Дороги и транспорт Ошибка валидатора, а вина пассажира? Как избежать и оспорить штраф «за безбилетный проезд» в Перми

Ошибка валидатора, а вина пассажира? Как избежать и оспорить штраф «за безбилетный проезд» в Перми

Разбираем частые проблемы при оплате за проезд

Иногда пассажиры сталкиваются с ошибками на валидаторах в транспорте — не все знают как поступать в таком случае

В социальных сетях периодически появляются жалобы на несрабатывающие карты в пермском транспорте. Пассажиры винят перевозчиков и власти за бездействие и неисправную технику. На днях пермячка пожаловалась, что на оплатившего проезд супруга составили протокол за безбилетный проезд. Разбираемся, как это могло произойти, а также приводим ответы дептранса на распространенные проблемы при оплате проезда.

Что случилось?

— Он законопослушный гражданин, проезд оплатил, но так как их система не доведена до совершенства, выдало, что он не оплатил, — говорится в анонимной публикации от лица пермячки в сообществе «Пермь Сегодня». — Та [контролёр] ему стала предъявлять, угрожать полицией. [В итоге] составила протокол, штраф 2500 [рублей].

В последствии, пишет женщина, в ГорТрансе с пассажира взяли объяснительную. При этом, по словам автора поста, оплата проезда прошла.

— Самое смешное, что протокол составили в 13:41, а оплата прошла в 13:18, — говорится в публикации. — И теперь мы должны отдать 2500 [рублей] за то, что их система не работает.

Конкретно по этой ситуации в дептрансе комментарии давать отказались, сославшись на то, что акты об административных правонарушениях содержат личные данные пассажиров, которые не могут распространяться департаментом транспорта. Однако заявили: чаще всего сами пассажиры совершают ошибки при оплате проезда, которые могут привести к штрафу. И привели несколько из них — разбираем их ниже.

Карта вроде в стоп-листе, но оплата же списалась?

Самая частая ошибка — нахождение карты в стоп-листе. При этом валидаторы издают длинный звуковой сигнал и пишут на своём экране, что карта обслужена не будет. После этого с банковской карты могут списать деньги, однако пассажир при этом останется безбилетным.

После сообщения о стоп-листе с карты попробую списать деньги за долг, а не за текущую поездку

— Система пытается вывести карту из стоп-листа, списав долг за прошлую поездку, — пояснили 59.RU в дептрансе. — Таким образом текущая поездка остается неоплаченной.

Пассажир может получить уведомление о списании денег за проезд, но они уйдут в счёт долга за предыдущую поездку. Текущую же необходимо оплатить альтернативным способом — другой картой, проездным, мобильным приложением или наличными.

Деньги списывают через полчаса — учтут ли оплату?

Переживая за то, как может сработать контроль, пассажиры отмечают: оплата проезда по карте никогда не проходит сразу. Если смс или пуш о списании средств еще не пришли, будет ли поездка считаться оплаченной? В Дептрансе отвечают: контролёры проверяют не списание денег со счёта, а факт успешной валидации карты на стационарном валидаторе или наличие электронного билета в мобильном приложении «Транспортная карта Пермь».

Информацию для проверки они берут именно со стационарных валидаторов: служебной картой они переносят её на свои переносные валидаторы. После этого они просят пассажиров, оплативших проезд картой, приложить её к ручному терминалу, который покажет, подтверждал ли до этого стационарный валидатор оплату проезда.

Подобные проблемы, по данным дептранса, возникают именно с банковскими картами. Это происходит из-за оффлайн-эквайринга, через который организована оплата проезда в общественном транспорте.

Зелёный экран со словом «оплачено» — гарантия обойти штраф стороной

Другими словами, деньги списывают со счёта не в момент прикладывания карты к валидатору, а после выгрузки информации из валидаторов на сервер системы оплаты проезда. При этом транспортные карты срабатывают моментально.

Механизм оффлайн-эквайринга используют из-за отсутствия покрытия мобильным интернетом на ряде дорог. Кроме того, он позволяет ускорить процесс одобрения оплаты проезда, не заставляя пассажиров дожидаться у валидаторов получения подтверждения списания денег.

Во всём общественном транспорте Прикамья используется платёжная система «СберБилет». Этот же сервис используют и в других регионах — в Псковской, Ростовской, Самарской, Смоленской областях, а также в ряде других регионов. При этом стоп-лист на все регионы один: если не оплатить поездку, например, в Перми, до списания задолженности нельзя будет оплатить проезд в республике Коми.

Карту надо держать доооолго

В дептрансе говорят, что также неправильно быстро убирать карту от валидатора — в таком случае он сообщает об ошибке чтения карты или о невозможности оплатить ей проезд.

Карту в таких случаях необходимо держать у валидатора дольше, поясняют в дептрансе. При этом при оплате проезда телефоном необходимо дождаться подтверждения именно от валидатора, а не от смартфона.

А если не работает валидатор?

В случае ошибки при оплате проезда через валидатор пассажиры обязаны оплатить проезд другим способом — другой банковской картой, транспортной картой, в мобильном приложении «Транспортная карта Пермь» или же наличными. При этом избежать штрафа за безбилетный проезд можно только при наличии безлимитного проездного.

Если оплата не прошла на одном из валидаторов — нужно подойти к другому или оплатить проезд иначе

— В этом случае можно подтвердить его наличие на транспортной карте через приложение, — пояснили 59.RU в департаменте транспорта Перми. — Поездки пассажира в этой ситуации считаются предоплаченными.

Как доказать, что платил за проезд?

Сами контролёры не выписывают штрафы «зайцам» — они составляют акт, в котором фиксируют факт безбилетного проезда. При этом сам пассажир может указать, что с безбилетностью своего проезда не согласен.

Составленные акты рассматривают административные комиссии. Для разрешения спорных ситуаций они запрашивают видео с камер видеонаблюдения в салоне, а также с видеорегистраторов контролёров. Ошибочно составленные акты аннулируют, штраф в таком случае не выписывают.

Отдельно в департаменте транспорта заверяют, что системных проблем и сбоев в работе валидаторов в пермском транспорте нет.

— Валидаторы, как и любая техника, могут выходить из строя. Однако, в случае сбоев, перевозчику выносятся штрафы за неработающее оборудование, — сообщили 59.RU в дептрансе. — Кроме того, сейчас прорабатывается система мониторинга валидаторов для повышения надежности их работы, а при переходе на новые контракты с перевозчиками их количество в салоне будет увеличено.

Кроме того, до конца 2024 года в пермских автобусах и трамваях планируют начать внедрение новых способов оплаты проезда — через Bluetooth, а также через СБП без необходимости пополнения транспортной карты.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
20
ТОП 5
Мнение
Проехали вдвоем 9000 км на авто. Подруги три недели колесили по Монголии и потратили всего 150 тысяч рублей
Анонимное мнение
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Мнение
«Будто там коровы стоят». Известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев — о том, почему на работе так важен туалет
Артемий Лебедев
дизайнер, блогер
Рекомендуем
Объявления