Образование Разговоры о важном подробности «Каждый гражданин должен знать, уважать и гордиться»: на ближайших «Разговорах о важном» школьникам расскажут про госсимволы

«Каждый гражданин должен знать, уважать и гордиться»: на ближайших «Разговорах о важном» школьникам расскажут про госсимволы

Занятие пройдет 28 ноября

На занятии старшеклассникам расскажут об истории появления герба России и научат отличать «правильный» герб от «неправильного»

«Разговоры о важном» — классные часы, на которых детям рассказывают про любовь к Родине, традиционные ценности, известных российских ученых и государственные праздники. Каждую неделю мы пишем, о чем будут беседовать с детьми на патриотических занятиях.

Мы уже писали, что после 30 сентября в готовые методические материалы добавили информацию о референдумах и присоединении к России ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, а еще в методичках поменяли темы — вместо традиционных семейных ценностей обсуждали ледоколы и развитие атомной отрасли в России. Мы разбирали «Разговоры» о Дне народного единства, классные часы на темы «Мы разные, мы вместе» и «День матери». А еще выяснили, что многим учителям отдельно не платят за проведение этих занятий, хотя в Минобре нам ответили, что за «Разговоры» полагается доплата. На этот раз тема занятия, которое пройдет 28 ноября, — «Символы России». В материалах для всех классов указано, что классный час должен сформировать у ребят патриотизм, любовь к Родине, развить историческую память и преемственность поколений.

1–2 классы: «Какие в нашей стране есть символы?»

Занятие начинается со слов учителя. Он говорит, что ребята принимают участие в поднятии флага России и исполняют гимн (с первого сентября каждый понедельник в школах начинается с этого), а дети уже знают, что флаг и гимн — это государственные символы страны.

— Есть еще один государственный символ — это герб, — продолжает учитель. — А хорошо ли мы знаем, что означают изображения на гербе? С какими историческими событиями связана символика герба? Почему люди во всём мире уважают герб, гимн и флаг своей страны?

В видеоролике, который дети смотрят после слов учителя, диктор объясняет, что «герб — это эмблема, символ государства», появившийся больше пятисот лет назад. На гербе России изображен двуглавый орел — «не только символ солнца, но и образ солнечной колесницы» («в древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами»).

После просмотра видео учитель рассказывает ребятам о короне на голове орла, символе законности, обозначающем, что «страна живет по справедливым законам, по чести и совести, в дружбе и согласии всех народов», всаднике, который поражает мечом дракона, скипетре и державе.

Детям читают стихотворение о гербе России

Затем дети должны ответить на вопросы: «Почему на гербе имеются короны?» (примерный ответ ученика — «Это символ единства нашей страны»), «Что означает изображение всадника?» (примерный ответ — «Победу добра над злом!») и т. д. Ответив на вопросы, ребята переходят к выполнению задания — им нужно будет собрать элементы герба Российской Федерации. После этого детям рассказывают про флаг и гимн России.

— Российский флаг — символ доблести и чести российского народа, — рассказывает ребятам учитель. — Российский флаг размещается на государственных зданиях, на домах в дни государственных праздников. Флаг, как и герб, показывает принадлежность к стране. Гимн — торжественная песня, прославляющая нашу страну. Флаг и гимн объединяют людей внутри страны и показывают единство граждан для людей из других государств.

Еще, рассказывает учитель, «под флагом в тяжелые для нашей страны времена солдаты вставали на ее защиту», флаг и герб — «символы победы российских спортсменов». Флаг есть даже на борту космического корабля. Затем дети узнают про символику цветов российского триколора и пытаются запомнить их последовательность.

— Важно помнить, ребята, что герб, флаг и гимн всегда напоминают нам о нашей Родине, — подытоживает учитель. — Когда мы знаем, что означают цвета на гербе или флаге, мы всегда можем вспомнить, какая у нас страна красивая, какой мужественный народ. Мы очень любим и гордимся нашей Родиной — Великой Россией!

3–4 классы: «Что может герб нам рассказать»

Ребятам постарше учитель тоже напоминает, что каждый понедельник в школе поднимают флаг и исполняют гимн, а потом спрашивает о том, почему госсимволам придается большое значение. Ответы на вопросы показывают в видео.

Диктор рассказывает, что история появления герба связана с княжескими печатями на Руси: у каждого князя был отличительный знак, который изображался на печати, клейме и монетах княжества.

Ребятам показывают княжеские печати

— Позже стали появляться гербы как символы государственности, — поясняет диктор. — Рассмотрим герб Российской Федерации. Изображение на российском гербе появилось давным-давно, более 500 лет назад. Это золотой двуглавый орел. Двуглавый орел символизирует независимость, могущество и единство Российского государства.

После этого учитель предлагает детям рассмотреть герб, рассказывает о значении его составляющих и цветов: «Красный — цвет храбрости, мужества, отваги, пролитой защитниками Родины крови; золотой — богатство во всех смыслах: материальные, природные достояния, духовные ценности; синий — небо, свобода, верность, честь; белый — чистота, благородство; черный — символ зла». Затем учитель рассказывает ребятам о флаге, символе «доблести и чести российского народа», единства граждан, о значении его цветов и о гимне, прославляющем Россию.

— Ребята, запомните, каждый гражданин нашей страны должен знать, уважать и гордиться государственными символами России, — заканчивает учитель.

5–7 класс: «Символы России»

В начале занятия учитель напоминает детям, что они — «граждане великой страны» и у России, как и у любого государства, есть госсимволы. Затем на видео диктор говорит, что «приближается один из самых значимых праздников для российской государственности — День герба» (он празднуется 30 ноября). После этого дети узнают о важности госсимволов, о том, что гербы есть и у городов России. Затем ученики отвечают на вопросы учителя. Их спрашивают, например, на каких зданиях есть флаг и когда исполняют гимн России.

День герба России празднуется 30 ноября

В основной части классного часа учитель рассказывает об истории появления герба.


— Первый раз двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана III в далеком XV веке, — рассказывает детям учитель. — До этого орел использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в России. На уроках истории вы подробно познакомитесь с другими славными делами Ивана Великого (так его называли современники), но важно, что в его эпоху государство стало называться Россией и в это же время стал применяться двуглавый орел в качестве герба.

Внешний вид герба менялся, а в Российской империи «на крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России», эти гербы «напоминали о героических страницах истории России: взятии Астрахани и присоединении Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона)».

В 1993 году двуглавый орел, говорит учитель, снова стал государственным символом. После экскурса в историю дети отвечают на вопросы по рассказанному.

Затем учитель переходит к разговору о гимне, делает акцент на том, что он был написан в годы Великой Отечественной войны, и зачитывает реакцию советского человека на его исполнение:

— Взволнованно слушала вся наша великая страна его исполнение по радио, — читает учитель воспоминание очевидца. — Простая, проникновенная мелодия гимна, вдохновенные и мудрые слова его близки сердцу каждого гражданина нашей родины. И нам, советским людям, особенно радостно сознавать то, что гимн великого нашего государства создан именно сейчас, когда победоносное движение доблестной Красной армии и небывалый трудовой подъем всей страны приближают час окончательного разгрома ненавистного фашизма.

После этих слов учитель спрашивает, насколько они перекликаются с сегодняшним днем и какие чувства у ребят вызывает гимн.

Дальше дети делятся на группы. Каждая группа должна представить свою трактовку значения цветов на флаге России, а затем ответить на вопросы по итогам работы.

В заключительной части ребята еще раз повторяют изученное и придумывают продолжения фраз: «Из услышанной сегодня истории российского герба мне больше всего понравился сюжет о… », «Я думаю, что двуглавый орел отражает особый путь развития нашей страны, так как… », «Когда я вижу герб и флаг нашего государства, слышу гимн Российской Федерации, меня переполняет чувство гордости, потому что…».

8–9 классы: «Символы России»

Занятие начинается с просмотра интервью с Александром Карелиным — Героем РФ, депутатом Госдумы, трехкратным олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе (этого видео на момент написания статьи еще не было в методических материалах). Затем учитель задает вопросы по просмотренному интервью. Далее ребятам включают видео (диктор рассказывает примерно то же, что и в материалах для других классов), а дети отвечают на вопросы учителя: вспоминают все госсимволы, говорят, где в их городе можно увидеть флаг и герб России и т. д.

Вторая часть классного часа посвящена истории герба и работе со стихотворением Владимира Степанова «Герб России». Ребята должны «определить, какие чувства вызывает государственный герб Российской Федерации у современного россиянина» и ответить на главный вопрос: «Почему автор использует прилагательные "сильный, мудрый, гордый" по отношению к гербу и что заставляет им гордиться?».

После этого дети пытаются определить значение цветов флага России и по итогам задания отвечают на вопросы о том, как флаг символизирует государственный суверенитет, что стало поводом гордости за флаг России и т. д.

Герб, по словам диктора, — это символ страны, который объединяет всех жителей с государственной властью

В заключительной части классного часа учитель говорит, что «флаг — символ защиты страны от врагов».

— Молодогвардейцы в Краснодоне во время фашистской оккупации ночью над зданием администрации водрузили советский флаг, — приводит пример учитель. — Это оказало огромное воодушевляющее воздействие на жителей. Во время военных действий флаг спасают от врагов, даже рискуя своей жизнью. В ночь на 7 ноября 1942 года, в канун 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, молодогвардейцы водрузили восемь красных флагов на самых высоких зданиях в городе Краснодоне и прилегающих к нему поселках. С гордостью приносят присягу у флага и читают клятву сегодняшние юнармейцы — члены общественного патриотического движения «Юнармия».

В завершение разговора учитель говорит ребятам, что они совершат много великих и важных дел и получат за это заслуженные госнаграды: медали, звания и даже ордена.

— На многих из них и удостоверениях к ним будет изображен государственный герб России, поскольку это символ государства, которое выразит вам признательность за ваши заслуги перед страной и ее народом, — подытоживает учитель.

В конце ребята тоже заканчивают предложения, как и 8–9-классники.

10–11 классы и СПО: «Символы России»

Старшеклассники и студенты тоже смотрят интервью с Александром Карелиным, а потом отвечают на вопросы. Затем учитель включает видеоролик про государственные символы России.

— В знак уважения к символам государства при исполнении гимна и поднятии флага все присутствующие встают, — говорит диктор. — <...> С юных лет каждый из нас много раз слышал слова гимна Российской Федерации. Его слова в нашей памяти: «Славься, страна! Мы гордимся тобой!»

Ребятам говорят, что 25 декабря 2000 года президент подписал законы «О Государственном флаге РФ» и «О Государственном гербе РФ»

В основной части дети учатся отличать «правильный» герб от «неправильного»:

— Вы идете по улице и вдруг замечаете, что на одном здании висит табличка с одним изображением государственного герба России, а в табличке на другом здании — цвет герба и его изображение совсем другие! — описывает учитель. — Или в интернете, на двух сайтах, которые заявляют себя «официальными», «государственными», вы видите изображения российского флага с двумя совершенно разными гербами… Как различить, где «правильный» сайт, где нет, где официальное учреждение, а где нет?

Детям раздают выписки из Федерального конституционного закона «О государственном гербе Российской Федерации» и карточки с изображениями герба, которые полностью или частично соответствуют закону. Дети должны определить, какие гербы на карточках «правильные». Затем ребята обсуждают значения цветов флага, рассуждают о ситуациях, когда госсимволы обязательны для использования и так далее.

В заключительной части занятия ребята думают, что объединяет фотографии с изображением флага (фото олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой с флагом, покорение Фёдором Конюховым Эвереста, знамя Победы над Рейхстагом и т. д.).

В конце классного часа учитель говорит ребятам, что они могут сделать «много добрых, полезных и важных для страны дел», за которые многие получат награды с гербом России.

Ранее мы публиковали колонку учителя из Прикамья: она честно рассказала, что думает о «Разговорах о важном» и платят ли за их проведение.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
273
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления