
Кроме трамвая в Перми уже больше года есть и альтернативный городской электротранспорт — электробусы
Пока в Перми массово реконструируют трамвайные линии, пассажиры всё чаще задаются вопросами о строительстве новых. Планы расширить охватываемую электротранспортом территорию заложены в генплане и неоднократно подтверждались властями публично. Однако после строительства ветки на улице Революции в 2019 году стройки дальше не пошли. Редакция 59.RU попыталась узнать у властей о планах по строительству новых линий электротранспорта. Рассказываем, что думают чиновники и независимые эксперты о будущем пермского электротранспорта.
Что за планы в генплане?
Генеральный план Перми больше 10 лет предусматривает перспективы развития электротранспорта. В нём указаны три «волны» ренессанса пермского трамвая: первая, вторая и более отдалённые перспективы.
На карте красным — первоочерёдные планы генплана, синим — второстепенные, а розовым — дальносрочные
Первоочередные планы — появление трамвая на Парковом и Садовом. Следующий этап включает строительство линий на Крохалевку и Владимирский, а также соединение улицы Куйбышева между Революции и Ленина. В более долгосрочных планах указан микрорайон Нагорный, полностью улицы Сибирская и Монастырская, а также Окулова от Монастырской до существующей ветки на Дзержинского.
Мэрия Перми: «70% поддерживают развитие трамваев»
В администрации Перми заявляют о необходимости расширения трамвайной системы города. Приоритетными там называют появление трамвая сразу в нескольких микрорайонах: на Парковом, Садовом, Крохалева и Владимирском.

На Крохалевку трамвай может пойти по улицам Солдатова и Анвара Гатауллина

Продлить ветку от Велты до Владимирского нужно всего лишь на 1,5 километра

Тоннель под Транссибом для новой трамвайной линии уже построили
— Необходимость развития трамвайного сообщения обусловлена высокой плотностью застройки в этих районах и большим пассажиропотоком, направляющимся преимущественно в центр города, — пояснили 59.RU в мэрии. — Более 70% респондентов недавнего опроса поддерживают развитие трамвайного сообщения.
Однако в горадминистрации отмечают, что для строительства новых трамвайных линий нужно много денег.
— Администрацией города Перми рассматривалась возможность использования инфраструктурных кредитов или заключения концессионных соглашений, — рассказали 59.RU в мэрии. — Строительство новых сетей пока не запланировано.
Минтранс: «Активно развиваются электробусы»
В Минтрансе вопросы 59.RU о планах по строительству новых трамвайных линий в Перми оставили без ответов. Вместо информации о возможных сроках появления новых путей чиновники заявили о перспективности альтернативного вида транспорта — электробусов.
— Сейчас активно развиваются электробусы: они не требуют дорогую инфраструктуру, такую как трамвайные пути и контактную сеть, — пояснили 59.RU в Минтрансе. — То есть можно строить дороги, которые будут использоваться как электротранспортом, так и обычными автомобилями.

В Перми электробусы работают только на маршруте № 81
Ранее в интервью 59.RU губернатор Пермского края Дмитрий Махонин высказывался в поддержку развития трамвайного движения в Перми. При этом глава региона отметил, что до расширения системы необходимо обновить существующие трамвайные линии.
— Мне нравится электротранспорт, я хочу, чтобы трамвай «дотянулся» и до Кондратово, — заявил 59.RU Дмитрий Махонин. — Но есть вопрос приоритетов. Когда мы по центру города новые вагоны отправляем по старым рельсам, то не создаем необходимого комфорта для пассажиров. Давайте действующее трамвайное полотно приведём в нормативное состояние, купим новый подвижной состав. А потом уже будем думать о новых ветках и новых направлениях. Пока мы сосредоточены на модернизации того, что есть.
Что говорят эксперты
Александр Морозов: «Трамвай сэкономит 500 миллионов в год»
Вице-президент международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александр Морозов считает, что в Перми необходимо расширять трамвайную сеть и активнее её использовать. По мнению эксперта, это одновременно сделает поездки пассажиров комфортнее и позволит экономить городской бюджет.
— Понятно, что первоначальные вложения в трамвай будут больше. Но потом в эксплуатации трамвай будет на 40% дешевле автобуса, а электробус — дороже автобуса на 30%. К тому же зарядные станции для электробусов тоже стоят деньги, под них ещё нужно найти мощности, подвести их, каждые 5–7 лет заменять аккумуляторы электробусов — это очень дорого.

По мнению эксперта, крупные вложения в трамвай со временем отбиваются экономией ежегодных расходов
По предварительным расчётам эксперта, затраты на строительство новых трамвайных линий могут окупиться экономией в дальнейших расходах. Произойти это может благодаря снижению стоимости контрактов с перевозчиками за счёт сокращения расходов на использование трамваев вместо автобусов и электробусов.
— Например, в направлении на Садовый трамвай сэкономит 500 миллионов рублей в год. Если изначально вложить 5 миллиардов, то эту сумму сэкономят за 10 лет, — заявляет Морозов. — Трамвай сократит и социальные издержки — время в пути, загрязнение воздуха, количество ДТП.
По мнению эксперта, к этим выводам могут прийти и сами власти. Однако сейчас это может быть очевидным не для всех из-за отсутствия нужных документов планирования и расчётов всех возможных вариантов развития.
— Когда расчёты в документах планирования Минтранса будут проведены, ни у кого не будет смысла бороться с истиной, что на Садовый нужен именно трамвай, а куда-нибудь в районы с одноэтажной застройкой или посёлки в агломерации можно будет запустить электробусы, — считает Морозов. — У каждого вида транспорта есть своё место, на самых загруженных транспортных коридорах целесообразнее использовать трамваи. В Перми трамвай требует своего развития, которое позволит сократить расходы.
Андрей Шестопалов: «власти могут ошибаться»
Аналогично за расширение трамвайной системы города высказывается и Андрей Шестопалов, гендиректор «Первой компании транспортной инфраструктуры», которая занимается разработкой документов транспортного планирования и трамвайных концессий.
— Безусловно, строительство трамвайных линий — лучший выход. Причём запускать, может быть, смысл не только односекционные трамваи, но и трёх- или даже пятисекционные, потому что Пермь — город большой. Тогда люди будут отказываться от машин и пересаживаться на общественный транспорт.

Сейчас в Перми ездит один трехсекционный «Лев», остальный трамваи односекционные
По заверению эксперта, трамвай должны использовать на самых загруженных направлениях, а электробусы больше подходят для внутрирайонных маршрутов с небольшим потоком пассажиров.
— То, что в Пермь купили электробусы, скорее связано с федеральной политикой, но никто не считал, сколько будет стоить их эксплуатация, — считает Шестопалов. — Когда начнут считать деньги за перевозку, все сильно удивятся.
В качестве рекомендации местным властям эксперт говорит о необходимости начать строительство новых линий в ближайшее время.
— В перспективе пяти лет можно одну из линий построить — на Парковый или на Садовый, в то же время закончить обновление подвижного состава и за счёт этого сделать Пермь лучшим городом в стране по транспортному обслуживанию, — считает Шестопалов. — У вас генплан в очень правильном направлении, к тому же у вас профессионалы работают в городе. Осталось дело только за обоснованием и реализацией.
- «Дотащим трамвай до Садового»: глава Перми Дмитрий Самойлов ответил на вопросы 59.RU
- Пермские власти прорабатывают вопрос о запуске трамваев до Кондратово и Паркового
- Источник 59.RU: губернатор намерен построить трамвайную линию от Перми до аэропорта
- Губернатор Прикамья Дмитрий Махонин заявил, что власти временно отказались от строительства трамвайной ветки до Садового
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.