивировала законодательным пробелом в виде неурегулирования правил парковки СИМ. При этом она отметила, что федеральные власти анонсировали его решение в ближайшее время.
— Пробел в законодательстве, которым планируется федеральными законодателями решить в течение 2024 года, создает достаточно большие неудобства жителям города Перми, — заявила Елена Мамонова. — Жители Перми не умеют парковаться и уважать других, оставляют самокаты на крышах остановочных павильонов.
Чиновница заявила, что электросамокаты вызывают большой негатив у населения. По словам Мамоновой, запрет парковки СИМ в центре позволит сделать передвижение жителей и гостей Перми по территории общего пользования комфортнее.
Информация ГИБДД
В качестве приглашенного властями эксперта выступил начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по городу Перми Владимир Яцук. Он заявил, что организаторы попросили сообщить статистику ДТП с участием СИМ.
По данным дорожной полиции, в 2023 году в Перми произошло 76 ДТП с участием СИМ, в 9 из которых виновником были управляющие транспортным средством. Травмировались 70 человек, один водитель самоката погиб после столкновения с автомобилем на проезжей части улицы Промышленная возле промзоны ПНОС.
— Основные виды ДТП: 42 наезда на пешехода, 18 столкновений с автомобилями и 3 случая наезда самокатов на препятствия, — рассказал Владимир Яцук. — Не все дороги города у нас в полной мере оборудованы велодорожками, велополосами и, согласно правилам, они (водители самокатов. — Прим. ред.) выезжают на тротуары — это прописано законодателем.
Владимир Яцук также озвучил количество происшествий с участием СИМ в разных районах Перми за прошлый год. По данным ГИБДД, рейтинг выглядит так:
1. Свердловский район — 25 ДТП.
2. Индустриальный район — 14 ДТП.
3. Ленинский район — 13 ДТП.
4. Мотовилихинский район — 12 ДТП.
5. Дзержинский район — 8 ДТП.
6. Кировский район — 4 ДТП.
7. Орджоникидзевский район — 0 ДТП.
Галина Меркушева: «Бросают самокаты где придется»
В поддержку ограничений и запретов СИМ выступила соорганизатор публичных слушаний — председатель ТОС «Средняя Курья» Галина Меркушева.
— В 2023 году участились случаи нарушений самокатчиками: они выезжают на проезжую часть, они едут на нем, а рядом идут дети и пожилые, ну не слышат они этого самокатчика, он наезжает и сбивает их. Бросают самокаты где придется — это тоже неправильно. На остановках люди хотят сесть в автобус, а там стоит самокат, — пожаловалась Галина Меркушева. — А если будет всё по правилам, думаю, наверное, задумаются все. И когда будут изымать эти самокаты, тогда подумают и хозяева, что сделать надо для этого. Сами, кто сдают в прокат самокат, о чем-то подумайте, ведь не вы одни только здесь. У вас — бизнес, а у нас — жизнь наша, наших детей. Мы, пожилые люди, не хотим быть инвалидами, а вы на этом деньги заработаете.
Надежда Баглей: «Велосипед и самокат — это наша экология»
Против инициативы властей выступила создательница Сада соловьев Надежда Баглей. Она отметила, что обычно принимает участие в экологических проектах, в том числе с долинами малых рек, а сейчас считает тему электросамокатов в том числе экологической.
— Велосипед и самокат — это наша экология. Это миллионы поездок, которые заменяют автобус и автомобили — они снижают пробки, — заявила Надежда Баглей. — Мы как велосипедисты уже много лет говорим властям: давайте строить инфраструктуру, будут проблемы, нас будет много и на тротуарах мы будем мешать.
По мнению экоактивистки, проблема негативного отношения к самокатам со стороны пешеходов связана с неразделенными транспортными потоками, поскольку при отсутствии велодорожек и велополос водители СИМ по ПДД обязаны ехать по тротуарам. Кроме того, она обратила внимание мэрии на позицию и действия федеральных властей.
— Распоряжение правительства РФ «Об утверждении Транспортной стратегии РФ» четко говорит, что города должны интегрировать СИМ в транспортную систему. Мы в Перми не можем на уровне благоустройства взять и отменить Распоряжение Правительства России, — заявила Надежда Баглей. — Наши транспортники передадут, что у нас запретили самокаты и миллионы поездок СИМ отменили? Потому что ограничение центра и основных улиц от возможности оставить там самокат — это полный крест на всех прокатах самокатов, а люди пересядут на такси и личный автомобиль.
Пермячка также обратила внимание, что регулирование, контроль и эвакуация СИМ потребуют значительных финансовых затрат из бюджета Перми, в том числе на зарплату ответственных за это направление чиновников, работу которых в возможные штрафы за эвакуацию власти включить не смогут.
— Я предлагаю дождаться новых ПДД, исключить запрет [стоянки СИМ] в центре и на основных дорогах — категорически, — заявила Надежда Баглей. — И создать консультационный совет с велосообществами, с полицией, ГИБДД и с заинтересованным бизнесом — и только после этого принимать такие кардинальные решения, которые явно противоречат закону.
Ростислав Толмачёв: «Машины с газонов десятилетиями не можете убрать»
Поддержал Надежду Баглей и выступил против мэрии Перми и студент магистратуры ПНИПУ, координатор сообщества «Урбан Пермь» Ростислав Толмачёв. Он заявил, что предложение властей не соответствует научному и логичному подходам. Свое выступление он начал с официальной статистики.
— Нам сказали о 44 пострадавших пешеходах, но за тот же период от автомобилей пострадало в 8 раз больше пешеходов. От автомобилей у нас погиб 21 пешеход за 2023 год, от самокатов — 0. В России за 2023 год погиб один пешеход по вине самокатчика. При этом от автомобилей погибли 2100 пешеходов — в 2100 раз больше! — отметил Толмачёв.
Предложенный мэрией проект Толмачёв назвал необдуманным и нелогичным. В качестве примера он рассказал о своих поездках на электросамокатах в Свердловском районе с улицы Солдатова до трамвайной остановки «Улица Обвинская», стоянку СИМ у которой власти хотят запретить.
— Там по вашему проекту я не смогу оставлять самокат: вы почему-то решили, что он там мешает, хотя там стояло по 3–5 самокатов возле остановки и никому не мешали. При этом вы там десятилетиями не могли убрать машины с газонов и тротуаров, — заявил активист. — Там сотни автомобилей ездят по тротуару каждый день и уже убили восстановленный в 2022 году газон по БКД. Это никому не интересно, этим никто не занимается, при этом вы запрещаете три самоката, которые никому не мешают, не издают выхлопы и не уничтожают газоны.
Евгений Сагитов: «Причина проблемы — отсутствие инфраструктуры»
Следующим выступавшим стал представитель сообщества «Велосипедизация Перми» Евгений Сагитов. Он заявил, что запрет стоянки СИМ в центре и на основных улицах во всех районах города равнозначен блокированию и запрету работы кикшерингов, а также передвижению на личных СИМ по городу.
— Если мы запрещаем оставлять самокаты в центральной части, это не исключает транзитного трафика, а может даже увеличивает, — заявил общественник. — То есть мы не убираем проблему, которую вы называете: проблема движения самокатов останется.
Евгений Сагитов рассказал, что три года назад активисты проводили исследование и замеряли движение велосипедистов в Перми до появления кикшерингов. Уже тогда они выявили острую нехватку велоинфраструктуры и неоднократно заявляли об этом властям.
— Причина проблемы — это отсутствие инфраструктуры и медленное ее развитие, — в очередной раз на публичных слушаниях заявил общественник. — Если есть инфраструктура, то 95% пользователей без всяких напоминаний едут по велодорожкам, предназначенным для них. Если нет инфраструктуры, тогда неудобства возникают у всех.
Айрат Шайдуков: «Как это коррелируется с ДТП в городе?»
В заключение выступил прилетевший в Пермь GR-менеджер кикшеринга Whoosh Айрат Шайдуков. Он обратил внимание на востребованность электросамокатов у пермяков и отметил, что вопреки мнению властей СИМ используют в качестве транспорта, а не для развлечений.
— Аудитория Whoosh в 2023 году в Перми составила 160 тысяч пользователей, которые совершили 3 миллиона поездок — это то количество, которое мы забрали у автомобилей, — отметил Шайдуков. — Доля транспортных поездок составила 89% от этой цифры: это поездки не с целью покататься, а из конкретной точки А до конкретной точки Б по оптимальному маршруту для экономии времени. Кикшеринг — это транспорт последней мили: от остановки общественного транспорта до места назначения либо наоборот.
Также представитель кикшеринга парировал ранее выступившим организатором публичных слушаний и сотруднику ГИБДД.
— Я услышал здесь статистику по ДТП и инцидентам. К сожалению, такое имеет место быть. Но совершенно неясно, почему в таком случае вводятся ограничение на парковки в центре. Как это коррелируется с ДТП в городе? — спросил собравшихся Айрат Шайдуков. — Следует обратить внимание на в целом культуру вождения. Нужно говорить не про запреты, а про пропаганду культуры, учить людей. Мы готовы заниматься этим при помощи администрации и ГИБДД: делиться материалами в школах, ссузах, вплоть до родительских чатов. Мы в 2023 году проводили школу вождения, где мы учим ездить на самокатах — она будет проведена и в 2024 году.
По словам представителя Whoosh, ни в одном городе России нет и не планируют вводить подобные ограничения, которые сделают недоступным микромобильность для жителей и гостей города.
— Практика наша такая, которую принимает всё больше городов — это установление правил парковки: где парковки можно размещать и где нельзя. Например, нельзя размещать на велодорожках, на тротуарах меньше 1,5 метра, — рассказал Айрат Шайдуков. — Но запрещать целый район, который является точкой трафика в городе — это сценарий сомнительный, который существенно ограничит в правах жителей города в целом и жителей центра в частности.
Дебаты после слушаний
После завершения публичных слушаний соорганизатор и председатель ТОС «Средняя Курья» Галина Меркушева обвинила выступивших в защиту СИМ во лжи о заключении добровольного соглашения с администрацией Перми для согласования мест парковок в течение трех лет. Также она заявила о необходимости страховать водителей самокатов и пострадавших от столкновений с ними. Представитель Whoosh заявил, что соглашение было заключено перед началом работы их СИМ в Перми, а все водители их самокатов и пострадавшие от них уже застрахованы.
Галина Меркушева заявила, что якобы предложенные изменения в правила благоустройства позволят ездить по центру и припарковать СИМ на парковках перед магазинами, например, на Компросе. Однако внесенный проект решения содержит полный запрет этого.
— У нас запрещается в центральной части города [парковаться] даже на велопарковках, — подчеркнула заместитель начальника департамента дорог и благоустройства администрации Перми Елена Мамонова.
Пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев после публичных слушаний заявил, что прошедшая встреча проиллюстрировала тезисы их компании.
— Позитивно воспринимаем факт проведения публичной дискуссии о роли электросамокатов. Слушания и интерес к ним подтвердили: СИМы действительно стали частью жизни Перми, — заявил 59.RU Денис Балакирев. — Мы надеемся, что диалог продолжится в конструктивном ключе с участием сервисов кикшеринга и приведет к созданию удобных для всех жителей города условий дальнейшей интеграции самокатов в транспортную систему Перми.
Что дальше?
До 18:00 понедельника 12 февраля администрация Перми принимает все обращения с предложениями относительно подготовленного проекта решений в письменном виде в мэрии на улице Ленина, 25 (кабинет № 5), либо через интернет-приемную на сайте горадминистрации в разделе «Предложения к публичному слушанию». Все предложения при этом должны быть оформлены по форме, которая приложена к постановлению о проведении публичных слушаний.
Для дальнейшего утверждения и вступления подготовленного мэрией проекта изменений Правил благоустройства его должны рассмотреть и поддержать депутаты Пермской городской думы. Повестка ближайшего пленарного заседания ПГД в феврале пока не опубликована.
Ранее мы рассказывали, что независимые эксперты раскритиковали желание властей Перми запретить СИМ в центре города, а несогласные с мэрией пермяки создали петицию против изменений городских правил благоустройства.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.