Криминал Стрельба в пермском университете «Какой-то животный страх»: в суде выслушали показания еще трех пострадавших во время стрельбы в ПГНИУ

«Какой-то животный страх»: в суде выслушали показания еще трех пострадавших во время стрельбы в ПГНИУ

Двое несовершеннолетних на заседание не пришли

После перерыва в суд для дачи показаний вызвали Егора Донгаузера, Тимофея Ипатова и Анну Косвинцеву

В Пермском краевом суде четвертый день рассматривают уголовное дело о стрельбе в ПГНИУ — 20 сентября 2021 года первокурсник Тимур Бекмансуров пришел в кампус университета с ружьем и открыл стрельбу по студентам и сотрудникам вуза. В результате погибли шесть человек, десятки пострадали.

Ранее в суде допросили родных погибших, а вчера, 7 сентября, начали выслушивать показания пострадавших — допросили четырех человек. После перерыва в этот же день заслушали показания еще троих потерпевших. Суд идет и сегодня: до перерыва заслушали показания четырех пострадавших, затем суд продолжился — допросили еще троих человек и зачитали показания двоих несовершеннолетних из материалов дела: они не явились на заседание из-за сильного стресса после случившегося. На суде выступили таксист Егор Донгаузер, Тимофей Ипатов, студент физического факультета ПГНИУ и Анна Косвинцева — магистрантка геологического факультета ПГНИУ.

Егор Донгаузер — таксист, в машину которого стрелял нападавший

Первым для дачи показаний вызвали Егора Донгаузера — он работал водителем такси и в день трагедии довозил девушку-студентку ПГНИУ до университета. Из-за того что мужчина путался в показаниях, зачитали протокол его допроса. Из него следует, что 20 сентября 2021 года в 11:04 Донгаузеру поступил заказ через мобильное приложение. Он забрал клиентку с улицы Холмогорская, 4 и доставил по адресу Генкеля, 8 / Данщина, 26. В 11:27 таксист закрыл заказ — в это время он находился возле западного КПП университета — и остановился у кафе по адресу Букирева, 10б.

— Проехал метров десять — из-за машин выбежал человек с оружием. — рассказывает Егор Донгаузер. — Черная маска, черная одежда, черное ружье. И выстрел в мою сторону.

Стрелок, по словам мужчины, находился очень близко от машины — метрах в пяти. Егор Донгаузер не стал останавливаться и проехал. После он обнаружил, что машина повреждена.

— В капоте — дыра, ну много дыр от дроби, и, соответственно, там внутренние какие-то повреждения были, — перечисляет водитель такси.

Сам мужчина не пострадал. Он вспоминает, что, когда высадил девушку, у КПП было много людей, а стрелок от входа в университет находился в 20–40 метрах. Исков Егор Донгаузер не предъявлял и не собирается, в судебных прениях мужчина участвовать отказался.

Знакомый Тимофея Ипатова Ярослав Арамелев погиб

Тимофей Ипатов выступал вторым. В сентябре 2021 года он учился на втором курсе физического факультета ПГНИУ. В день трагедии он стоял со знакомыми Никитой Смирновым, Ярославом Арамелевым, Анной Герц и Елизаветой Ивановой у западного КПП.

— За территорией университета стояли курили. Примерно в 11:25 мы уже хотели идти обратно на территорию университета, но решили еще постоять, — рассказывает юноша. — После этого услышали три характерных хлопка за спиной. На третий хлопок все поняли, что это не хлопушки, не фейерверки, а выстрелы из огнестрельного оружия. Мы все ринулись через проходную на территорию кампуса. Бежали по территории кампуса, забежали в шестой корпус — это химический. Он находится слева от проходной. Проходили там, я попытался оказать помощь Ивановой Елизавете и Ане Герц, — рассказывает молодой человек. — И в это время он [стрелок] зашел в корпус, мы услышали стрельбу в корпусе, побежали. Я побежал на третий этаж вместе со своей знакомой. И на третьем этаже химического корпуса мы вместе с группой других людей забежали в лабораторию и нас закрыли там на ключ, мы сидели ждали.

Во время нападения Тимофей Ипатов стоял спиной к улице Генкеля и лицом к университету, на звук он не оборачивался, то есть нападавшего не видел: всё происходило слишком быстро. Тимофей Ипатов говорит, что побежал, когда побежали все. На КПП он забегал вместе с Елизаветой Ивановой и Анной Герц и бежал с ними до шестого корпуса. Молодой человек хотел оказать помощь Елизавете: увидел у нее на лице кровь.

— Я видел, что она держалась за свой нос, за лицо, скажем. И когда мы заходили в корпус, с лица стекала кровь, — рассказывает Тимофей Ипатов. — Я побежал искать какие-то салфетки, что-нибудь, чем можно было кровь вытереть.

Девушки забежали в женский туалет, а молодой человек убежал по лестнице. Выстрелы, как он вспоминает, было слышно внутри шестого корпуса. Записи с камер видеонаблюдения Тимофей Ипатов смотреть отказался, видел только видеозапись с КПП — следователи показывали кадры, чтобы он смог опознать студентов, стоящих у входа в кампус. Сам молодой человек не пострадал, но признаётся, что переживал, ждал вестей от Ярослава Арамелева, а позже узнал, что тот погиб. Исков Тимофей Ипатов не подавал и не собирается, в судебных прениях участвовать отказался.

Анна Косвинцева получила ранение в плечо

Анну Косвинцеву вызвали третьей. На момент случившегося девушка училась на первом курсе магистратуры геологического факультета ПГНИУ. В тот день у Анны была третья пара, и девушка, как обычно, подъезжала к университету на остановку «Пермь-2» в районе 11:25. В 11:30 Анна Косвинцева уже была у западного КПП.

— Стояла курила и переписывалась с подружкой, как я помню, во «ВКонтакте». Около КПП было очень много народу, так как там встречаются обычно люди перед парой или просто выходят, — рассказывает девушка. — В какой-то момент я услышала характерные хлопки. Я помню, что в толпе я переглянулась с какими-то незнакомыми парнями взглядом, ощущения были, что выхлопная труба у автомобиля как-то сработала. Я даже не обратила внимания, потому что я была в наушниках, но когда хлопки начали повторяться и толпа ринулась в сторону КПП западного, ноги автоматически меня тоже понесли туда. Не оборачивалась, ничего в принципе, просто уже какой-то животный страх и на инстинктах [почувствовала], что надо бежать. Забежав в КПП, я почувствовала, что меня очень сильно ударили в стороне правой лопатки, я схватилась за нее и уже стала продираться дальше, — вспоминает Анна Косвинцева. — Бежала в сторону восьмого корпуса, набирала в этот момент молодого человека и на автомате сказала, что у нас стреляют.

Девушка забежала в восьмой корпус и начала доставать пропуск, чтобы пройти через турникеты. Тогда, вспоминает Анна, у входа уже стояла толпа. Из будки вышел охранник и спросил, что случилось. Девушка объяснила, что кто-то стреляет, а потом начала перелезать через турникет — пропуск не сработал.

— В какой-то момент я слышу, что хлопки начинаются прямо очень близко, где-то в районе спины, и начинаю бежать на пятый этаж, хотя я не знаю, почему я начала бежать на пятый, просто ноги уже несли выше и дальше, — вспоминает девушка. — Увидела, что какая-то аудитория начинает закрываться и в принципе просто забежала в нее и закрыла дверь. Как я поняла, там сидел второй курс геологического факультета. Со мной забежал еще один парень, получается, мы вдвоем вместе бежали на пятый этаж, а все остальные, которые находились на первом, они бежали на второй этаж. Мы закрылись и стали ждать вестей. Кто-то смотрел во «ВКонтакте», читал беседы. Я попросила посмотреть, что у меня с плечом, — рассказывает Анна. — Преподаватель сняла с меня куртку и сказала, что у меня идет кровь, что у меня прострел по касательной. Что надо что-то делать. Я позвонила на второй этаж в службу соцподдержки, потому что я хорошо общаюсь с людьми, которые там работают, и спросила как они там. На что мне сказали: «Тихо, он на втором этаже, он здесь», — и отключили телефон.

Спустя время люди со второго этажа снова вышли на связь. Анна Косвинцева сообщила им, что ранена и теряет сознание. Ей пообещали, что за ней уже идут, чтобы помочь.

— Через какой-то промежуток времени начали стучать в аудиторию очень сильно, никто не отвечал, кто это, — рассказывает девушка. — Потом уже ответили, что это полиция, «мы будем вас выводить», начался непосредственно процесс эвакуации. На втором этаже к нам подошла женщина-медик, говорит: «Пойдем со мной к скорым». Она хотела меня вывести через главный вход, где турникеты, но я испугалась, потому что я увидела там тела.

В итоге Анна Косвинцева вышла через боковой вход вместе с другими людьми и потеряла из виду медика — все начали разбегаться.

— Я просто в какой-то момент потерялась очень сильно. Увидела, что какой-то мужчина из машины выходит, уже к нему подбегаю, [говорю], что мне нужно в скорую, меня провожают до скорой, встречает врач, который непосредственно там находится, начинает осмотр, — вспоминает девушка. — Ко мне в скорую приходит еще один молодой человек, у него было ранение с простреленной рукой, и спустя какое-то время нас увозят в травмпункт.

Стрелявшего Анна Косвинцева не видела и исков не подавала и не собирается. От дальнейшего участия в прениях девушка отказалась.

На суд не пришли еще два свидетеля — несовершеннолетние юноша и девушка (по закону мы не можем называть их имена). Их родители сообщили суду, что дети испытывают сильный стресс после случившегося и отказались приходить на заседание.

В суде зачитали материалы допросов несовершеннолетних. Девушка — студентка первого курса колледжа при ПГНИУ, ее пары проходили в корпусах университета. В тот день она приехала на пары в 07:45, а в 11:20 шла с пар вместе с несовершеннолетним юношей, который тоже не явился на допрос. В 11:26 они вместе вышли с КПП и девушка увидела человека с оружием в балаклаве. Оружие он направлял вперед и стрелял в сторону машины. Девушке показалось, что он выстрелил в лобовое стекло, а потом, по словам потерпевшей, направил оружие на нее и юношу. По словам девушки, у КПП было около 30 человек. Нападавший выстрелил два раза. Спутник девушки спрятался за машину около КПП, а она, не оглядываясь, побежала обратно в восьмой корпус. Девушка рассказывала, что увидела чужую кровь на пальто и лице — возможно, это была кровь раненного в затылок молодого человека, который тоже бежал в восьмой корпус. Она зашла в фойе восьмого корпуса, остановилась у турникета, потому что искала студенческий билет, прошла, побежала на каблуках по лестнице и забежала в аудиторию 202. Там она села на пол и другая девушка начала вытирать ей кровь. Дальше прибежали полицейские и вывели их. По словам несовершеннолетней потерпевшей, сирены в университете не сработали, никто ничего не знал. После трагедии девушка стала бояться громких звуков.

Другой несовершеннолетний — молодой человек, который учился на момент случившегося в колледже при ПГНИУ на «банковском деле». Пары у него обычно проходили в корпусах № 3, 4, 5, 8 и 11. В тот день молодой человек был в третьем корпусе на парах, третьей была физкультура. Вместе с несовершеннолетней девушкой, о которой мы писали выше, он шел на КПП, где стояло около 30 человек, услышал два хлопка и подумал, что это петарды. Он обернулся и увидел трех убегающих и в пяти метрах от себя — человека в каске и с оружием, направленным на юношу. Человек в каске выстрелил, после чего потерпевший спрятался за машину и услышал еще один выстрел. По словам молодого человека, некоторые люди не поняли, что произошло, и шли на КПП, а он их разворачивал. Он вспоминает: видел раненых и хромающих людей, слышал выстрелы, а потом ушел на автобусную остановку, позвонил девушке, с которой шел на КПП, и убедился, что с ней всё в порядке. Юноша тоже говорит, что сирен и оповещений не слышал. После трагедии молодой человек стал бояться общественных мест.

За судом над Тимуром Бекмансуровым мы следим в онлайн-трансляции.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем