Все новости
Все новости

Книги Майн Рида (они есть почти в любом доме) иллюстрировал пермский художник. Вспоминаем его историю

Николай Горбунов приехал в Пермь из Владивостока, работал в двух издательствах, а перед смертью почти ослеп

ds

У многих на книжных полках живут книги Майн Рида, издававшиеся в Перми

Поделиться

У многих пермяков в домашних библиотеках есть книги Майн Рида, изданные в 1980-е годы Пермским книжным издательством. Их легко узнать — на белом фоне изображены ковбои и индейцы верхом на конях. Все они оформлены в глянцевый переплет, на титуле стоит имя художника — Николай Горбунов. Мы нашли людей, которые работали вместе с ним, и узнали о его жизни.

Мало кто вчитывался в титул, где указано имя художника. Кстати, переводчик в этом издании не указан. А это тоже пермяк — Александр Грузберг

Мало кто вчитывался в титул, где указано имя художника. Кстати, переводчик в этом издании не указан. А это тоже пермяк — Александр Грузберг

Поделиться

Из-за боцманской бороды Николай Горбунов походил на персонажей одного из своих любимых писателей — Жюля Верна. Художник охотно иллюстрировал этого и других авторов, писавших о путешествиях, — Майн Рида, Джека Лондона. Мир путешествий был его творческой стихией.

Николай Горбунов носил боцманскую бороду. Все фотографии для этого материала предоставил Государственный архив Пермского края

Николай Горбунов носил боцманскую бороду. Все фотографии для этого материала предоставил Государственный архив Пермского края

Поделиться

Добрый, гостеприимный и часто голодный


Николай Павлович родился в 1936 году в городе Сердобске Пензенской области. Рисовать начал в детстве. После школы работал секретарем комитета комсомола совхоза «Надеждинский» — оформлял молодежные стенды, проводил мероприятия, писал заметки для местной газеты «Ленинский путь», в свободное время делал зарисовки.

Пейзажи художника хранятся в Пермской государственной художественной галерее в фонде графики

Пейзажи художника хранятся в Пермской государственной художественной галерее в фонде графики

Поделиться

Спустя два года поступил в Художественное училище имени Савицкого в Пензе. После него устроился работать художником на Сердобский электроламповый завод и одновременно учился в Московском полиграфическом институте. После окончания вуза Николая по распределению отправили на Дальний Восток на должность старшего художественного редактора книжного издательства. В 1974 году художник переехал в Пермь.

Горбунов во время работы: фото в одном из каталогов

Горбунов во время работы: фото в одном из каталогов

Поделиться

— Один из его сыновей был чем-то болен, и врач порекомендовал им сменить климат, — рассказала 59.RU бывший редактор Пермского книжного издательства Альмира Зебзеева. — Когда у нас освободилось место художественного редактора, Николай перебрался сюда с семьей. Это был очень хороший мастеровитый график и славный человек, работалось с ним легко. Было видно, что он начитан — хорошо ориентировался в историческом времени, был точным по рисунку и деталям. Мы смеялись над его забавной особенностью: когда что-то редактировали, Коля шутил, коверкая слово: «А текста-то куда вставлять?»

Пейзажи художника лиричны и чувственны

Пейзажи художника лиричны и чувственны

Поделиться

А вот еще один, выполненный пастелью

А вот еще один, выполненный пастелью

Поделиться

Бывший директор библиотеки имени Горького, поэт и краевед Александр Старовойтов дружил с художником.

— Его мастерская была недалеко от библиотеки — на улице Горького, — вспоминает Александр Федорович. — В свое время я коллекционировал картины пермских художников и знал почти всех. С площадями тогда было сложно, и один из залов в библиотеке я предоставлял им под выставки. Я часто приходил к Коле в мастерскую, где тот практически жил. Деньги на нормальную еду у него были нечасто, но в мастерской всегда стоял ящик картошки. Он вообще долго мог быть голодным. Поэтому, когда я шел к нему, всегда покупал поесть. К Коле вообще приходило много людей, он был очень добрый и гостеприимный. О себе он рассказывать не любил, но с удовольствием вспоминал годы жизни во Владивостоке.

Так выглядит оригинальный рисунок обложки, сделанный рукой мастера

Так выглядит оригинальный рисунок обложки, сделанный рукой мастера

Поделиться

А так обложки выглядят в изданном виде. Полное издание Майн Рида нам предоставила Пермская библиотека имени Горького

А так обложки выглядят в изданном виде. Полное издание Майн Рида нам предоставила Пермская библиотека имени Горького

Поделиться

Кстати, в библиотеке хранится оригинальный рисунок к сказке Пушкина. Другие рисунки из этой серии — в галерее. Книга Пушкина с иллюстрациями Горбунова издана не была

Кстати, в библиотеке хранится оригинальный рисунок к сказке Пушкина. Другие рисунки из этой серии — в галерее. Книга Пушкина с иллюстрациями Горбунова издана не была

Поделиться

Николай Горбунов занимался не только книжной иллюстрацией, но и станковой графикой — рисовал пастелью, графитом, углем, сангиной, жировым карандашом, маслом, создавал офорты. Особенно трогательны рисунки, на которых изображена семья художника: жена, дети.

«Сыновья», рисунок <nobr class="_">1970–1980-х</nobr> годов

«Сыновья», рисунок 1970–1980-х годов

Поделиться

Они наполнены светом и каким-то невидимым дыханием. Видно, что художник создавал их с особым трепетом.

Кажется, что рисунок выполнен мягким карандашом, но если вглядеться, то оказывается, что черной ручкой

Кажется, что рисунок выполнен мягким карандашом, но если вглядеться, то оказывается, что черной ручкой

Поделиться

По сторонам рисунка — клей, оставшийся от рамки, в которую автор поместил свою работу. Набросок хранится в галерее, его планируют реставрировать

По сторонам рисунка — клей, оставшийся от рамки, в которую автор поместил свою работу. Набросок хранится в галерее, его планируют реставрировать

Поделиться

Хранятся работы в фондах Пермской художественной галереи, но не выставлены в залах — посмотреть их можно на сайте.

В фондах графики рисунки хранят в папках. Эта — с коллекцией Николая Павловича. Специально для нас работы достает Наталья Николаевна Новопашина

В фондах графики рисунки хранят в папках. Эта — с коллекцией Николая Павловича. Специально для нас работы достает Наталья Николаевна Новопашина

Поделиться

Художник иллюстрировал труды Михаила Лермонтова, Дмитрия Григоровича, Александра Куприна, Федора Достоевского и других классиков. Многие его рисунки выглядят динамичными за счет размещения движущихся фигур по диагонали.

Иллюстрация к «Мцыри» Лермонтова

Иллюстрация к «Мцыри» Лермонтова

Поделиться

Объем, глубина, движение — всё передано художником с помощью разнообразных штрихов

Объем, глубина, движение — всё передано художником с помощью разнообразных штрихов

Поделиться

Военная сцена

Военная сцена

Поделиться

Фрагмент рисунка

Фрагмент рисунка

Поделиться

Николай Павлович оформлял книги не только для Перми, но и для издательств других городов, был членом Союза художников СССР, участвовал в международных выставках.

Эта иллюстрация создана пастелью

Эта иллюстрация создана пастелью

Поделиться

Два пермских Майн Рида


В 1980-е годы в Пермском книжном издательстве вышло около десятка томов Майн Рида, которые пермяки охотно покупали в книжных магазинах. Обложки были цветными, а рисунки внутри — черно-белыми. Первыми издали «Белого вождя» и «Отважную охотницу», позже — «Квартеронку», «Оцеолу», «Всадника без головы» и другие. Все их проиллюстрировал Николай Горбунов. Выпуск завершили в 1991 году.

— В девяностые годы Николай Горбунов перестал получать заказы на иллюстрирование из-за кризиса — количество издаваемых книг сократилось, многие издательства в этот период просто закрылись, а пермское утратило статус государственного учреждения и стало частным, — говорит Александр Старовойтов. — Коля был вынужден зарабатывать на жизнь продажей своих старых работ. Несмотря на депрессию, он оставался приветливым и доброжелательным человеком.

Николай Горбунов в 1990-е годы

Николай Горбунов в 1990-е годы

Поделиться

Издавать Майн Рида продолжило пермское издательство «Янус». Иллюстрировать новую серию редакторы предложили Николаю Горбунову, и он согласился. Книги были похожи на издаваемые ранее с небольшим отличием для читательского взгляда — название располагалось в нижней части обложек.

— Тогда я был художественным редактором «Януса», с Николаем мы вместе работали над сборниками, — рассказал 59.RU художник Олег Иванов. — Коля зачитывался литературой, вживался в своих персонажей, сейчас такое у иллюстраторов бывает редко. Не только герои — индейцы, ковбои и путешественники — были у него с характерами, но и животные. У него получались удивительно живые и даже потные лошади — я их называю горбуновскими. Это были полноценные персонажи.

Одно из изображений лошадей на обложке

Одно из изображений лошадей на обложке

Поделиться

В последние годы у художника возникли проблемы со зрением, он почти не видел свои рисунки, работал интуитивно.

— Как-то в одном из издательств мне пожаловались на то, что Горбунов делает для них плохие рисунки, с непотертыми карандашными линиями, а для нас — хорошие, — продолжает Олег. — Я не стал говорить, что в последнее время у Коли было очень плохое зрение, он не видел, в каком виде сдает картинки. Я просто брал рисунки и подчищал их, а местами дорисовывал. На одной из обложек Майн Рида, не помню уже какой, чего-то не хватало. Только спустя время я понял, что на дальнем плане Николай наметил горы, и не хватало неба. Я его дорисовал.

Таким запомнили друзья Николая Горбунова

Таким запомнили друзья Николая Горбунова

Поделиться

В середине девяностых Пермское книжное издательство подало иск в суд на «Янус», обвинив в том, что у них украли сериал Майн Рида. В качестве компенсации истцы потребовали 20 миллионов рублей.

— Но никакого сериала в Пермском книжном и не было, — объясняет Олег Иванов. — Когда Коля работал там художественным редактором, он просто брал все книги Рида себе и оформлял их в одном стиле. Как такового сериала заложено не было, это был условный цикл, никто ему не платил за его разработку. Когда в «Янусе» мы собрались выпускать Майн Рида, то здесь уже заказали Горбунову разработку именно сериала. То есть в Пермском издательстве это был просто цикл книг, а в «Янусе» — сериал. Да, внешне эти книги походили на предшествующие издания, но надписи располагались по-другому, также отличались композиция, шрифты и компоновка обложки. Юридически не должно было быть претензий, и мне казалось, что суд мы выиграем, но этого не произошло. В качестве эксперта пригласили художницу Маргариту Тарасову, которая сотрудничала с Пермским книжным издательством и была заинтересована в их победе. Меня и автора иллюстраций не позвали. Это неправильно. Сумма оказалась неподъемной, наш директор был вынужден продать квартиру и машину, оставшись практически без ничего. Издательство переименовали в «Стрелец», а потом в «Стрелец-плюс».

На книгах, изданных Пермским книжным издательством, надпись наверху, на янусовских — внизу

На книгах, изданных Пермским книжным издательством, надпись наверху, на янусовских — внизу

Поделиться

«Горбунов-ковбой и горбуновы-индейцы»


Вскоре после суда, в 1996 году, Николай Павлович умер от сердечного приступа, не дожив до своего 60-летия. После смерти художника книги Майн Рида продолжил иллюстрировать Олег Иванов, постаравшийся в нескольких томах сохранить художественный стиль предшественника и товарища. Отличие было лишь в том, что Горбунов рисовал тушью, а Иванов — изографом.

— С первой книгой было сложно, — вспоминает Иванов. — И не потому что пришлось вживаться в манеру Николая, просто тяжело было принять его уход. Впервые в жизни я сорвал график сдачи книги на месяц.

Том «Огненная земля» Майн Рида, вышедший после смерти Горбунова, посвятили его памяти и предварили предисловиями о нем.

«Впервые встречаю героев, которые так походят на своего создателя, — написал Олег Иванов во вступительном слове. — Обычно персонаж незаметно для художника впитывает черты, недостающие или даже прямо противоположные его автору. Здесь же художник как бы примеряет на себя шкуру своего героя. И, всматриваясь в иллюстрации, мы видим, как горбунов-ковбой мчится на лошади, отстреливаясь от толпы горбуновых-индейцев».

Обложка книги «Охотники за скальпами»

Обложка книги «Охотники за скальпами»

Поделиться

.

Пермский поэт Федор Востриков посвятил Николаю Павловичу стихотворение:

Романтик жюльверновской дали,
Романтик майнридовских строк,
Твою мастерскую едва ли
Пройдешь, не ступив на порог.

А ступишь — провалишься в омут
Дремучих и трав, и лесов,
В кипенье бурлящих черемух,
В бунтующий мир парусов.

Каталог посмертной выставки художника с автопортретом на обложке

Каталог посмертной выставки художника с автопортретом на обложке

Поделиться

После смерти Николая Горбунова в библиотеке Горького прошла его памятная выставка. Старший сын художника, Андрей, собрал лишь часть его работ — из мастерской, музеев и частных коллекций. Но оригиналы внутренних рисунков к книгам, изданным Пермским книжным издательством, получить не удалось — неизвестно, где они.

— По правилам, издательство должно хранить рисунки художников год после выхода книги, а потом возвращать автору. Но даже после смерти его работы издательство не вернуло его родственникам, — говорит Олег Иванов.

В Пермском государственном краевом архиве, куда был передан фонд Пермского книжного издательства, их тоже нет. В Пермской художественной галерее хранятся несколько обложек, иллюстрации к другим авторам и станковая графика мастера.

  • ЛАЙК29
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter