7 мая пятница
СЕЙЧАС +11°С

Госдума приняла закон о просветительской деятельности. Почему ученые против и что говорит Климов — его автор и сенатор от Прикамья

Представители научного сообщества боятся, что после одобрения документа работать станет сложнее

Поделиться

Один из инициаторов законопроекта о просвещении — сенатор от Пермского края Андрей Климов

Один из инициаторов законопроекта о просвещении — сенатор от Пермского края Андрей Климов

Поделиться

Несмотря на протесты научного сообщества, 16 марта Госдума России во втором чтении приняла законопроект о просветительской деятельности. Он делает международное сотрудничество вузов и разного рода просветительство подконтрольными федеральным властям. Мы разобрались, кто и почему недоволен законопроектом, а также поговорили с одним из его инициаторов и разработчиков — сенатором от Пермского края Андреем Климовым.

Что написано в законопроекте?

То, что в народе называют законопроектом о просветительской деятельности, на самом деле является законопроектом о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании». В пояснительной записке сказано, что действующее законодательство не содержит положений, которые определяют правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления и требования к ее участникам, а это может повредить интересам государства.

«Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя», — считают авторы законопроекта.

В тексте поправок есть определение просветительской деятельности — ей предлагают считать деятельность, направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций. Целями могут выступать удовлетворение образовательных потребностей и интересов или интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие от человека. Здесь же прописано ключевое отличие просвещения от образования — отсутствие образовательной программы. Получается, лекция преподавателя вуза или урок школьного учителя — это образовательная деятельность, ведь она имеет программу, а вот подкасты, мастер-классы и видеоуроки должны отнести к просветительской.

Согласно законопроекту, просветительскую деятельность могут вести все — от органов власти разных уровней до частных компаний, предпринимателей и даже не оформленные как ИП граждане. Контроль за просветительством должно вести правительство РФ, но как именно он будет осуществляться, в тексте поправок не сказано. Предполагается, что это позднее определит само правительство. Оно же должно установить порядок, условия и формы просветительской деятельности.

Авторы законопроекта сформулировали лишь набор запретов — перечислили то, что просветителям точно делать нельзя.

«Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации», — гласит документ.

Никаких пояснений о том, что является сообщением недостоверных сведений, а что — выражением альтернативного мнения о том или ином вопросе, в документе нет. Нет там и ссылки на сборник сведений об истории, религиях и культуре, которые авторы законопроекта считают достоверными.

Кроме того, законопроект наделяет федеральные органы власти полномочиями по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. Как именно будет проходить эта координация, не сказано ни слова.

После прочтения законопроекта однозначного впечатления о том, как он может сказаться на сфере просвещения, не складывается. Поправки дают только возможности по контролю, но не объясняют, как он будет проходить.

Почему недовольны ученые?

С критикой законопроекта выступили многие ученые. Так, Российская академия наук направила в Госдуму запрос об отзыве законопроекта о просветительской деятельности. Президент РАН Александр Сергеев объяснил, что законодательная инициатива усложнит и затормозит популяризацию науки, сократит международные научные связи, а часть запретительных норм, предлагаемых в законопроекте, уже прописана в других актах, в частности касающихся борьбы с экстремизмом и его пропагандой.

Известный российский астрофизик Сергей Попов создал петицию на Change.org с требованием отозвать поправки в закон «Об образовании».

«Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и тому подобного», — объяснил астрофизик.

Петицию Сергея Попова подписали почти 240 тысяч человек, но к результату это не привело: Госдума приняла законопроект во втором чтении. Чтобы поправки вступили в силу, их должен одобрить Совет Федерации и подписать президент.

Еще одну петицию на Change.org создал кандидат политических наук, доцент Пермского государственного национального исследовательского университета Всеволод Бедерсон. Он раскритиковал законопроект и потребовал от Ученого совета и и.о. ректора вуза лишить одного из инициаторов и авторов проекта, сенатора от Прикамья Андрея Климова статуса почетного профессора ПГНИУ. По мнению Бедерсона, Климов инициирует принятие закона, направленного против науки и просветительства, а значит, не может носить почетного университетского звания.

— Сенатор Андрей Климов инициировал принятие поправок в закон об образовании, которые направлены на ограничение и маргинализацию открытой научной деятельности, просветительства и популяризации научных знаний, — обратился к пользователям интернета Всеволод Бедерсон. — Эта инициатива прямо касается всех ученых и преподавателей. Этот закон от Климова в случае принятия нанесет вред российской науке и особенно международному сотрудничеству российских ученых. Распространение научных знаний необходимо для развития научной дискуссии, привлечения абитуриентов в университеты, повышения качества образования через расширение интереса к науке.

Петицию пермского ученого поддержали чуть больше пятисот человек.

Как объясняют необходимость поправок их авторы?

Чтобы выяснить, чем вызвано принятие такого законопроекта, редакция 59.RU обратилась к самому Андрею Климову, который также является председателем комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета. В самом начале диалога с корреспондентом Климов акцентировал, что имеет ученую степень доктора наук, еще 25 лет назад занимался вопросами просвещения и уже тогда понимал, что это сферу нужно законодательно отрегулировать.

— Сложилась такая ситуация, что фактически просветительская деятельность в России есть, она упоминается в законе «Об образовании», но определения тому, что это такое и кто может этим заниматься, в законодательстве нет, — объяснил 59.RU сенатор Климов.

По словам сенатора, из-за того, что сфера просвещения была бесконтрольной, просветительские проекты подчас оказывались «нездоровыми» и вели к формированию ложных убеждений.

— Тридцать лет назад таких, кто заявлял, что земля плоская, не было, а сейчас полно, — привел пример Андрей Аркадьевич. — Необходимость в поправках была давно, но именно сейчас общество созрело к тому, чтобы их приняли.

Сенатор считает неверным мнение о том, что внесение поправок ограничит просветительскую деятельность. Он говорит, что законопроект готовили очень тщательно и потратили на это три года.

— В тексте поправок сказано, что просветительской деятельностью может заниматься любой, кто законно находится на территории Российской Федерации. Это прописали для того, чтобы никакой чиновник не смог сказать: «Этим можно, а вот этим нельзя», — объяснил Климов.

Член Совета Федерации считает, что законопроект не содержит никаких серьезных ограничений для просветителей — «только те, что и так зафиксированы в Конституции». Андрей Климов считает, что внесение поправок в «Закон об образовании», наоборот, поможет делу просвещения.

— Когда у нас в законодательстве нет определения просветительской деятельности, положений о том, кто и как может ей заниматься, мы не могли за счет бюджета поддерживать здоровую просветительскую деятельность, — отметил сенатор.

К сожалению, у сенатора не хватило времени, чтобы объяснить, какие именно формы контроля за просвещением и международным сотрудничеством образовательных учреждений планируют установить. Андрей Климов не стал говорить на эту тему и с корреспондентами газеты «Коммерсантъ». «Каким будет это регулирование — это отдельная большая тема», — сказал им сенатор.

Ранее стало известно, что школы России наймут людей, которые будут говорить с детьми о политике и митингах. Мы узнали, появятся ли они в Прикамье.

оцените материал

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ8
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Перми? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...