Культура обзор

«Футурама» и буффонада: о премьере «Любви к трем апельсинам» в пермском Оперном и о том, что там делает Бэтмен

Чтобы смотреть оперу, советуем к ней подготовиться и полистать комиксы

В спектакле много карикатурных моментов, ярких костюмов и стилизации под 1950–60-е годы

В прошлый выходной в пермском Оперном прошла премьера спектакля «Любовь к трем апельсинам» (6+) на музыку Сергея Прокофьева. Именно в этом произведении звучит знаменитый марш, которым режиссеры иллюстрировали многие художественные и документальные фильмы. Загуглите, послушайте — поймете.

Опера основана на сказочной пьесе итальянца Карло Гоцци, написавшего ее по мотивам народной сказки. Она рассказывает о том, как в вымышленном государстве пытаются вылечить заболевшего ипохондрией принца Тарталью. Король Треф бросает клич рассмешить сына, но сделать это оказывается нелегко. Принцу приглашают артистов, певцов и даже забавника Труффальдино, но ничто не может рассмешить царственную особу. Вокруг проблемы возникают заговоры, интриги, предательство, разворачивается чуть ли не война. Старая ведьма Фата Моргана попадает во дворец и случайно натыкается на Труффальдино. Она нелепо падает, чем неожиданно смешит страдающего принца. За насмешку она проклинает принца и желает ему влюбиться в первое, что ей приходит в голову — обычные три апельсина. Не спрашивайте, почему, таков сюжет сказки. Принц и Труффальдино отправляются на их поиски, пройдя через многие испытания. Труффальдино удается победить чары Морганы, и в результате принц перевлюбляется в обычную человеческую принцессу.

Вы скажете, что сюжет сказки абсурден, преувеличен и сложно закручен. Так и есть. Он вырос из площадных комедий дель арте, в которых актеры часто использовали маски и нарочитую условность, истории часто придумывали на ходу. Наложите дель арте на сложную музыку Прокофьева и вокал — и получите еще более сложное для понимания произведение.

У оперы давняя история. Пьеса Гоцци так потрясла Всеволода Мейерхольда, что в начале прошлого века он издавал журнал «Любовь к трем апельсинам», посвященный театру, искусству и литературе. Сам выступал в этом издании под псевдонимом Доктор Дапертутто. Александр Головин. Обложка к журналу

«Принц» превращается в киборга


Сергей Прокофьев написал оперу на сюжет этой буффонады в 1919 году. Впервые ее поставили на сцене Чикагской городской оперы в 1921 году на французском языке. С тех пор она неоднократно ставилась на сценах столичных российских театров, а также шла в Самарском театре.

Пермская версия — второй опыт постановки спектакля вне столиц. Музыкальным постановщиком оперы в Перми стал режиссер Филипп Григорьян, известный по работам в Театре наций, «Гоголь-центре» и «Красном Факеле» в Новосибирске. Пермяки знают его по постановкам «Горе от ума» (12+), «Дядюшкин сон» (12+) в «Театре-театре», «Человеческий голос» (12+) и Medeamaterial (12+) в Оперном.

Пока ученые работают на формулами в лаборатории, Фата Моргана и Маг Челий ведут научные споры на своей академической даче. За счет задней сцены художники показали, как одновременно происходят действия в разных пространствах

Режиссер Филипп Григорьян переместил действие сказки из дворца в лабораторию, поменял роли и время на современные. Обновленный сюжет таков: в научном институте ученые заняты изобретением искусственного существа, по сути, киборга, условно назвав его «Принц». В версии Григорьяна бывший король становится директором института, слуги королевства — сотрудниками и лаборантами, Фата Моргана — ученой дамой.

«Он рассмеялся!» Мотив с головой «Принца» напоминает сюжет романа «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева

Части создаваемого профессором киборга никак не срастаются. Ученые рекомендуют ему рассмешить существо, ведь смех оказывает положительное нейрологическое воздействие на организм. Эксперимент удается, хоть и не сразу. Причиной веселья «Принца» и в современной версии становится Фата Моргана. И она так же мстит ему, отправив в виртуальный мир в поисках загадочных трех апельсинов.

Фата Моргана попадает в институт, переодевшись уборщицей, и затевает нелепую драку с Труффальдино
Это она же, но в костюме ученой. «Колдует» над «Принцем» 

Сюр, который есть в сказке Гоцци, становится еще ярче в пермской постановке, действие буквально превращается в театр абсурда.

VR с Бэтменом и Минни Маус


В опере есть отсылки к фантастическим произведениям. Существующая на сцене сама по себе голова «Принца» напоминает голову профессора Доуэля, собранный киборг — робота Бендера, ученый — профессора Хьюберта из мультсериала «Футурама» (12+), образы в искусственной реальности — супергероев.

Красотка-секретарша и ее проекция в виртуальной реальности 

Мир VR театральные художники создали на заднем плане сцены. Герои попадают в него, надев специальные приспособления. Виртуальный мир более совершенен и героичен, но при этом бесцветен и смешон. Он выглядит гротескным и является пародией на происходящее, подчеркивая его абсурдность. Мир искусственной реальности связан с карикатурой: например, «Принц» в нем становится Бэтменом, а принцесса, которую Фата Моргана по сюжету сказки превращает в крысу, — Минни Маус.

Виртуальное пространство, придуманное в спектакле, наполнено комиксами и фантастикой. В нем есть даже Минни Маус

Зрители, присутствовавшие на премьере, от души смеялись над карикатурными моментами и уловили замысел авторов — показать абсурдность, комизм и паясничанье, свойственные фарсу. Недаром Труффальдино одет в клоунский парик, у ученых на минуту появляются клоунские носы, а у Короля — забавный яркий бантик. Но в зрительном зале были слышны и отклики «ну и галиматья, мешанина, надо же такое придумать». Не вся публика была готова считывать режиссерские замыслы, многие просто поленились прочитать в программке, что это комедия дель арте — по сути, комедия масок, на чем, собственно, режиссер и сделал акцент. Да и смотреть постановку лучше, почитав историю пьесы «Три апельсина».

Клоунские парик и красные носы — намек на фарс и условность происходящего

Единственное, что мешало восприятию, — слишком много белых халатов на артистах хора. Они исполняли роли научных сотрудников и лаборантов. Мелькание второстепенных персонажей напоминало броуновское движение. Но, возможно, это специальный прием или метафора, чтобы показать некий хаос, из которого рождается материя. Ученые в спектакле похожи на маленький народ, навсегда облаченный в белые халаты. Они сочувствуют, смеются и сопереживают всему происходящему, как некий организм, отвечающий за эмоции.

«Принц» все-таки влюбляется в реальную девушку, которая является сотрудницей института

Музыкальным руководителем спектакля выступил главный дирижер театра Артём Абашев. Роль Трефа исполняет Владимир Тайсаев, «Принца» — Борис Рудак, Труффальдино — Сергей Власов. В других ролях — Наталия Ляскова, Константин Сучков, Алексей Светов, Лариса Келль. В команде проекта: художник по костюмам Влада Помиркованая, художник по свету Алексей Хорошев, хормейстер-постановщик Евгений Воробьёв, хореограф Анна Абалихина, драматург Илья Кухаренко.

Недавно мы рассказывали еще об одной премьере в театре — опере «Дон Жуан» (18+). В ней много арт-объектов, а артисты поют не на сцене, а в оркестровой яме.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем